|
Ирина Израева

Марита Гилядова: призвание — Учитель

Марита Гилядова: призвание — Учитель

С героиней интервью я познакомилась с помощью чата «Зуун дедеи». Однажды мы оказались гостями на свадьбе, сидели рядом и между нами завязалась непринуждённая беседа. Оказалось, что Марита — моя коллега, преподаватель математики в старших классах, хотя по образованию учитель начальной школы. Она осваивала математику самостоятельно по учебникам, да ещё на иврите. Я-то знаю, как это сложно! Мне, увы, не хватило выдержки и терпения, чтобы в Израиле подтвердить свой диплом и пришлось переквалифицироваться, однако случай Мариты меня просто вдохновил, я с восхищением слушала её рассказ.... Сколько времени и сил потратила она, чтобы заниматься своим любимым делом! Её пример убеждает в том, что Учитель — это не просто профессия, это призвание, которому отдают душу и сердце!

- Где вы родились и выросли?

- Родилась 8 января 1951 года в Дербенте, в простой рабочей многодетной семье, где была самой старшей. Моя мама работала осмотрщицей на железной дороге, а также подрабатывала в гараже автопарка: обслуживала рабочих, приезжавших в Дербент для прокладки высоковольтных линий. Я ей помогала во всём, вся забота о младших сестрах и братьях, работа по дому были на мне, так как маме было очень тяжело и просто не хватало времени и сил на семью. При этом я хорошо училась и помогала младшим выполнять домашние задания. Жили мы в государственной однокомнатной квартире всемером. В семье царили железная дисциплина и порядок. Ещё в начальной школе я решила, что буду учительницей. Закончив девять классов, поступила в педучилище, которое находилось далеко на окраине. Транспорт ходил очень редко, и в училище приходилось ходить пешком в любую погоду, а это примерно 10 км. Так жизнь закалила меня. По окончании училища по распределению на два года меня направили в село Салик. Жила в селе и только по выходным возвращалась домой. Работала в две смены, помимо этого вела клубное дело, была окружена уважением и доверием со стороны коллектива и сельчан. Очень хочется отметить, что вела большую работу по всеобучу. Сельских девочек не отпускали в школу, заставляли их ткать ковры. Мне их родители доказывали, что толка от образования нет: «Ты получаешь в месяц 85 рублей, а мы за месяц соткём ковёр, продадим и выручим пять тысяч. Лучше ты приходи к нам и учись ковроткачеству. Спасибо скажешь!»

Мне было жалко этих девочек. Меня ждала успешная карьера в селе, но когда меня стали сватать азербайджанцы, то мама быстро перевела меня в Дербент. В 1972 году я поступила работать в школу-интернат №2, где и проработала 28 лет, пока не репатриировалась в Израиль. В интернате меня быстро отметили и три года подряд доверяли вести первые классы, в которые поступали дети с гор Южного и Северного Дагестана, не говорившие на русском языке. Учить их было сложно, но к концу первого полугодия дети уже начинали говорить, читать, писать, после чего их передавали другим учителям. Я давала открытые показательные уроки. Мне первой в школе доверили экспериментальную программу «Обучение с увлечением», предназначенную для детей шестилетнего возраста. Было тяжело, осознавала серьезную ответственность перед собой и перед теми, кто доверил мне это дело. А у меня уже было трое детей: дочка и два сына. Спасибо моему супругу, который во всём мне помогал, понимая мою занятость. Ночами не спала: готовила наглядные пособия своими руками. Руководство постоянно отмечало мою работу и ставило в пример другим. Мы постоянно проводили утренники, театральные постановки, а когда появилась видеотехника, все мероприятия записывали на пленку. Позднее я была избрана методистом педагогов начальных классов, получила звание учителя высшей категории, была наставницей для молодых учителей, но пришлось репатриироваться в Израиль в возрасте 49 лет: старший сын в 1995 году уехал по программе НААЛЕ в Израиль, а в конце 99-го его призвали в армию, и однажды нам позвонили из Израиля и упрекнули, что при живых родителях чужие должны сына провожать в армию... Это и стало побудительным мотивом к репатриации. Мы оставили всё, отдали ключи соседям. 17 февраля 2000 года приехали в Израиль и нисколечко не жалеем! Благодарю Б-га и судьбу! Целеустремлённая и полная оптимизма, я решила найти свою колею в Израиле, хотя родня говорила: «Забудь о своей профессии, иди на уборки или присматривать за пожилыми!» Конечно, я и начала с этого. Но, при подтверждении в Хайфе дипломов меня работник Министерства образования спросил, что я собираюсь делать. Я ответила, что пойду, как и все, на уборки, на что он сказал: «Не жалко 30-летний труд выбросить на помойку? Надо выучить язык, подтвердить диплом и получить разрешение на преподавание».

