|
Рав Адам Давидов

Комментарии рава Адама Давидова к недельной главе «Микец»

Комментарии рава Адама Давидова к недельной главе «Микец»

Тора связывает события личной жизни человека с глобальными событиями в мире, такими, как наводнения или засуха.

Поэтому царь Египта, Паро, должен был увидеть свой тревожный сон. И именно тогда, когда (в конце последних двух лет заключения) закончились дни «тикуна», духовного исправления и совершенствования Йосефа.

Правитель Египта должен был увидеть страшные сны о возможном голоде для того, чтобы Йосеф вышел из тюрьмы. Но так же верно будет сказать, что Йосеф вышел из тюрьмы для того, чтобы спасти народ Египта от голода, а царя от народного бунта.
Те знания, которые человек не может принять разумом, получает во сне.

Во время сна его душа освобождается от своей материальной оболочки и поднимается в высшие миры. Там, в зависимости от уровня, она общается или с шедим (бесами), или с ангелами, а когда возвращается, передаёт часть увиденного и узнанного в мозг. И человек получает информацию о будущем «в сновиденье ночном, когда падает сон на лю¬дей, во время дремоты на ложе» (Иов 33:15).

Если пробуждение было не резким, картина сна сохраняется в памяти человека и побуждает его к действию.

Все пророки, за исключением Моше рабену, получали пророчества во сне. Следует обратить особое внимание на сон, который повторяется дважды (Бэрешит 41:32).

Жрецы и колдуны не могли разгадать сны, которые беспокоили египетского царя. Он чувствовал угрозу от каких-то важных событий, хотел подготовиться к ним, но у него не было такого прорицателя и советника, который мог бы раскрыть их смысл.

В великом гневе он велел казнить своих бестолковых мудрецов и министров. Тогда один из них, бывший некоторое время арестантом в тюрьме Потифара, вспомнил о Йосефе и рассказал о нём царю: «А там (в тюрьме) был с нами молодой еврей, раб начальника телохранителей. И мы рассказали ему, и он истолковал нам сны наши, каждому по его сну толковал он» (Бэрешит 41:12).
Этот египтянин так же, как Зулейха, жена Потифара, сделал упор на то, что Йосеф – еврей, то есть не такой, как все остальные свободные или несвободные подданные царя. Еврей всегда выделяется из общей массы людей, в тюрьме или в царском дворце, когда на нём только набедренная повязка или когда дорогой костюм от Кардэна. Даже когда он живёт с чужим именем и с чужим удостоверением личности, укажут пальцем: «Еврей!»

Тут же Паро послал слуг за Йосефом. Это был день Рош hа-шана, первый день нового 2229 года (Меам лоэз). Его вывели из ямы, искупали, постригли, красиво одели и привели к царю. Ибо только так можно было предстать перед царём (Раби Леви бен Гершон).

Очень важно, в какой одежде мы приходим на приём к великим мира сего. Но тем более, когда стоим во время молитвы перед Царём царей, перед Всесильным, благословен Он, тело наше должно быть чистым, одежда опрятной и подходящей для торжественного приёма во дворце.

А тот, кто молится в синагоге или в любом другом месте в спортивной, в рабочей, в грязной или рваной одежде и немытыми руками перелистывает святые книги – оскверняет царские покои и позорит своё имя (Меам лоэз).

Еврея и раба, Йосефа, привели и поставили у подножия трона царя. Это первый случай в мировой истории, когда власти обратились за помощью к евреям. Впоследствии евреи неоднократно становились экономическими советниками или главными министрами королей и президентов.
Евреями были министр финансов халифа Кордовы Абд ар-Рахмана III и визирь короля Гранады в XI веке. Иногда это были ренегаты, изменившие вере своих отцов, такие, как еврей-выкрест Шафиров, министр русского царя Петра, или сын еврея-выкреста Бенджамин Дизраэли, он был премьер министром Великобритании.

Одним из самых влиятельных евреев на Востоке был Абдулла ибн Саба Аль-Яhуди, еврей из Йемена, принявший ислам. Он был советником Али ибн Абу Талиба, первого имама шиитов, это он создал секту шиитов в исламе, и его влияние распространялось в исламе почти 1400 лет (А.Зелев, «Евреи в истории ислама).

