|
Нелли Рувинова
Нелли Рувинова

Ателье в Освенциме, спасавшее жизни

Ателье в Освенциме, спасавшее жизни
Берта Беркович с сестрой Катькой были среди женщин, которые выжили в Освенциме благодаря работе в ателье

Когда Люси Эдлингтон, историк моды, узнала об ателье в Освенциме, где еврейских женщин заставляли шить одежду для жён нацистов, она даже не думала, куда приведёт её расследование, которое она затеяла. «Меня очень заинтересовало в тот момент, кем же были те женщины, — делится Эдлингтон. — Удалось найти всего несколько имён, но эта история вдохновила меня на создание романа, повествующего о жизни подруг, работниц ателье в концентрационном лагере. Книга Эдлингтон «Алая лента» была опубликована в 2017 году и разошлась крупным тиражом. В том же году в лондонской газете «Джюиш кроникл» на книгу была напечатана рецензия. А после этого в редакцию посыпался шквал писем, сообщает Australian Broadcasting Corporation.

«Я знаю этих женщин»

Статью увидели родственники тех самых работниц ателье, выживших в Освенциме, и решили связаться с Люси Эдлингтон.

В числе корреспондентов была внучка Марты Фукс, узницы Освенцима, которую поставили руководить тем самым ателье. «Марта была опытной портнихой, до войны у неё было собственное ателье», — говорит Эдлингтон.

Работа в ателье давала женщинам защиту, спасала их от газовых камер, и Марта изобретала причины, чтобы нанять ещё и ещё работниц, даже если они не умели шить. Так, например, на работу приняли 14-летнюю племянницу Марты Розику.

К 1944 году в ателье работали 25 женщин.

ba287a7067af019058e24016b1bc9a6f.jpg
Марта Фукс принимала на работу в ателье других узниц Освенцима, чтобы спасти им жизнь.

Однако ателье спасало жизни не только тем узницам, которые в нём работали. Каждая из этих женщин потом помогала другим. Сама Марта Фукс использовала своё положение, чтобы выйти на подпольное движение сопротивления в Освенциме.

6d2381470bcd2af237cb79e98be61a40.jpg
Марта Фукс, выжившая в Освенциме, впоследствии вышла замуж и родила детей.

Работницы ателье тайно передавали сообщения об успешных операциях союзников, например, об их высадке в Нормандии.
Марта Фукс была капо, привилегированной заключённой, чьи указания должны были выполнять другие узницы, но она никогда не злоупотребляла своим положением. Наоборот, Марта часто проявляла сострадание. Она образцово вела себя с другими заключёнными, на неё равнялись. Люси Эдлингтон рассказывает, что еврейский труд использовался не только при пошиве одежды в ателье: некоторые другие работницы осматривали имущество убитых в лагере, вдруг попадётся что-то ценное.

d11dec08cf6a6ca15c834d1f7936d11f.jpg

Работницы ателье перебирают одежду убитых заключённых. 

«Им приходилось перебирать одежду убитых. Потом её отправляли в Германию, где продавали обычному населению. Жадности нацистов не было предела, они даже на этом делали деньги», — возмущается Эдлингтон.

«Они не считали себя плохими»

Идея создать ателье принадлежала Гедвиге Хёсс, жена коменданта Освенцима Рудольфа Хёсса. Они с мужем жили в особняке недалеко от концлагеря. Изначально Гедвига Хёсс взяла Марту Фукс в качестве прислуги и чтобы отремонтировать кое-какую одежду. Тогда-то всё и началось.

«Хёсс знала о голоде и многочисленных смертях в лагере, как и многие клиентки ателье. Тем не менее, это не мешало ей спекулировать на ателье и зарабатывать деньги, а клиенткам — продолжать пользоваться услугами лагерных портних. Я не понимаю, как можно было заказывать пошив платья, зная, что твой муж в лагере уничтожает десятки людей», — говорит Эдлингтон.

Внуки Гедвиги Хёсс говорили, что бабушка никогда не раскаивалась в собственных поступках и не чувствовала угрызений совести за злодеяния своего супруга.

Сила одежды

У заключённых концлагерей отбирали одежду, чтобы унизить, лишить чувства собственного достоинства. А у работниц ателье была возможность использовать своё положение и при помощи каких-то деталей придать себе более женственный, иногда просто более человечный вид.

В январе 1945 года, когда советские и союзные войска приступили к освобождению Западной Галиции, нацисты приказали эвакуировать Освенцим. Заключённых перемещали в лагеря на территории Германии по мере приближения к ним войск союзников. Позднее такие перемещения получили название «марши смерти».

Многие из тех, кто выжил в Освенциме, после освобождения продолжили зарабатывать себе на жизнь шитьём. А некоторые, наоборот, забросили это дело навсегда.

Последняя из «портних Освенцима»

Люси Эдлингтон удалось не только пообщаться с родственниками тех работниц ателье. Она также разыскала Берту Беркович-Кохут, последнюю выжившую «портниху Освенцима». Она пробыла в лагере тысячу дней, и, как она сама неоднократно вспоминала, «могла бы умереть тысячу раз в каждый из этих дней».

В 2019 году Эдлингтон в течение трёх дней записывала интервью с Бертой. На тот момент Берте было 98 лет. Берта скончалась в феврале этого года от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией. Это интервью легло в основу новой книги Эдлингтон «Портнихи Освенцима». 

a5cc4275d9dbd7db3e9cddcc8ea5c453.jpg
Люси Эдлингтон и Берта Беркович-Кохут

Берта рассказала Люси, что в Освенциме было много портних, гораздо более способных, чем она сама, но без связей и определённой доли удачи выжить было невозможно.
Именно эти связи, дружба этих женщин помогли им пережить всё зло, совершённое нацистами, эсэсовцами, в частности, Рудольфом и Гедвигой Хёсс. 



Похожие статьи