|
Хана Рафаэль
Хана Рафаэль

Горские евреи Нальчика: продолжать традиции предков

Горские евреи Нальчика: продолжать традиции предков
Раввин Леви Шабаев проводит свадебную церемонию

Нальчик — столица республики Кабардино-Балкария. Город расположен у подножия Главного Кавказского хребта, его название в переводе с кабардинского языка означает «срывающий подкову». План города и в самом деле напоминает подкову, символизируя его географическое расположение в полукруге гор. Крепость Нальчик была основана в 20-х годах 19 века, спустя столетие, в 1921 г., поселение получило статус города, став столицей Кабардино-Балкарской автономной области. В настоящее время — это один из крупнейших административных, экономических и культурных центров Северного Кавказа.  

Поселение Еврейская Колонка было основано в 1847–1848 гг. в двух верстах от крепости Нальчик. В 1847 г. с дозволения начальника Центра Кавказской линии, князя Голицына, близ крепости были поселены горские евреи в количестве 150 душ мужского и 95 женского пола. Постепенно сюда стали прибывать евреи со всего Северного и Северо-Восточного Кавказа. Но есть сведения, что проживание евреев в этих местах было зафиксировано еще в XV веке. Об этом писал египетский историк Тагриберди, описывая в своих трудах приезд в Каир еврейских купцов из Черкесии. Об этом также упоминал и раввин Адам Давидов в своей книге «Пути возвращения: Настольная книга еврея», отмечая, что речь идет о северокавказских, а точнее, кабардинских евреях, скрывавшихся в Приэльбрусье от мусульманских преследований.

В основном евреи Колонки занимались выделкой кож и овчин. Со временем здесь стали развиваться кожевенное производство и скорняжное дело, позднее оживилась торговля, ставшая главным занятием местных обитателей. В «Терских ведомостях» позапрошлого века горско-еврейских предпринимателей неуважительно назвали «нальчикскими барышниками». Главной достопримечательностью Еврейской Колонки считался базар, располагавшийся неподалеку от нынешней синагоги. Он всегда был своеобразным «бизнес-центром» Северного Кавказа, где заключались сделки и можно было купить что угодно — от гвоздя до аэроплана в разобранном виде. Знаменитый местный базар с ностальгией вспоминают и кабардинцы, и балкарцы, и все кто родился в этом городе и ныне проживают в разных странах мира.

К середине XIX века горские евреи Нальчика в основном проживали в Еврейской Колонке, в 1848 году была открыта синагога, где первыми раввинами служили Ягья Куданетов, Гешей Амиров, Хазкиягу Амиров и др. В конце XIX века действовало две синагоги, в 1910-х гг. при них были открыты  три хедера. На 1914 год зажиточным евреям Нальчика принадлежали 11 лавок и магазинов (в том числе ювелирный, обе лавки кожевенных товаров, две мануфактурные и одна хозяйственная). Во времена НЭПа, в  1927 году, были созданы еврейские кооперативы сапожников и кожевенников. На 1940−1950-х гг. большинство евреев Нальчика были заняты в швейной и обувной промышленности.

С начала 1920-х годов в городе активно действовали сионистские организации, в том числе отделение социалистической партии «Поалей Цион». В 1925 г. в Нальчике издавалась газета «Карахалк», редактором которой был Ханой Ифраимов. В своем выступлении на третьем пленуме ЦИК КБАО (26 июля 1925 г.) глава Кабардино-Балкарии Б.Э. Калмыков предложил предоставить горско-еврейскому поселку в пригороде Нальчика автономные права, что было реализовано в том же году. Тогда же начинает действовать школа для горских евреев, директор которой, Камуил Гилядов, составил букварь на родном языке. Первым председателем исполкома горско-еврейской автономии стал Арон Левиев. В 1938 г. автономия горских евреев была ликвидирована, и горско-еврейский поселок вошел в административные границы Нальчика.

Горско-еврейская община Нальчика — одна из крупных общин горских евреев, оказавшихся в нацистской оккупации. Произошло это 28 октября 1942 г. Казалось, судьба беззащитных евреев была предрешена, каждый день они ждали расстрела. Европейские евреи Нальчика были уничтожены вскоре после захвата города немцами. Об этом вспоминает историк Светлана Данилова, которая возглавляла еврейский центр «Товуши» в Нальчике: «Жили в городе и европейские евреи, в основном интеллигенция — инженеры, врачи, преподаватели института. Еще до 1941 года приехали польские евреи и европейские, бежавшие от фашистов в Кабардино-Балкарию. Многие жили у горских евреев. Их приняли, кормили, пока они устраивались на работу. В первые дни оккупации, по доносу предателей, всех польских (и вообще ашкеназских) евреев фашисты забрали и расстреляли на стадионе и на ипподроме. В селе Кызбырун еще до оккупации поселили 57 евреев из Крыма. Но жуткая смерть настигла их на Северном Кавказе.

Общинная психология, почитание семейных уз никому не позволяли спасаться в одиночку. Что будет со всеми, то пусть случится и со мной. Спасло то, что фашисты усомнились в «еврейскости» горских и начали выяснять их происхождение. В Кабардино-Балкарии был создан национальный совет, возглавил его кабардинец, адвокат Семен Шадов. К нему за помощью и обратились горские евреи во главе с Маркелом Шабаевым. А Шадов, в свою очередь, попытался доказать фельдмаршалу фон Клейсту (чей штаб находился в Кисловодске) и его представителям в Нальчике, что нальчикские евреи — автохтонный горский народ. По этому вопросу была создана специальная комиссия.

