«Хукат»
Человек в своей жизни находится между прошлым и будущим. И праведника, и злодея ждёт один конец. За сорок дней до рождения Всесильный даёт человеку душу, а когда приходит срок, забирает её, тело предают земле и оно возвращается к тому состоянию, из которого вышло (Коhелет 12:7).
Но тот, кто в жизни своей соблюдал и исполнял законы Творца, приходит на Его Суд с гарантами и получает право на Будущий мир, на «Олам hа-ба». Гаранты человека — законы, подтверждающие его дееспособность на всё время его жизни (Мидраш Талпиот, «Анаф хуким»). Нет будущего у того, кто отвергал законы или подменял их вымышленными.
Многие законы Торы понятны и доступны исследованию, но есть такие, которые пока ещё закрыты для нашего разума. Например, «шаатнез» — запрет на соединение нитей шерсти и льна, или «сеир ла-Азазель» — козел отпущения, с которым освобождали от грехов народ Израиля в Йом Кипур (Мидраш Танхума, «Хукат» 7).
Самый сложный закон, который Моше получил в пустыне после освящения Храма первого Нисана 2249 года, – «хукат hа-Тора», закон о красной корове, «Пара адума» «Бэмидбар 19:2). Раби Йоси бар Ханина сказал, что только для Моше рабену Всесильный объяснил этот закон, а от других он скрыт (Мидраш Танхума, «Хукат» 8). Даже мудрый царь Шеломо (Соломон) не знал эту тайну.
Каждый индивидуум как существенная часть мироздания связан духовными нитями со всем человечеством. В окружении других людей он влияет на них, и они влияют на него. Влияние чистого и праведного человека – благо, а влияние злодея ведёт мир к гибели. Наша духовная чистота – залог нашего благополучия, это вопрос жизни и смерти. Поэтому Тора неоднократно предупреждает и обязывает: «Кедушим тиhъю!», будьте святыми )Ваикра 11:44; 19:2; 20:7) .
Каждого из нас Тора призвала к физической и духовной чистоте, обязала соблюдать физическую и духовную чистоту места, где мы находимся, исполнять законы семейной чистоты и соблюдать кашрут.
В комментариях на книгу «Ваикра» рав Овадья Сфорно поясняет, что нечистая пища загрязняет душу. На благо нам Тора запрещает разврат, насилие, кровосмешение, запрещает гомосексуализм и скотоложество, сплетни и клевету, лашон hа-ра (злой язык), запрещает обман. За нарушение этих законов полагается один из четырёх видов смертной казни.
Мы видим, что сегодня уже негде укрыться от порочной среды, возможно, что наши дни – самый драматичный период в истории человечества. Так будет до последних дней, до дней Машиаха, пока каждый человек не поймёт, что он стоит перед выбором жизни и смерти.
Всесильный предупреждал нас, сказав: «Смотри, Я предложил тебе сегодня жизнь и добро, смерть и зло» (Дэварим 30:15). Выбор за нами.
Духовная нечистота, на иврите – «тумъа», сковывает душу. И тогда эта душа скрыта – «стума» (сатум) от своего Творца пеленой. Это беда, это несчастье, потому что вирус духовной нечистоты быстро распространяется в семье и в обществе. И общество начинает делиться на враждующие группы, распадается и гибнет.
«Тумъат мет», нечистота смерти, самая плотная пелена, ограничивающая душу человека. От «тумъат нида» (при выделении менструальной крови у женщины), от «тумъат зав» (при поллюции и истечениях у мужчины) и от других видов нечистоты можно очиститься погружением в микву или в естественный водоём. От «тумъат мет» очищение наступало только после окропления родниковой водой, смешанной с пеплом сожжённой коровы.
На общественные деньги, которые все евреи вносили в Храм, приобретали корову без порока, которую ещё не использовали в работе и способную воспроизводить потомство, совершенно рыжую, даже два волоска иного цвета делали её непригодной (Мишна «Пара»).
После шехиты её сжигали в открытом пламени, связывали красной шерстяной нитью кедровую палочку и травку эзов и бросали в огонь. Полученный пепел добавляли в «живую» воду, «мей нида», из родника или другого естественного водоёма, и этой смесью окропляли человека, который прикасался к телу умершего или находился в одном с ним помещении.
