Рубрика Шабат Шалом. Урок №2 Блаженство Шабата.
Заповеди шабата нам подарила Тора: «Шесть дней можно работать, а в седьмой день – суббота покоя, собрание священное; никакой работы не делайте; это суббота Г-спода во всех местах поселения вашего» (Ваикра 23:3).
А пророки заповедали нам наслаждаться шабатом: «Если в субботу удержишься от исполнения дел твоих в святой день Мой, и назовешь субботу отрадой святой, почитаемой Б-гом, и почтишь ее, не занимаясь своими делами, не отыскивая дело себе и не говоря ни слова (об этом), то наслаждаться будешь… и Я возведу тебя на высоты земли, и питать буду тебя наследием Яакова, отца твоего…» (Иешаяhу 58:13-14).
Нет большего удовольствия в жизни народа Израиля, чем наслаждение шабатом. В этот день тело отдыхает, а душа поёт. Это чувствуют все евреи, освободившиеся от власти ежедневных проблем, от тяжкого труда, от власти денег, приобретений и трат и от неприятного общества, это чувствуют все евреи, вернувшиеся к вековым традициям.
Мы получаем удовольствие, когда готовимся к шабату – покупаем продукты, приготавливаем еду, купаемся и готовим свой дом к празднику. Сказал раби Шемуэль бар Шилат, что каждый из нас обязан внести свой вклад, или что-то купить, или что-то приготовить, или что-то помыть и почистить (Бавли, Шабат 119-б).
Все наши действия во славу шабата и для радости в этот святой день (РАШБА).
Онег шабат включает, как минимум, три трапезы с вкусной едой и напитками, беседы о Торе (Диврей Тора), послеобеденный сон, супружескую близость и шабатние песни (Бен Иш Хай, hалахот «Ваэра» 22-23).
В шабат мы получаем удовольствие от вкусной еды, от рыбы, салатов, горячих блюд и мяса. Вегетарианцев, помимо овощных блюд и салатов, радуют блины и сыры. У нас есть обязанность за каждой трапезой съесть хлеб весом не менее «кабейца», около 60 грамм, с четвёртой трапезой (сеудат малка) это составит около 240 грамм. Если здоровье не позволяет, можно ограничиться только тридцатью граммами в каждой трапезе (Бен Иш Хай, hалахот «Ваэра» 16).
Шабат не обходится без вина, без приятных напитков и соков. А после «диврей Тора» и небольшого перерыва от еды следует полакомиться десертом – подаём на стол сладкое, чай и фрукты.
Особенное удовольствие получаем от беседы о недельной главе Торы, традициях и еврейской истории, от рассказов из еврейской жизни.
А когда от еды и беседы приходит шабатняя усталость, можно немного поспать.
Нельзя справлять шабат без песен, которые открывают сердца перед Небесами, они объединяют всех нас, поющих, с народом Израиля.
В каббалат шабат мы поём мизморим (песни): «Мизмор ле Давид» (Теhилим 29), потом «Леха доди» (Приди, возлюбленный мой), раби Шломо Алькабеца, и «Мизмор шир ле-йом hа-шабат» (Теhилим 92). Сакральный смысл субботы в том, что её мы принимаем, как невесту и царицу, поэтому раби Ханина приглашал своих друзей выйти, встретить её, а раби Янай призывал: «Приди невеста, царица-суббота!» (Бавли, «Шабат» 118-б – 119-а).
Когда еврей возвращается из синагоги два мал'аха-ангела, сопровождают его, останавливаются у входа и спорят. Один говорит: «Проводили мы этого человека и теперь он станет заниматься домашними делами или ляжет спать». А другой отвечает ему: «Нет и нет! Смотри, свечи горят, стол накрыт, жена любимая и дети ждут его. Он будет петь для нас!» Заглядывают они и видят, что семья встречает его, дети и жена поют с ним:
Шалом алейхем, мал'ахей ha-шарет, мал'ахей Эльон, ми-Мелех, малхей ha-млахим, ha-Кадош, барух hу!
Мир вам, ангелы-служители, посланцы Всевышнего, Святого Царя царей, благословен Он!
Боахем ле-шалом, мал'ахей ha-шалом, мал'ахей Эльон ми Мелех, малхей ha-млахим, ha-Кадош, барух hу!
Входите с миром, ангелы мира, посланцы Всевышнего, Святого Царя царей, благословен Он!
Бархуни ле-шалом, мал'ахей hа-шалом, мал'ахей Эльон, ми Мелех, малхей hа-млахим, hа-Кадош, барух hу!
Пожелайте мне мира, ангелы мира, посланцы Всевышнего, Святого Царя царей, благословен Он!
Цетхем ле-шалом, мал'ахей hа-шалом, мал'ахей Эльон, ми-Мелех, малхей hа-млахим, hа-Кадош, барух hу!
