|
Мария Якубович
Мария Якубович

Как Моше Даян на Вьетнамскую войну отправился (Часть-2)

Ставший политическим лузером в Израиле Моше Даян съездил во Вьетнам в качестве журналиста газеты «Маарив», чтобы в труднейших тропических условиях впитать опыт этой войны и применить его на израильской практике, добившись нового военного назначения. 

Во Вьетнаме журналист Даян сначала был назначен в 7-ю эскадрилью второй бригады Первой морской дивизии, а затем в «Зеленые береты» – спецназ армии США.

 

Перелет к полю боя. Фото: коллекция Дана Хадани 

После первого дневного патрулирования со своим участием он не смог утаить собственное профессиональное мнение: сказал командирам, что усиленные американские патрули на реках не помешают вьетнамцам провозить оружие и боеприпасы контрабандой; американцы не останавливают каждую лодку и не проводят тщательный обыск. Он предложил значительно сократить патрулирование «и размещать воздушное и морское подкрепление в определенных местах, которые могут быть мобилизованы с помощью двусторонней радиосвязи» (27 июля 1966 года, «Вьетнамский дневник»). 

 

Форсирование реки. Фото: коллекция Дана Хадани 

Вокруг него царили американская мощь и высокомерие: авианосцы сражались с деревянными лодками, танки атаковали деревянные хижины и вертолеты, беспощадно преследуя пару едва вооруженных партизанских воинов. Несмотря на это, разговоры Даяна с солдатами и офицерами оставили у него позитивное впечатление: «Либеральные, опытные, приятные и спокойные. Как личности они – золото. Но до момента: пока не затронешь власть США. На эту тему даже в разговоре они совершенно негибки». 

То, что он видел, убеждало его в том, что война во Вьетнаме была имиджевой войной, в которой северные вьетнамцы платили высокую цену за попытку бросить вызов сверхдержаве: «У меня сложилось впечатление, что это не партизанская война, и даже не война против Хо Ши Мина [командующего северными вьетнамскими войсками], а американская война против всего мира. Чтобы продемонстрировать свою силу и стойкость своих решений всем (включая Англию, Францию, СССР) и дать понять: когда американцы вступают в бой – они непобедимы» (29 июля 1966 года, «Вьетнамский дневник»). 

Даян не просто наблюдал военный опыт и сражения: в отличие от многих солдат и командиров, с которыми он встречался, он пытался понять, как будет выглядеть разделенная страна после окончания войны – предполагая, что она будет завершена к удовлетворению американцев. Он брал интервью у солдат, которые ранее работали в области вьетнамского регионального развития: в сельском хозяйстве, в строительстве инфраструктуры для школ и системы здравоохранения. Именно от них он услышал распространенный прогноз американских военных: потребуются десятилетия, чтобы местные жители смогли создать «региональную администрацию, которая взяла бы бразды правления в свои руки» (3 августа 1966 года, «Вьетнамский дневник»). 


Даян ест кукурузу с местной семьей. Фото: коллекция Дана Хадани 

Даян не пощадил старших командиров, жестко их раскритиковав: он публично не поверил генералу Уэстморленду, что целью армии является помощь вьетнамскому народу. На этом этапе войны целью Америки было полное уничтожение Вьетконга. «Ничего общего с оказанием помощи вьетнамцам: просто американская война против Вьетконга. Неважно, как они достигли этой точки – из-за желания помочь вьетнамцам, поддержать Женевское соглашение или по любой другой причине. На этом этапе они не остановят войну, даже если этого потребует благо вьетнамцев (а кто это решит?)». 

Это не было пессимизмом. Даян поддержал право мощной военной сверхдержавы, такой как Соединенные Штаты Америки, стрелять на поражение «после выстрела вражеского снайпера». Тем не менее он категорически высказался против того, что он назвал «американизацией мира». Американская система медицины, обучения, управления чужда здешнему миру, а, значит, бессмысленна. Вьетнам, как и любая другая страна, может получать внешнюю помощь, но не патронаж; его прогресс должен быть органичным и независимым – через совет и помощь, а не через диктовку и укрощение» (4 августа 1966 года, «Вьетнамский дневник»).

Статья с этими выводами опубликована 16 октября 1966 года. 


«Путь Хо Ши Мина не может быть заблокирован бомбами» – предпоследняя статья Моше Даяна в «Маарив». 28 октября 1966 года 

Выводы Даяна опубликовали не только в Израиле: его статьи появились в британской газете Sunday Telegraph, французской Le Figaro и американской Washington Post. Пребывание Даяна во Вьетнаме муссировалось в прессе различных арабских стран, которые опасались вмешательства Израиля в войну. 

Вьетнамское приключение Даяна дало жизнь одному из наиболее изношенных клише, постоянно цитируемому отцами-основателями Израиля, – нужно, чтобы Государство Израиль само решало свои проблемы. «В Израиле, когда мы говорим об «американском участии», мы должны знать, что означает американская военная помощь: это не передача Седьмого флота под командование ЦАХАЛ, а, наоборот, передача израильского суверенитета американским войскам. Чтобы сохранить независимость союзника, они сначала забирают его себе на хранение» (29 июля 1966 года, «Вьетнамский дневник»). 

Несмотря на то, что пятидесятиоднолетний и одноглазый Даян перемещался и действовал на равных с молодыми американцами, вьетнамские условия его потрясали: «Я видел грязь раньше в своей жизни, мы вставали на колени, работая первые годы в мошаве Нахалаль, но я никогда раньше не видел грязи подобной этой. Главным образом надо сказать «спасибо» танкам, которые размалывают землю, влажную от непрекращающихся муссонов» (13 августа 1966 года, «Вьетнамский дневник»). 

С легким утомлением от усталости и переживаний долгого вьетнамского дня Даян описывал то, что мешало ему спать на базе в самом сердце вьетнамских джунглей: «Ночью я нанес на себя двойной слой репеллента от комаров. Сон затруднен: комары и артиллерия. Артиллерия внутри периметра лагеря сотрясает землю и стены каждым выстрелом (особенно калибр 175 мм). Кроме того, вы замечаете различие между «выходящими» бомбами – американскими орудиями, стреляющими наружу, и «входящими» – вьетнамскими бомбами, которые взрываются внутри лагеря» (22 августа 1966 года, «Вьетнамский дневник»). 


Бритье в джунглях. Фото: коллекция Дана Хадани 

К концу пребывания во Вьетнаме Моше Даян убедился в том, что подобная война, которая длится долго, заведомо проиграна. По его оценке, армия США имеет силы, чтобы уничтожить Вьетконг, но никогда не сможет искоренить поддержку большинством жителей страны битвы Севера за независимость. 

Отсюда и родилась его стремительность в решении всех военных вопросов Израиля, принесшая реальные плоды. 


Моше Даян в джунглях Вьетнама. Фото: коллекция Дана Хадани

Похожие статьи