Полное очищение от «тумъат мет» происходило на седьмой день, подобно тому, как приходит очищение после семи чистых дней для женщины, что была в состоянии нечистоты (нида). Так скорбящий освобождается от ограничений и встаёт после шивы, семи дней траура, но рационального объяснения этому нет.
За весь период от дарования Торы до разрушения Второго Храма был использован пепел девяти коров. Десятую корову зарежут и сожгут с приходом Машиаха, чтобы очистить весь еврейский народ.
Тора – свод правил и законов, которые регламентирует жизнь каждого еврея и еврейского народа в целом. Нарушение или неисполнение моральных законов (дерех эрец), мишпатим, диним и хуким чревато серьёзными и печальными последствиями. Тот, кто хочет жить в благополучии и в мире, должен изучать и исполнять их.
Изучение Торы – залог праведной жизни. Как сказано: «Вы будете для Меня царством священников и народом святым» (Шмот, 19:6).
* * *
10 нисана 2487 года умерла Мирьям, старшая сестра Моше рабену, она же Эфрат. По мнению таная раби Йосефа бен Халафты («Седэр Олам Раба») это случилось в Кадеш Барнеа («Эйн Мишпат»), то же находим в трактате Вавилонского Талмуда (Сота 11б). Раби Хаим Азулай утверждает, что она умерла и погребена в Амауте около Тверии, а колодец Мирьям поглотили воды озера Кинерет.
До этого ни Моше, ни кто-либо другой не знал, что благодаря Мирьям били родники из скал и колодцы наполнялись водой. А после её смерти евреи стали испытывать недостаток воды. Многотысячная толпа с камнями и палками пришла к братьям Моше и Аhарону, сидевшим в трауре по родной сестре, но не со словами сочувствия, а с требованием обеспечить народ водой.
– Почему вы пришли ко мне, – возмутился Моше, – идите к своим старейшинам! А мы с братом в трауре оплакиваем сестру.
– Ты оплакиваешь одного человека, а кто будет оплакивать весь народ? – ответили ему евреи, – ты вывел нас из Египта, а не старейшины, ты отвечаешь за нашу жизнь и наше благополучие, наши глотки иссохли, наши овцы гибнут от жажды (Мидраш hагада, «Хукат»).
Моше и Аhарон были вынуждены прервать свой траур и войти в «Оhель моэд». Там они молились и просили Всесильного защитить их и дать евреям воду. Он ответил им, чтобы они поднялись к скалам, где по их просьбе откроется источник.
Моше взял свой чудесный посох, которым 39 лет тому назад рассёк воды Ям Суф, позвал Аhарона, и они направились к скалам, а толпа евреев пошла за ними.
Не знал Моше, где искать источник воды, из-под какой скалы выйдет она, ударил по камню, и потекла тонкая струйка. Стал народ смеяться и издеваться: «Разве такой водой напоишь несколько миллионов евреев!»
Изучая эту главу, поражаешься, насколько правдивая, истинная и живая Тора. Мы читаем о том, как величайший праведник, пророк, которому были открыты тайны мироздания, Моше рабену совершил ошибку, за которую заплатил неимоверно высокой ценой.
Он должен был убедить евреев, что Всесильный, Который вывел их из рабства, не оставит их. Но Моше не выдержал насмешек толпы и своей волей, дважды ударив посохом по скале, извлёк воду из земных глубин. И вода забила мощным фонтаном (Меам лоэз, «Хукат» 3).
Сказал Б-г, обращаясь к Моше и Аhарону: «Так как вы не поверили Мне, чтобы ознаменовать Мою святость на глазах у сынов Израиля, не введёте вы это собрание в страну, которую Я дал им» (Бэмидбар 20:12). Горячность привела к наказанию, к запрету войти и быть похороненным в Земле Обетованной, о которой они мечтали сорок лет.
Первого Ава того же года Моше рабену отвёл брата своего, первосвященника Аhарона, в пещеру на горе Ор-hа-hар. Там они простились, там Аhарон умер, а «Облако славы», прикрывавшее евреев от жары, от холода и от врагов, навсегда исчезло.
С этого дня главным коhеном еврейского народа стал Эльазар сын Аhарона.
У каждого человека в этом мире своё предназначение, свой «тафкид». Моше, Аhарон и Мирьям – вожди еврейского народа. Они создали, они лелеяли его и привели к границам страны Кэнаана, чтобы на этой территории святое общество стало примером для всех народов мира.