Тогда я последовала его совету, проучившись четыре года в ульпане, затем поработав волонтёром в школе. Получив хорошие рекомендации, я поехала в Министерство образования требовать направить меня на курсы учителей.

Когда закончила эти курсы, была приглашена в проект «Хьила» в «Кидум ле ноар», для старшеклассников, желавших успешно сдать экзамены на багрут по математике. Тут началась моя кропотливая работа: день и ночь изучала математику самостоятельно по учебникам, и вот уже 20 лет работаю в старшей школе. На съезде учителей в 2012 г. получила похвальную грамоту за доходчивое преподавание материала с применением методики советской школы, а также за доброту, заботливость, требовательность и внимательность. Очень рада, что внесла свою лепту в математическое образование израильских детей! Нелегко преподавать детям с разным уровнем знаний, но, с Б-жьей помощью, справляюсь.

- Кем были ваши родители?

- Отец мой, Иманилов Исроил, был составителем поездов на железной дороге, а мама — осмотрщицей, как выше я уже говорила. Отец был сиротой, его отец пропал без вести на войне, а мать, услышав, что её дочь с маленькими детьми была выслана в Сибирь за сокрытие мужа и в дороге потеряла четырёхлетнюю дочь, не выдержала такого горя и скончалась. У нас нет даже её фотографии, да и отец сам не помнил своих родителей, ему было 3-4 года. Родная тётя, сестра его матери, взяла заботу о нём. Её дети проживают в Америке, один из них работает инженером, другой — известный художник Исраил Цвайгенбаум, который воспевает наш маленький народ своими картинами. Он наша гордость!

- О ком из родственников вам хотелось бы рассказать?

- Начну свой рассказ с семьи крестьянина, который до 1918 года жил в селе Мюшкюр (ныне Нюгди). Это Давид и Лиё — родители матери, у которых было пятеро детей: единственный сын и четыре дочки. Дед, после переезда в 1918 г. в Дербент, трудился на рыбных промыслах и на виноградниках. О его трудолюбии в народе сохранилась такая поговорка: «Давид-Хаим-мюшкюри один работал, как семь человек!» Бабушка Лиё была невысокого росточка, благородная, добрая, степенная, всё спорилось в её руках. Лиё была целительницей, знахаркой. Дело бабушки Лиё продолжила тетя Мозолту, жившая в Нальчике: она без операций лечила отиты, маститы и многое другое, занималась траволечением. Её называли «профессором». Третья дочь, Тирсо, моя мама, также продолжила семейную традицию знахарства и целительства. Мама имела большой успех: к ней приезжали со всего Дагестана, из Ростова и Москвы. Среди пациентов встречались даже профессиональные медики. Всем она помогала, лечила даже когда врачи были бессильны, иногда и костоправом была. По сей день люди вспоминают добрым словом маму. Пусть будет благословенна их память.

Теперь расскажу о любимом дяде, Сергее Изгияеве, родившемся в 1922 году. Это родной брат моей мамы. Еще в 12-летнем возрасте он серьезно увлекся поэзией и понял, что это его предназначение. В сентябре 1941 года он был призван в ряды Красной армии и попал в погранвойска, дислоцированные в Грузии. Природа Грузии напоминала ему родные края. Но война наложила свой отпечаток на его творчество: он писал на джуури о страшной трагедии всей страны, о дружбе народов и любви к родине. В 1966 году он был принят в Союз писателей СССР. Около 30 его стихотворений стали песнями при жизни поэта, вышло пять сборников его стихов. Он ушёл из жизни очень рано, летом 1972 года, оставив о себе добрую память как о талантливом поэте-патриоте, беззаветно любившем свой горный край, свой трудолюбивый горско-еврейский народ. Его уход стал невосполнимой утратой для семьи и для всего горско-еврейского народа.

- Расскажите о своих интересах и увлечениях.

- Всю жизнь люблю музыку: лирические песни романсы, шансон, пела в ансамблях, да и вообще всегда пою для себя в минуты грусти и радости. К сегодняшнему дню мой учительский голос «подустал», но всё же я потихонечку напеваю. В молодые годы, с 1966-го по 1980-й год, как многие мои ровесницы, записывала тексты песен в общую тетрадь. Жаль, что с переездом всё выкинула — как страницу из жизни. По призванию я учитель, верна своей профессии и делу всей жизни. Пятьдесят пятый год преподаю без устали, поддерживаю связь со своими учениками из Дербента.