Удалитесь с миром, ангелы мира, посланцы Всевышнего, Царя царей, Святого Творца, благословен Он!
Дети машут своими ладошками и ангелы машут им и, довольные, уходят.
Не может быть субботы без песни, вот и муж поёт для своей жены, как для праведной женщины, гимн «Эшет хаиль».
Её достоинства – богобоязненность, мудрость, милосердие, трудолюбие, честность и бескорыстность. «Не легко достать из морских глубин хорошую жемчужину, ещё труднее найти для себя эшет хаиль. Если удостоился человек найти для себя такую жену, она дороже любого богатства. Ибо невозможно оценить все достоинства добродетельной женщины» (Мишлей 31:10-31).
Выполняем кидуш, но прежде, чем поднять бокал с вином, поём «Мизмор ле Давид». (Теhилим 23).
Г-сподь – пастырь мой. Не будет у меня нужды.
На пастбищах травянистых Он укладывает меня,
на тихие воды приводит меня.
Душу мою оживляет,
ведет меня путями справедливости
ради имени Своего.
Даже если пойду долиной могильного мрака –
не устрашусь зла,
ибо Ты со мной;
посох Твой и опора Твоя – они успокоят меня.
Ты накрываешь стол предо мной на виду у моих врагов,
умащаешь голову мою елеем, чаша моя полна.
Пусть только благо и милость сопровождают меня
все дни жизни моей,
и буду я в доме Г-спода долгие годы.
Во время трапезы наша первая песня – «Бар Йохай»:
«Бар Йохай, нимшахта ошреха шемен сасон ме-хавереха…» (Бар Йохай! Счастлив ты, помазан был елеем радости своих друзей...) Шимон бар Йохай открыл нам «Зоар», сияние Торы. пещера, в которой он вместе с сыном, раби Элазаром, Он 13 лет скрывался от палачей Рима в Галилее на севере Израиля, в пещере около Пкиина, а похоронен в Мероне. Десятки тысяч паломников совершают туда восхождение в надежде обрести мудрость, душевное успокоение и благословение на добрую жизнь.
Одна из лучших и задушевных шабатних песен – «Йа Рибон олам». Её создал каббалист раби Исраэль Наджара. Он был раввином Газы, там и похоронен на еврейском кладбище, разрушенном и раграбленном арабами.
Мы поём эту песню на арамейском языке: «Йа Риббон Олам вэ олмая ант у малка мелех малхая…» (Ты – Владыка мироздания, Царь царей…)
Невозможно в переводе на любой другой язык сохранить глубочайший смысл и беспредельную мудрость её слов. Это каббала, Тайная Тора, мы поём и с песней входим в её безбрежные воды:
«Народ, избранный Тобою из всех народов! Возвратись в Святилище Твое, в Святая Святых, К источнику радости всякой души, и вознесут Тебе гимны и молитвы в Йерушалаиме, городе красы Твоей!»
В шабат следует петь «Шир hа-маалот» и другие песни царя Давида. Как не бывает безгрешных праведников, также не бывает счастливых людей без горечи. А когда пришла беда, откуда ждать помощи, если не от Б-га:
«Поднимаю глаза мои к горам – откуда придет мне помощь?
Помощь мне от Г-спода, создавшего небо и землю.
Он не даст оступиться ноге твоей, не будет дремать твой страж.
Вот, не дремлет и не спит страж Израиля.
Г-сподь – страж твой, Г-сподь – укрытие для тебя по правую руку твою.
Дневное солнце не повредит тебе, а ночью – луна.
Г-сподь охранит тебя от всякого зла, сохранит твою душу.
Г-сподь охранять будет выход твой и твоё возвращение
отныне и во веки веков» (Теhилим 121).
«Шир hа-маалот» подобны элексиру, восстанавливающему силы ослабевшей душе. Эти песни – действенное средство в момент опасности и защита от болезни, поэтому, когда мы хотим помочь нашим близким, читаем их перед свитками Торы.
Когда время шабата подходит к завершению, мы поём песню «Йедит нэфеш».
Её оставил нам каббалист, ученик раби Йосефа Каро, раби Элиэзер бен Моше Азкири (Азкари). Она охватывает весь святой субботний день и всю нашу жизнь. Мелодия этой песни несёт нас по волнам великой реки любви.
Любовью души назван Тот, кому предана община Израиля. Он даже в самую суровую пору бедствий скроет Своих овец от волчьих зубов, Он укажет в какой стране найдут изгнанники тихое место для привала (Раши).
Община Израиля среди других народов, как любимый цветок Творца среди буйной растительности на земле. Но Всесильный, благословен Он, во все времена оберегает Свой народ от полного уничтожения. Поэтому сказал царь Давид: «Г-сподь охранять будет исход твой и приход твой отныне и вовеки» (Теhилим 121:8).