Моше, Аhарон и Мирьям очистили и искупили народ Израиля, но сами они в эту страну не вошли, их «тафкид» завершился на границе. Это был их последний подвиг, так праведники искупают народ своей смертью (Моэд катан 28a).
И у нас с вами есть свой «тафкид» в этом мире, своё предназначение. Мы должны в соответствие с нашими способностями и нашими возможностями исполнить его пока живы.
«И услышал Кэнаани, царь Арада, живший на юге, что Исраэль проходит через Атарим, напал на Исраэля и захватил у него пленных» (Бэмидбар 21:1). Что он услышал и расхрабрился?
Услышал, что умер главный священник Израиля, благодаря которому «облака славы» защищали еврейский народ от врагов. Это была первая значительная война перед покорением Обетованной земли. Надежда на Б-га придала евреям силу, Он поддержал Свой народ, и они разгромили хорошо вооружённую армию кнаанеев.
На сороковом году скитаний истощилось терпение еврев. Вновь стали они возмущаться: «Зачем вы вывели нас из Мицраима? Чтобы мы погибли в пустыне? Хлеба нет и воды нет, и опротивела нашей душе эта негодная пища!» (Бэмидбар 21:4).
То, что они устали – понятно, но хлеб у них был, не злаковый, они ели ман, чрезвычайно питательный и обладавший замечательным свойством придавать желаемый вкус. И вода была, правда не такая вкусная, как из колодца Мирьям. Их недовольство обернулось не только против Моше, но и непосредственно против Б-га.
И сказал Он: «Я покарал Нахаша, змея, совратившего первого человека, так пусть теперь змеи жгут и карают этот народ за «лашон hа-ра» (злой язык) их» (Танхума, Хукат). На них напали змеи, стали кусать их, и погибло множество из сынов Исраэля.
Тогда евреи собрались вокруг Моше рабену со слезами: «Согрешили мы тем, что говорили против Г-спода и против тебя. Молись Г-споду, чтобы Он отвёл от нас змей» (Бэмидбар 21:7).
По слову Всесильного Моше рабену сделал медного змея, насадил его на шест и высоко поднял над головой. Когда евреи смотрели вверх, на медного змея, (раскаивались за свой язык) выздоравливали и не умирали (Бавли, Рош hа-шана 29-а). Подобно тому, как прежде они побеждали в войне с Амалеком, пока Моше рабену возносил руки свои к небесам.
Об этом пел царь Давид: «Подниму свои глаза к высотам, откуда придёт мне помощь? Помощь от Г-спода, создавшего небо и землю» (Теhилим 121).
Во времена танаев, в период составления Мишны, евреи любили учить Тору на природе. Раби Элиэзер сын раби Шимона бар Йохая отправился с друзьями на Голаны. Они нашли зелёную поляну у прозрачного ручья и сели под большим рожковым деревом. Хорошо было там, словно в райском саду.
Сидят, беседуют и видят, что ползёт вдоль ручья огромная змея. Вскочили на ноги, хотели бежать, а раби Элиэзер подошёл к змее и говорит: «Нахаш, нахаш (змея, змея), возвращайся на своё место, ибо тот еврей, которого ты торопишься убить, раскаялся и получил прощение».
Остановилась змея, подняла высоко голову, посмотрела на раби и двинулась дальше. А раби снова обратился к ней: «Нахаш, нахаш, возвращайся, я же сказал, что раскаялся тот еврей!»
Змея опять замерла, подняла голову и вздрогнула, тогда сказал ей раби Элиэзер: «Я хочу, чтобы ты вернулась на дорогу, там идёт разбойник ограбить и убить того еврея». Тут же змея развернулась, взлетела пружиной над камнями и скрылась с глаз.
Удивились друзья раби Элиэзера, просят, чтобы объяснил им всё, что увидели и услышали. Ответил он, что отец научил его по особым признакам понимать намерения живых существ и слышать голос, который управляет их действиями. Сейчас он понял, что змея получила команду с Небес убить еврея, совершившего преступление, но он раскаялся и был прощён. Однако змея обязана завершить действие, предназначенное ей, поэтому раби направил её исполнить приговор над настоящим преступником. (Меам лоэз «Хукат» 8).
Прошли многие годы с тех пор, как евреи вошли в Страну, построили Храм в Йерушалаиме и сохранили медного змея, сотворённого в походе. Со временем они превратили его в идола, назвали его Нехуштан и стали ему поклоняться. Но царь Хизкияhу уничтожил его, «изломал в куски медного змея, которого сделал Моше» (Мелахим II 18:4). А мудрецы были благодарны ему за это (Мишна, «Псахим» 4:9).