Братья-раввины Нахамиль и Шамуил Амировы и их сподвижники решили похоронить до лучших времен все религиозные реликвии. Положили пять свитков Торы на носилки, сверху наклеили справку от врача с диагнозом «тиф» — словно несут покойника. Рискуя жизнью, двинулись на кладбище мимо гестапо…»

В конце ноября 1942 года в Нальчик прибыл известный ученый-востоковед, эмигрировавший в свое время из СССР, обрусевший немец Николай Поппе. Его пригласили в Нальчик исследовать проблему так называемых горских евреев. Немецкие оккупационные власти не определились во мнении, СС и вермахт спорили: эсэсовцы собирались уничтожить странных евреев, а офицеры вермахта противились.

А жители Колонки, между тем, эвакуировались в окрестные селения. Местное население  прятало, кормило, спасало евреев.

Но, говорят, немцы все равно стали составлять списки горских евреев, предполагая их  полное уничтожение. Назначили дату массового расстрела — с 3 на 4 января 1943 года.

Партизаны и Красная Армия освободили Нальчик раньше этого срока. В Еврейской Колонке по сей день говорят, что их спасло чудо. Одним из первых въехал на коне в Еврейскую Колонку майор Хаскиль Пинхасов, горский еврей из Богдановки. Фашисты расстреляли почти всех его родственников. Первый вопрос Пинхасова был: «Евреи живы?» Этот день — 4 января 1943 года — стал спасительным для всей еврейской общины Нальчика. В мемориальном музее Катастрофы и героизма европейского еврейства «Яд ва-Шем» в Иерусалиме хранятся многочисленные письменные свидетельства представителей нальчикской горско-еврейской общины о беспримерном мужестве и благородстве 18 кабардинцев — праведников, спасших евреев от неминуемой гибели. В 2012 году Верховный суд Израиля признал евреев Нальчика жертвами Холокоста.

В 1959 году при обувной фабрике был создан вокально-инструментальный «Горско-еврейский ансамбль», позднее переименованный в «Татский народно вокально-музыкальный ансамбль» под управлением Виктора Шабаева. С 1988 года в Нальчике начинает действовать общественно-политический культурный центр «Товуши», основанный внучкой К. И. Гилядова Светланой Ароновной Даниловой (ныне проживающей в США). В середине 1990-х годов начала работать еврейская общеобразовательная школа. В 1990-х годах раввинами Нальчика были Овшалум Шамилов (1942-1996) и Мордехай Гилядов (ныне раввин синагоги горских евреев Нацрат-Илита). В 1993 году на месте прежней одноэтажной синагоги была выстроена новая. В этом же году стала издаваться газета «Евреи Северного Кавказа» (редактор Михаил Иофин), в настоящее время действует сайт с одноименным названием.

С 2000 г. председателем еврейской общины был Борис Изгияев, в 2005-2006 гг. — Герсил Рувинов, а с 2007 г. еврейскую религиозную общину Нальчика возглавляет Хацерон Папуля, внук Хацерона Алхасова. Он был заслуженным деятелем искусств Кабардино-Балкарии, талантливым музыкантом, гармонистом-виртуозом, собирателем и исполнителем мелодий горских евреев и других народов Северного Кавказа, автором песен, маршей, танцевальных произведений. Хацерон Алхасов стоял у истоков создания ансамбля «Кабардинка». В 1927 году, вместе с зурнистом Танахумом Ашуровым и бубнистом Ароном Исаковым, он создал национальное трио, которое завоевало широкую популярность, исполняя музыку горских евреев и других народов Кавказа. В 1936 г. Хацерон Алхасов  получил в подарок от Сталина гармонь.

Для возрождения духовной жизни родного города в 2005 году в Нальчик переезжает вместе с супругой Миланой (руководитель женского клуба) посланник Любавичского Ребе Леви Шабаев. Три раза в неделю раввин проводит в клубе пожилых людей уроки Торы, на котором почтенные члены общины изучают недельную главу, свои традиции и историю. В нальчикской синагоги хранятся пять свитков Торы, два из которых были подарены: международным образовательным фондом «Ор Авнер», возглавляемым Леви Леваевым (в 2005 году) и Джеком Лунгером из Англии (в 2007 году).

При общинном центре успешно действуют: воскресная школа, ульпан, музыкальная школа «Шуламит» (исполнительный директор Софья Шаулова), библиотека, молодежные клубы «Имид» («Надежда») и «Нецах».

По переписи 1980 года община города Нальчика насчитывала более 10 тыс. человек, а до массовой эмиграции 1991–1992-х гг. примерно 17–18 тыс. Криминальная обстановка и низкий уровень жизни предопределили массовый исход из Колонки – евреи стали переселяться в поисках спокойной жизни в другие города России и за рубеж, в Израиль, США, Европу. Но в начале 2000-х выезд евреев из Нальчика замедлился, правда, осталось их уже не более 20 %. В настоящее время Еврейская Колонка Нальчика является одним из уникальных традиционных мест компактного проживания горских евреев на Северном Кавказе.

Теги

Похожие статьи