|
Виктор Шапиро
Виктор Шапиро

Почта, вручающая письма Б-гу

Некогда почтальоны носили мундиры и были важными госчиновниками, они и только они связывали с миром — приносили письма и газеты. Им посвящали стихи: «Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне?» — писал Самуил Маршак. И конечно же, у еврейского государства должна быть своя Почта Израиля!

Кстати говоря, она моложе самого государства. Декларация независимости была подписана и провозглашена в пятницу вечером, и создавать госучреждения было уже поздно — ведь в Шабат нельзя создавать ничего нового. Поэтому день рождения израильской почты — 16 октября, и первые два дня своей истории независимый Израиль жил без такого важного ведомства.

Как известно, от почтамта отсчитывают расстояние между городами. Здание Центрального почтамта в Иерусалиме по улице Яффо, 23 — одно из самых внушительных в городе. Оно сочетает в себе стиль баухауз с типично иерусалимскими ориентальными элементами — арочными окнами. В центральном окне, как принято в европейских городах, оборудованы гигантские часы. В 1972 году центральный зал почтамта был украшен гигантским 27-метровым настенным рисунком художника Авраама Офека, посмотреть на который специально приходят туристические группы.

Характерным атрибутом израильских почтовых отправлений является синяя наклейка с быстроногим оленем. Этот символ израильской почты создали выходцы из Латвии братья Гавриэль и Максим Шамиры (они же придумали израильский государственный герб). Образ, как и полагается в еврейском государстве, взят из библейских источников, а точнее — из благословения праотца Яакова своим сыновьям: «Выпущенная на свободу олениха, которая приносит прекрасных оленят». С годами дизайн логотипа слегка менялся, но олень (или олениха?) на нем красуется и поныне.


Израильская почта образовалась на базе британской почты мандатных властей. А вот до британского мандата в Эрец-Исраэль одновременно действовало несколько разных почт. Наряду со своей почтой, тогдашние османские власти разрешили сразу нескольким державам — Франции, Италии, Австрии, России и Германии — оказывать почтовые услуги на Святой земле.

Интересно, что первая еврейская почтовая марка появилась за сорок лет до рождения Государства Израиль. Житель Петах-Тиквы Ицхак Голденгирш сумел убедить австрийское почтовое ведомство открыть в его городе отделение, а затем потребовал выпустить по этому случаю особую марку с надписью на иврите. Австрийцы согласились, и на свет появился знак почтовой оплаты, на котором нет указания страны, зато крупными буквами на иврите написано название города.


Помимо почтовых марок излюбленным предметом коллекционирования всегда были почтовые открытки. Еврейские открытки — это неисчерпаемый кладезь знаний о повседневной жизни, источник сведений о прическах, нарядах, жилищах евреев. Любопытно, но почти все еврейские почтовые поздравления посвящены Рош а-Шана — Новому году. В 1950-е годы в Израиле тоже вспомнили обычай посылать поздравительные открытки на новолетие. Они даже получили особое название — «шанот товот» — «доброгодки». Вместо бородатых, благочестивых, в лапсердаках и сюртуках обитателей местечек и еврейских кварталов на почтовых карточках молодой страны изображались успехи ее промышленности и сельского хозяйства, а жители были одеты в легкую одежду, соответствующую более теплому климату и более вольным нравам свободного Израиля. Для старшего поколения израильтян открытки делались в неповторимом наивном стиле, где преобладали слащавые цветочки и птички, розовощекие мальчики (непременно в кипе) и девочки, шофары и свитки Торы, после Шестидневной войны возник новый сюжет — непобедимые солдаты и неотразимые солдатки Армии обороны Израиля. С 1970-х годов количество поздравительных открыток стало снижаться, а затем этот милый обычай и вовсе исчез. Есть даже такой рассказ «Открытки»: бабушка в израильской семье получала их со всего мира на идише, а когда она умерла, открытки какое-то время шли, а потом перестали — связь с миром оборвалась…

Но хотя почта отступает в условиях конкуренции с телефоном, а теперь и с интернетом, израильские умники трудятся над совершенствованием средств связи — изобретают различные мессенджеры, позволяющие вместить в смартфон куда больше почтовой корреспонденции — писем, газет и журналов, чем в «толстую сумку на ремне». Старинными же почтовыми открытками евреи обмениваются в социальных сетях как предметом ностальгии.

Но у израильской почты все равно хватает работы. Она — единственная в мире, которой приходится вручать письма и посылки, адресованные Б-гу. В Иерусалим регулярно приходит разнообразная корреспонденция со всего мира, на которой в качестве адресата указан Вс-вышний. Отправители порой отмечают и адрес получателя: Стена Плача, Ган Эден («Райский сад») или «Седьмое небо». Раз в год все такие письма переправляют главному раввину Котеля («Стены Плача»), чтобы он поместил их среди камней Стены.


Похожие статьи