Остаётся добавить, что во многих странах медный змей на шесте стал символом медицины.
Завершается сороковой год путешествия к цели, вот она, Обетованная страна! Вот река Иордан! Но воины Сихона, царя Аморы, и Ога, царя Башана стоят на границе, стоят на пути двенадцати колен Израиля.
На войну с врагами шли знающие Тору убелённые сединой праведники. Евреи побеждали не силой и не оружием, а праведностью. Неевреев, эрев рав, в еврейскую армию не призывали и счёт им не вели (Хизкуни, Бэмидбар 3).
Всевышний обязал евреев завоевать (мильхемет мицва) и заселить всю страну, расположенную между рекой Пэрат (Эфрат), Солёным морем, Средиземным морем и рекой Нил. Однако: «Не начинают войну, не предложив противнику мир, как в разрешённой войне, «мильхемет решут», так и в заповеданной войне, «мильхемет мицва» (Рамбам, «Законы о царях и войнах» 6:1).
Армии Аморы, Сеира и Башана закрыли дорогу к Обетованной Земле. Поэтому Моше рабену отправил послов к Сихону, царю Аморы и Огу, царю Башана, чтобы они позволили евреям перейти на правый берег Иордана.
Евреи обязались не причинять ущерба и более того, заплатить за воду, которой будут пользоваться в пути, но получили отказ. Сихон был уверен в своей силе и направил отряды навстречу еврейским колонам. «И поразил его Исраэль мечом, и завладел землёй его от Арнона до Ябока, до Аммонитян, потому что крепка была граница сынов Аммона» (Бэмидбар 21:24).
Моше рабену не решался идти войной против Ога, ведь тот был рабом Авраhама и был обрезан. Он предполагал, что большая сила дана Огу в заслугу за обрезание (Зоhар «Хукат», Ялкут Реувени). «И Г-сподь сказал Моше: не бойся его, ибо в руку твою предаю Я его и народ его» (Бэмидбар 21:34) Армия Ога вступила в сражение с евреями и была полностью разгромлена.
Все последующие войны с народами, обитавшими на этой земле, были обязательными заповеданными войнами. И все войны за сохранение и в защиту Эрец Исраэль, за освобождение от захватчиков и за возвращение евреев на родину, в том числе войны со дня образования государства Израиль до сегодняшнего дня, это обязательные войны, «мильхемет мицва».
Разрешённая война – это превентивная война для устранения возможной агрессии. В такой войне у евреев нет намерения захватить чужие территории, а только сохранение безопасности своей страны и своих граждан, преследуемых за пределами своей страны. Такая война была возможна только с согласия Санhэдрина, Высшего еврейского Суда в составе 70 мудрецов Торы и Наси, который возглавляет Суд.
Заповедь Торы – освободить Эрец Исраэль от чужих племён, претендующих на страну, распространяется на каждого еврея. Земля Эрец Исраэль принадлежит Творцу, самовольный захват её арабами, англичанами, русскими, греками или другими народами – преступление против Б-га. Те правители в Израиле, которые самовольно распоряжаются этой землёй, продают её или дарят чужим, совершают преступление против Б-га и своего народа.
В заповеданной войне должны участвовать все евреи, подходящие по возрасту и по состоянию здоровья. Но не призывают того, кто построил дом и не успел в него вселиться, кто посадил сад и не ел его плодов, кто обручился с женщиной и не взял её в жены. И нельзя призывать трусливых (Рамбам, «Законы о царях и войнах» 7:5).
Самые лучшие воины богобоязненные евреи, мудрецы Торы, преданные своему народу.
Сказал мудрый царь Шеломо (Соломон): «Справедливость возвышает народ, а порочность позорит страны» (Мишлей 14:34). Позор странам, где преступили законы Творца. Счастлив народ, живущий по справедливым законам Творца, нет у него голодных и нет обиженных.
«Балак»
На пути к заповеданной стране евреи должны были пересечь страну Моав, но Балак, царь Моава, закрыл перед ними границы своей страны. Балак знал, что евреи не намерены оккупировать его страну, он боялся законов Торы и еврейского влияния на моавитян. Он не мог бороться и победить народ Израиля силой оружия, но ненависть съедала его, «и надоела (жизнь) Моаву из-за сынов Исраэля». Поэтому Балак пригласил известного пророка и колдуна Бильама, чтобы проклял евреев, ибо слово в его устах может быть острее и губительнее меча.
