Шауль Авигур: «Вечный Жид» и «Аноним»

Шауль Авигур: «Вечный Жид» и «Аноним»

Он родился в Двинске (ныне Даугавпилс, Латвия) 22 октября 1899 года. Звали его Шауль, а фамилия была Меиров.

Шауль был ещё мал, когда семья переехала в уездный город Могилев-Подольский, издревле стоявший на перепутье торговых дорог. Отец его, Лейба Шмеркович, удачно торговал зерном. Семья не бедствовала. В доме говорили по-русски, однако Шауль с детства изучал иврит. Для лучшего усвоения материала заниматься приходилось рано утром, до школы. Помимо религиозных книг Шауль читал присылаемые на дом журналы и газеты на иврите. Лейба Меиров твёрдо решил перевезти семейство в Палестину. И всем было понятно — почему. На своём опыте понял это и Шауль. Ему шёл 10-ый год, когда в школе появился новый предмет: военное дело. Юный Меиров с воодушевлением маршировал на плацу, делал повороты, вытягивался во фрунт. Но когда дошло до ружейных приёмов с деревянными макетами винтовок, учеников-евреев отправили в класс и более к занятиям не допускали.

Впервые Эрец Исраэль Шауль увидел в 12 лет. Как и многие дети из недавно прибывших семей, он учился в гимназии «Герцлия», где накрепко сдружился с пареньком постарше, Элияху Голомбом, будущим командиром Хаганы.

Меировы жили в Тель-Авиве. В 1917 году турецкие власти, опасаясь пробританских настроений среди евреев, депортировали большую их часть вглубь Османской империи. Шауля принудили заняться заготовкой дров.

После окончания войны и установления контроля британцев над Палестиной, 20-летний Шауль много странствовал по Эрец Исраэль, занимаясь любой подходящей работой, присматривался к людям и жизни. Он нашёл своё место в кибуце Кинерет и вступил в сионистскую социалистическую партию «Ахдут ха-Авода».

В 1920 году по окрестностям был брошен клич: собирали добровольцев для обороны поселения Тель-Хай. Арабских «соседей», почувствовавших свою силу и отсутствие крепкой власти, удерживала от атак лишь опаска получить сдачи. Шауль поступил под команду Иосифа Трумпельдора, нёс патрульную службу, исполнял хозяйственные работы. Плечом к плечу сражался он с защитниками Тель-Хая, а потом, оставляя горящий посёлок в ночи, правил тележкой, на которой умирал его раненый товарищ, полный георгиевский кавалер и герой Порт-Артура.

— Тель-Хай изменил меня, — рассказывал впоследствии Шауль, — Оттуда я вернулся другим человеком.

Меиров стал активно работать в скрытых еврейских структурах Подмандатной Палестины. Задачи были разнообразны, и всегда опасны.

Шауль участвовал в организации нелегальной иммиграции евреев в Палестину — «Моссад ле-Алия Бет». Вопреки всем усилиям британцев число перебравшихся в Эрец Исраэль неуклонно росло.

Меирова включили в состав центрального руководства Хаганы. Ему поручили важнейшие задачи: приобретение оружия и накопление арсенала. На основе малых мастерских Шауль выстроил то, что расцвело как военная промышленность Еврейского Государства. Благодаря ему возникла «Шай» («шерут иедиот» на иврите) — служба информации Хаганы, прообраз будущих секретных ведомств Израиля.

С началом Второй мировой Шауль часть времени отдавал подготовке парашютно-диверсионных групп, которым предстояло действовать в Европе, и которые получали негласное задание Хаганы: спасение еврейского населения.

Выполняя поручения «Моссад ле-Алия Бет», Меиров побывал в столицах арабских стран — в Египте, Ливане, Сирии. Он пробрался в Турцию, а в 1942-ом посетил Иран, где установил контакты с евреями из Польши, прибывшими туда вместе с армией генерала Андерса. Позже часть беженцев удалось переправить в Эрец-Исраэль.

После войны он руководил операциями организации «Бриха», действовавшей в Западной и Восточной Европе, а также Северной Африке, в результате которых в Подмандатную Палестину прибыли десятки тысяч евреев, уцелевших в Холокосте.

В военные и послевоенные годы Шауль много странствовал, часто тайно пересекая границы, за что получил у соратников прозвище «Вечный Жид» в честь легендарного скитальца.

Ещё в 30-ых британцы включили его и трёх других «особо опасных» сионистов в «чёрный список». В списке фигурировали и его старые друзья-соратники: Дов Хоз, Моше Шарет и Элияху Голомб.

В июле 1948 года в бою у Седжеры в Войне за независимость Израиля геройски погиб 17-летний сын Шауля, Гур. В память о сыне Шауль Меиров изменил свою фамилию на Авигур — «Отец Гура» на иврите.

Долгие годы Шауль был советником Давида Бен-Гуриона по военным вопросам — вплоть до создания Израиля.

В строительстве нового государства Авигур принимал участие как один из учредителей министерства обороны, заместитель министра и руководитель разведывательных служб, а потому имя его упоминали чрезвычайно редко. Так возникло новое прозвище: «Аноним».

Шауль координировал во всём мире работу по репатриации советских евреев в Израиль. С его подачи Давид Бен-Гурион создал специальный отдел канцелярии премьер-министра, поддерживавший борьбу за право евреев СССР и стран Восточной Европы на репатриацию.

В 1973 году «за плодотворную деятельность на благо народа и страны» Шауль Авигур был удостоен Государственной премии Израиля, в том же году ему было присвоено звание почётного доктора Еврейского университета в Иерусалиме.

В 70-ых Шауль вернулся в кибуц Кинерет, где некогда начал свой самостоятельный путь. Он скончался 29 августа 1978 года. «Вечный Жид» и «Аноним» упокоился на скромном кладбище кибуца. 

P.S. 

В честь Шауля Авигура названы улицы в Иерусалиме, Тель-Авиве и Беэр-Шеве, а также начальная школа в Рамат-Гане. 

Авигур принял участие в составлении восьмитомного труда «История Хаганы». 

Шауль написал собственную книгу мемуаров «С поколением Хаганы», которая выдержала четыре издания на иврите и в 1976 году вышла в свет в переводе на русский. 

Авигур стал одним из основателей Музея «Хаганы», названного именем его друга Элияху Голомба.

Похожие статьи