Многие из моих выпускников имеют высшее образование и занимают достойные должности и посты в разных уголках России. Это большое профессиональное счастье! Считаю, что жизнь прожита не зря. До замужества увлекалась английским языком, на городских олимпиадах занимала первые места. Три года заочно проучилась в Московском институте иностранных языков, но вышла замуж, и в 1974 году пришлось оставить учёбу. Овладение английским — хобби всей моей жизни. Я и по сей день работаю над языком, а также совершенствую иврит. Вся моя жизнь — движение и самообразование! Мечтала получить высшее образование. Будучи матерью троих маленьких детей, в 1985 году поступила в пединститут в Махачкале, который окончила в 1989 году по специальности «педагогика и методика начального обучения». Благодарю своего любимого супруга, Шафанию Бахшиевича, который помогал в воспитании детей и поддерживал во всех моих начинаниях, приговаривая: «Учись, моя неугомонная!» В 1984 году гороно выделило нам земельный участок под дачу — и началось мое новое увлечение: садоводство, сбор лечебных трав. Собрала большую библиотеку по садоводству, вырастила большой отборный сад, ставший нашей радостью, доходом и благополучием всей семьи. Всей семьёй работали в нем, приучая детей к земле и труду.

- Вы отлично владеете джуури! Откуда у вас такие познания?

- Я слышала речь в семье: родители разговаривали между собой на джуури, читала книги на джуури, затем вышла замуж в семью, где говорили только на джуури, а у меня неплохие способности к языкам. Вот и научилась. И по сей день я работаю над языками: джуури, ивритом и английским: слушаю уроки по радио, книги читаю — уж такой у меня характер: не останавливаться на достигнутом! Меня знакомые, коллеги и родственники называют меня «вечным студентом»! А по-другому я не могу!

- Расскажите, пожалуйста, о своей семье.

- В 1974 году вышла замуж за Шафанию Бахшиевича Гилядова, который родился в 1939 году в бедной семье, в шестилетнем возрасте потерял мать. Осталось трое детей, из которых он был старшим. Были голодные годы. Рано повзрослевший, он познал непосильный труд, подростком вместе с отцом работал в колхозе, с бабушкой ходил в лес собирать хворост и дровишки для отопления землянки. Своего хозяйства у них не было, как у других. В 1948 году их семья переехала в Дербент, получила земельный участок, на котором он помогал отцу строить саманный дом: месил глину с соломой, лепил кирпичи, носил воду из колодца. Детство было очень тяжелым, можно сказать, его и не было... После окончания десятилетки поехал в Ленинград и поступил в Кораблестроительный институт. Днём учился, ночью разгружал вагоны с углём. Так зарабатывал себе на жизнь. На 4-м курсе перешел в Сельскохозяйственный институт, на специальность «инженер по сельхозмашинам». К сожалению, не имея протекции, он не нашел работу по специальности. Поэтому он закончил курсы по металлу и сварке, затем преподавал в СПТУ № 16, где проработал 30 лет. Хочется охарактеризовать моего супруга как внимательного, доброго, честного и порядочного человека, прекрасного семьянина. Мы 51 год живем в браке, в котором родились трое прекрасных детей. Дочь Регина замужем, имеет высшее образование, работает преподавателем и главным методистом по математике в школе в Ор-Акиве, у зятя производственный бизнес, внучка имеет степень по управлению оздоровительными учреждениями, внук пишет стихи, сочиняет музыку и сам ее исполняет, также работает. Сын Роберт женат, живёт в Пардес-Хане, он инженер по электронике, работает в химической лаборатории. Невестка Диана проработала 15 лет в начальной школе с первой степенью, после чего продолжила учебу на вторую и третью степени, в данное время работает методистом по педагогике начальных классов. Пара имеет троих детей-школьников. Сын Георгий женат, живёт в Сдероте, по образованию инженер (тоже по электронике), посвятил себя военной карьере в ЦАХАЛе. Невестка Тереза работает в мэрии Сдерота куратором по абсорбции и интеграции, а также учится в университете, у них двое школьников. У нас дружная музыкальная семья: все поём, когда собираемся вместе.

- Что бы вы пожелали молодому поколению?

- Молодому поколению желаю здоровья, жизни под мирным небом, уверенности в себе, успеха в жизни, чтобы стремилось к знаниям и не боялось трудностей, умело их преодолевать, доводить начатое дело до конца и учиться всю жизнь, чтобы идти в ногу со временем, а также делать добро и быть выше зла, любить свой Израиль и в трудную годину вставать на его защиту. Желаю скорейшего возвращения наших заложников и наших бойцов с победой! Мир нашей многострадальной земле — Эрец Исраэль!

Похожие статьи