Когда мы перечитываем главы Торы, невольно проводим аналогию прошлых событий с теми, что происходят в наше время. Они словно восстали из бездны тысячелетий, и снова, как в прошлые века, враги Израиля в одиночку или в союзе с другими племенами пытаются уничтожить Израиль. Преемники Балака в Европе, в Америке и в странах ислама снова пытаются использовать против евреев это сильное оружие – слово. Они применили мощный прессинг средств массовой информации, чтобы убедить народы в том, что евреи несут ответственность за их преступления и за их страдания.
Слово на иврите – «давар» (דבר), и вещь тоже «давар», одноименный корень глагола «ледабер» – говорить. Высказанное вслух слово материализуется и становится вещью, инструментом, которым человек пользуется по своему усмотрению. Есть слова, которые убивают, а есть такие, что возрождают к жизни. Люди издавна пытались победить своих врагов проклятием и оказать добро благословением.
Тора признаёт действие проклятий и благословений, как средство влияния на наш мир, «Олам hа-зэ»: «И будет, когда сбудутся на тебе все слова эти – благословение и проклятие, которые изложил я тебе, то прими это к сердцу своему в среде всех народов, куда забросил тебя Г-сподь, Б-г твой» (Дэварим 30:1).
Следует остерегаться получать благословения от тех, кто даёт их за деньги, даже от важного еврея преклонного возраста. От такого благословения больше вреда, чем пользы. Но от благословений праведных мудрецов Торы, таких, как рав Шах или рав Ицхак Зильбер на наши головы спускалась шехина, и души трепетали от их слов. Счастливы те, кто получил их благословение. А получать благословение маленьких детей, словно питаться небесной росой.
Проклятия и благословения праведника чрезвычайно действенны, а проклятия и благословения злодея имеют обратную силу. Читаем в главе Торы «Балак», что так случилось с благословением Бильама, когда он призывал на народ Израиля страшные беды (Ялкут Шимони, «Балак»).
Тора рассказывает о том, что на сороковом году пути к Обетованной Земле еврейские колонны подошли к стране Моава. Балак, царь моавитян, пришёл в ужас – народ, управляемый невидимым еврейским Богом, всё сметает на своём пути, словно бык траву слизывает.
Царь Моава не одинок в своём страхе. Правители других стран в его время, многие религиозные и светские главы народов Европы и Востока с давних времён до сегодняшнего дня, не могли и не могут смириться с еврейским образом жизни, с еврейским мировоззрением. Они в страхе перед законами Творца, которые запрещают убийство, грабёж, разврат, гомосексуализм, скотоложство и служение идолам.
Этот страх более трёх тысяч лет терзает народы мира. Именно поэтому к настоящему времени из Европы и других стран-доноров палестинской автономии арабским террористам, отбывающим и отбывшим сроки в тюрьмах Израиля за убийство евреев, переводят ежемесячно 44 миллиона шекелей.
«Опостылела Моаву жизнь из-за сынов Исраэля». Нет таких денег, нет таких ценностей, которые Моав пожалел для полного уничтожения евреев.
Балак видел, что еврейским народом управляют некие непонятные для него духовные силы, следовательно, надо противопоставить им те духовные силы, которые управляют жизнью его племени. Он не стал собирать армию против евреев, а отправил своих посланников к пророку, который умеет обращаться с молитвой к Богу. Он просил Бильама проклясть их в своей молитве.
Балак призвал колдуна и пророка Бильама, чтобы направил против них сверхъестественные силы зла. Сказал ему: «Итак, пойди, прошу, прокляни мне народ этот, ибо он сильнее меня: может мне удастся, и мы его поразим, и прогоню я его из этой земли; ведь я знаю: кого благословишь ты, тот благословен, а кого проклянёшь, тот проклят» (Бэмидбар 22:6).
Пророчество пророка не зависит от его желания и от его способностей, а духовный уровень человека, противопоставляющего своё злое желание желанию Творца, ниже животного уровня. Глупое животное, Бильамова ослица, оказалась прозорливей своего хозяина, она заговорила и унизила его (Бэмидбар Раба 20:12).
