На каком языке лучше всего произносить молитву?
Мишна в трактате Сота (7-я часть), говоря о заповедях, связанных с речью, перечисляет те из них, которые можно выполнить на любом языке, и те, которые можно выполнить только на святом языке – иврите.
К заповедям, которые можно выполнить на любом языке, относятся Криат Шма, молитва Шмоне Эсре, различные благословения и Алель.
Выходит, что, согласно букве закона, разрешается молиться и читать Шма на любом языке.
Однако Криат Шма всё же стоит читать именно на святом языке (есть законодатели, которые считают, что именно так необходимо делать).
Причина заключается в том, что мы не знаем точного значения всех слов Криат Шма – и, следовательно, нет возможности точно их перевести.
Также и разрешение молиться на любом языке имеет ограничение. Шульхан Арух приводит мнение, согласно которому молиться на других языках, кроме иврита, разрешено лишь в миньяне (общественной молитве, при которой присутствует не менее 10 евреев), поскольку в этом случае молитва принимается на Небесах с любовью в заслугу общины, вместе с которой человек молится. Однако если человек молится в одиночестве, ему следует молиться именно на святом языке.
Шульхан Арух приводит и другое мнение, согласно которому молиться в одиночестве можно на любом языке, кроме арамейского.
И тут важно подчеркнуть разницу между ивритом и другими языками: разрешается молиться и читать Шма на иврите даже в том случае, когда молящийся не знает языка и не понимает слов молитвы. Если же человек молится и читает Шма не на иврите, он должен понимать язык, на котором молится.
Это различие проистекает из того, что иврит – это язык, отражающий сущность вещей. В каждой букве святого языка запечатаны глубокие тайны мироздания.
Сказали наши мудрецы: «Бецалель умел сочетать буквы, посредством которых были созданы Небеса и Земля».
Слова, составленные из букв святого языка, отражают духовные корни вещей. Поэтому, когда человек произносит слова молитвы на иврите, даже не понимая их смысла, само их произнесение наделяет молитву смыслом. И по этой причине можно молиться и читать Шма на иврите даже тому, кто не понимает его.
Совсем не так с другими языками: все они – результат договоренностей между людьми. Люди условились называть те или иные предметы и явления определенными словами. В этом случае слова имеют смысл, только если человек знает эти смыслы. По этой причине разрешается молиться и читать Шма на других языках лишь при условии, что человек понимает эти языки.
Важно добавить: несмотря на то что на иврите можно молиться и читать Шма, не зная языка, следует всё же понимать хотя бы смысл первого стиха из Криат Шма (Шма, Исраэль, Адо-най Эло-эйну, Адон-ай эхад!) и смысл первого благословения из молитвы Шмоне Эсре.
Также важно добавить: текст молитвы Шмоне Эсре составили мужья Великого Собрания, среди которых были пророки.
В слова и буквы молитвы они заложили глубокие каббалистические тайны. Ни один перевод не в состоянии сколько-нибудь адекватно и полно передать смыслы и каванот (намерения), заложенные мужьями Великого Собрания в текст молитвы. Поэтому крайне важно молиться именно на святом языке, чтобы молитва была полноценной и не потеряла ни одного из глубочайших смыслов, которые несут в себе слова святого языка.