Психолог и аидише-мама

Психолог и аидише-мама
Лена Фейгин

Не многим выходцам из СССР довелось работать директором школы в Нью-Йорке. Психолог Лена Фейгин — одна из них.

– Лена, расскажите немного о себе, о том, как оказались в Америке и что привело вас в Москву.

– Родилась я в Москве. Мои бабушка и дедушка по маминой линии — москвичи, хотя их корни в Украине, папины корни — в Белоруссии. Как во многих еврейских семьях, моих родственников после войны раскидало по разным частям мира. Моя фамилия Фейгин, полученная от отца, не склоняется, потому что большую часть своей жизни я прожила в Нью-Йорке, куда мы приехали из российской столицы. Бабушкина сестра по маме эмигрировала в США в 1979 году. Когда мне исполнилось 15 лет, мы тоже переехали в Америку по программе восстановления семьи. Нью-Йорк стал моим домом более чем на двадцать лет. Я не собиралась уезжать из Штатов, но центр интересов моего супруга был сосредоточен в Москве, и я отправилась к нему. 

– С какими категориями пациентов вам как психологу приходится больше контактировать?

– Моя деятельность очень разнообразна. Я практикующий психолог и в рамках частной практики провожу индивидуальную работу с клиентами 12+, с подростками и взрослыми. Я работаю в системной семейной терапии, занимаюсь научными исследованиями и даже основала в Америке Исследовательский институт отношений (Relationships Research Institute). Есть у меня и корпоративные клиенты, в работе с бизнесом мы составляем психологические портреты сотрудников, разбираем деятельность бизнес-команд, даже создали с партнерами IT-продукт для оценки персонала и лучшего понимания человеческой стороны бизнеса.

– Тема материнства, женской психологии также занимает определенную часть в вашей деятельности. Значит, вас можно назвать истинной аидише-мамой?

– Меня смело можно назвать аидише-мамой не только для моих детей, но и для друзей. Я стала мамой первый раз в 37 лет, второй — в 41 год, для меня это достаточно осознанное родительство. Конечно, дети забирают много времени, сил, энергии, но я очень счастлива, что могу посвятить часть своей жизни малышам.

Вскоре выходит моя первая книжка из нескольких запланированных по контракту, предназначенная для будущих мам и пап, — об осознанном родительстве. Первая часть книги посвящена определению своего психологического портрета, в целом это очень прикладная вещь, в ней можно будет найти ряд практических заданий. При планировании ребенка важно, чтобы это было ваше желание, без всяческого давления общества. В книге я показываю, как выстроить для себя систему поддержки в этом процессе, найти друзей, родственников, которые будут вам помогать. Однако мой литературный труд — не только про психологию, питание, эмоции, он также затрагивает медицинские аспекты. Например, если беременность не наступает естественным путем, так как к осознанному родительству люди часто приходят в более взрослом возрасте, можно предложить лечение методом ЭКО. В Москве я плотно сотрудничаю с Институтом репродуктивного здоровья Remedi, вместе с врачами в клинике мы планируем запускать группы по психологическому сопровождению пар, готовящихся стать родителями. В книге будет много доступной информации относительно мифов, связанных с ЭКО.

– Очень интересная информация. В чем существенная разница между психологом и психиатром, как точно понять, какой специалист требуется человеку?

– Психиатр — врач, психолог — помогающая профессия, а клинические психологи находятся где-то посередине. Психолог и психиатр могут работать в тандеме, когда есть необходимость в медикаментозном вмешательстве или госпитализации, чтобы сбалансировать состояние пациента. Психиатр работает с психиатрическими диагнозами, когда решить проблему немедикаментозно невозможно. К психологу же обращаются со стрессовыми ситуациями, кризисами, по вопросам семейного взаимодействия.

– Скажите, чем все-таки различаются системы воспитания детей в России и Америке?

– Система воспитания в России и Америке различаются подходом. Вот показательный пример: наш сын пошел в американскую школу в Москве, и у нас состоялось первое родительское собрание. В отличие от России, на этих встречах с педагогами ребенок всегда присутствует. Учитель задает вопросы ученику: «Йося, как ты считаешь, что у тебя лучше всего получается? Какую дисциплину следует подтянуть, где доработать?»  — и дает свои комментарии. Педагоги не перехваливают ребенка, потому что школа платная, а говорят, как есть, достаточно прямолинейно, вырабатывая у своего ученика мотивацию. Школьник при этом — постоянный и правомерный участник всего переговорного процесса. Также в американской системе образования нет оценочности, когда одних детей сравнивают с другими.

Беседовала Яна Любарская

СПРАВКА

Лена Фейгин родилась в Москве. В 80-е годы эмигрировала с родителями в США. Окончила факультет психологии в Fordham University (Нью-Йорк). Психолог, системный семейный терапевт. Член Американской психологической ассоциации (APA). Докторант Университета Зигмунда Фрейда (Sigmund Freud University) в Вене. 

Похожие статьи