Где бы нам найти такую ослицу, чтобы открыла глаза главам ислама, натравливающим свою паству на евреев!
Бильам с воодушевлением откликнулся на призыв Балака и отправился к царю Моава на своей ослице. Он был значительно старше Моше, в то время, когда Моше было пять лет, Бильам уже был известным магом и мудрецом.
Это он дал совет фараону убить маленького Моше за то, что тот забавлялся царской короной. Возможно, он предвидел, что два его сына Янус и Ямбрус погибнут от руки Моше.
Бильам был полон ненависти к евреям, семь раз он обращался к Творцу, пытаясь проклясть народ Израиля, но вместо проклятий из его уст выходили благословения.
В первом проклятии Бильам призывал к тому, чтобы у евреев не было синагог и иешив, чтобы евреи не молились и не изучали Тору. Но против своей воли он был вынужден изречь: «Как хороши шатры твои, Яаков», то есть дома учения.
Второе его проклятие, чтобы не было Шехины (Б-жественного присутствия) в еврейских поселениях. Но Всевышний вынудил его признать, что прекрасны «…жилища твои, Исраэль!»
Третье проклятие, чтобы у евреев не было своей страны, но Всевышний вложил в его уста слова о еврейских поселениях: «Как ручьи растекаются они».
Четвёртое проклятие, чтобы у евреев не было садов, виноградников и полей, но по воле Всевышнего сказал, что еврейская страна, «как сады при реке, как аолы (алоэ), которые насадил Г-сподь, как кедры при водах».
Пятое проклятие, чтобы прекратилось исполнение мицвот. Но произнёс: «Переполняются ведра его водою», значит, несут они на себе множество заповедей, ибо Тора, как вода, без неё невозможно сохранить свою жизнь.
Шестое проклятие, чтобы иссякла сила еврейского народа, и чтобы не мог он защищать себя, но высказал против своего желания: «Мощь дикого быка у него, пожрёт он народы, врагов своих, и кости их раздробит; и стрелами своими пронзит».
Седьмое проклятие – хотел сказать, что не будет у евреев царя из поколения царей, но заявил, что «властвовать будет (потомок) Яакова».
Восьмое проклятие, что не будет восстановлено еврейское государство среди народов. Но пророчествовал Бильам, что Израиль поднимется, и лишь временно «Преклонился он, прилёг, как лев и как львица».
Девятое проклятие, что не достанет сил у Израиля защищать себя от окружающих его народов. Но сказал, что все народы, идущие на войну с Израилем, потерпят поражение: «первый из народов Амалек, но конец его – гибель».
Десятое проклятие, что не признают другие народы существование Израиля. И благословил: «Всякий благословляющий тебя благословен, и всякий проклинающий тебя проклят!»
(«Меам лоэз», глава «Балак» 1)
В полном отчаянии Бильам возгласил: «Могу ли я проклинать того, кого Бог не проклял, и гневаться на того, на кого Бог не гневается?».
В предвидение Бильама, которое он открыл перед моавитянами, открылось, что в конце дней народ Израиля обретёт мир и «властвовать будет Яаков». Он увидел будущее мира и там «прекрасные шатры Яакова» – действующие синагоги и «жилища Исраэля» – бет-мидраши и иешивы.
Именно о таком завершение истории говорил Рамбам спустя сотни лет: «...И тогда не будет более ни голода, ни войны... мир не будет заниматься ничем иным, кроме познания Превечного» (Законы царей 12:5).
По совету Бильама моавитяне приготовили для народа Израиля испытание. Если нельзя одолеть силой оружия, следует использовать другие возможности, например, внутреннего врага, который сидит в каждом человеке. Тора называет это «ецер hа-ра», злое начало, побуждение к разврату. Что подобно пауку, он опутывает тонкими нитями душу человека, и она не может вырваться и погибает (Леках тов «Хаим шель Тора»).
Бильам научил моавитян развращать евреев, чтобы лишить их святости, лишить их защиты Творца.
Вдоль границы с еврейским лагерем моавитяне поставили палатки, где молодые полуголые «прекрасные моавитянки» предлагали вино и себя евреям за поклонение нелепым до безобразия идолам, перед которыми следовало обнажаться и оправляться.
Даже старейшины народа покорились «ецер hа-ра» (в данном случае – сексуальному вожделению). Зимри, князь и глава рода Шимона, открыто привёл в свой шатёр Козби дочь Цура, князя Мидьяна, причём она полагала, что совратила Моше рабену. Примеру Зимри последовали многие евреи.
Начался мор. Моше рабену не мог остановить безумцев, он смотрел вслед им и плакал. Тогда разгорелся гнев Пинхаса, сына Элазара, внука Аhарона hа-коhена, он вошёл в шатёр вслед за Зимри и одним ударом пронзил обоих копьём на ложе их.
После того, как от мора погибли двадцать четыре тысячи евреев, эпидемия разврата и осквернения заповедей Торы прекратилась (Бэмидбар 25:7-8).
Давным-давно нет ни Моава, ни Мидьяна. А евреи живут и сохраняют свои традиции во враждебном мире, как в те давние времена. Живут среди врагов, которые не забыли совет Бильама. Не прекращается террор восточных соседей Израиля, и не ослабевает ненависть западных соседей, которые тратят огромные деньги и используют ложь и демагогию для тотального уничтожения Израиля. В их руках не только бомбы и ракеты, они распространяют разврат и порнографию на улицах городов, в печати, на телевидении, в интернете.
К сожалению, они находят себе пособников среди евреев. Подобно Зимри, который гордился своими сексуальными успехами и дал дурной пример евреям три с половиной тысячи лет тому назад. В наши дни гордые сексуальные извращенцы оскверняют улицы святого города «парадами гордости» (да сгинут они и те, кто их поддерживает!).
Эпидемия то затухает, то разгорается вновь. Она началась с того времени, когда у евреев появилось желание быть свободными от законов Торы, свободными от традиций и морали. Вирус мерзкой болезни проникает в еврейские дома, заражает детские души.
Израильская демократия развращает евреев с раннего детства. С малых лет их приучают к запретным удовольствиям, свойственным животным. Детей освобождают от обязанностей перед родителями, учителями и перед своим народом, а в итоге – от обязанностей перед Творцом.
В шабат в синагогу пришёл молодой израильтянин-сабра, спросил, что ему делать в годовщину отца. Сказали читать кадиш и подняться к Торе на биму. Он вышел к Торе и пытался благословить перед чтением, но запутался в словах. Помогли ему, но кое-кто возмутился.
А рабби говорит: «Великий и Всемогущий, Благословенно Имя Твоё, благослови Свой народ и этого праведного юношу, который преодолел желание сидеть в святой день в кафе с сигаретой в зубах, и вернулся к Тебе, преодолевая стыд, вернулся хотя бы на один этот день. Помоги всему нашему народу прийти к Тебе, хотя бы на один день, чтобы осрамились наши враги».
Сказали учителя Торы, что человек обязан говорить сто благословений в день (Менухот 43). Откуда мы знаем? Во времена царя Давида был мор, и ежедневно умирало сто человек из народа Израиля. В пророческом откровении царь Давид увидел причину и обязал сто раз в день благословлять Творца, и этим остановил смерть.
Тот, кто не пропускает ни одного благословения, бэрахи, может быть уверен, что не умрёт раньше времени.
Как набрать сто благословений, сто бэрахот? В обычный день, не в шабат, это утренние благословения, три ежедневные молитвы «Шмона эсрэ», благословения до еды и после еды, и благословение после туалета.
В шабат и в Йом Тов, т.е. в праздничный день, молитвы короче, поэтому добавляем благословения на приятные запахи, на «мезонот» (печёные сладости), на плоды деревьев и на плоды земли.
Благословлять следует сосредоточенно, вдумываясь в слова, и говорить так, чтобы слышать свой голос. Между бэрахой и её исполнением разговаривать запрещено. Времени должно пройти между бэрахой и исполнением не больше, чем потребуется сказать: «Шалом алейха, раби» (Бен Иш Хай, «Балак» 3).
Чтение текста "Приготовление кэторет" (особого состава, который готовили для воскурений в Храме) также спасает от смерти (Зоhар hа-хадаш, «Шир hаширим»). Так же, как в наше время три молитвы в день заменяют три ежедневных жертвоприношения, так и чтение «Кэторет» заменяет его приготовление в Храме.
Тот, кто три раза в день читает «Приготовление кэторет», не только отдаляет смерть от себя и от своих близких, но получает защиту от любой потери и от мистического влияния тёмных сил (Зоhар, «Ваякhель»).
Всесильный защитит народ Свой от войны, от эпидемий и нищеты. Вернёт к Торе и благословит.