Сон Паро действительно был царским сном, ибо кого ещё может беспокоить благополучие государства! Большинство правителей ни в те времена, ни сейчас, не стали бы задумываться о том, что будет через семь лет, но Паро оказался мудрее своих министров. Небеса предупредили его о грядущих бедствиях, а Йосеф объяснил, как их следует преодолеть. И Паро безоговорочно ему поверил.

Счастлив народ, имеющий такого правителя, как Паро! Перед ним стоял человек чуждых убеждений, еврей, раб, которого только что вытащили из тюремной ямы, а он увидел в нём мудрого советника и достойного партнёра в управлении страной. «Благоволит царь к разумному рабу, а гнев его на том, кто сам себя срамит» (Мишлей 14:35).

Понимание смысла снов, переданное через руах, божественную душу, недоступно магам и фараону, так как их опора – нэфеш, животная душа. В данном случае со снами и возвышением еврея над египтянами Всевышний пожелал объединить две силы: руах hа-кодеш, духовную силу Йосефа, очищенного от греха лашон hа-ра (злого языка) рабством и тюрьмой, с гашми, с материальной силой царя.

И сказал Паро Йосефу: «Ты будешь над домом моим, и по слову твоему управляться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя» (Бэрешит41:40).

Его министры возмутились: «Великий царь, неграмотного раба, которого продали за двадцать сребреников, ты поднимаешь над нами!» Ответил им: «Вы ошибаетесь, его знания превосходят ваши». Стал он спрашивать Йосефа на одном языке, на другом, на третьем…

На семидесяти языках он расспрашивал, и Йосеф рассказывал ему об устройстве мира, о странах и народах, о законах Творца. А когда Йосеф заговорил с ним на священном языке, на иврите, он смутился, побледнел и стал просить, чтобы не выдавал его, что не знает этого языка.

Двенадцать лет заточения в тюрьме могут сломить кого угодно, но для Йосефа это были годы учения и духовного совершенствования, его обучал малъах Гавриэль (Меам лоэз). Шимон Бар Йохай тоже двенадцать лет изучал тайны Торы с Элияhу hа-нави в своей пещере.

Йосеф – посланник Всесильного, инструмент Всесильного, с помощью которого следовало влиять на этот мир. Йосеф стал полноправным правителем страны потому, что Всевышний пожелал через него уберечь народы от голодной смерти. Он жил полной верой и полной надеждой, как впоследствии царь Давид, который сказал: «Защита моя от Б-га, спасающего чистых сердцем". (Теhилим 7:11)

С такой же надеждой и уверенностью Хашмонаим подняли восстание против огромной и многочисленной греческой армии. Победили они не оружием и умением воевать. Это Всесильный защитил свой народ, дал евреям возможность очистить себя от грязи, налипшей при исполнении чуждых и нелепых обрядов, очистить Храм своей души и восстановить храмовый светильник.

«И нарёк Паро Йосефу имя Цафнат-Панэах; и дал ему в жёны Аснат, дочь Поти-Фэра, жреца Она. И пошёл Йосеф по земле Египетской» (Бэрешит 41:45). В имени Цафнат-Паеах мы видим признание его особого таланта объяснять скрытое. Поти-Фэра – это бывший хозяин Йосефа Потифар, ставший жрецом храма быка Он, его имя изменили после кастрации.

Аснат, дочь Дины и Шэхема, получила своё имя от снэ – куста, под которым её нашли, а Потифар и бездетная Зулейха взяли её на воспитание. Перед тем, как отправить девочку в Египет, Яаков закрепил на её шее медальон с золотой пластинкой, где написал её историю. Только Йосеф сумел прочитать это вложение, так как мог читать сокрытое (Рабену Бахье).

Аснат стала его женой и родила двух мальчиков, старшего он назвал Менаше, как вознаграждение, чтобы забыл прежние беды и страдания, а другого – Эфраим, как знак плодородия и достатка.

В первые годы правления Йосефа в стране было такое изобилие, какого никогда не видели в Египте. Трудно представить себе дальнейшее развитие цивилизации без нововведений, предложенных Йосефом. По его предложению был введён налог на сельскохозяйственную продукцию. По всей стране построили особые зернохранилища, где зерно сохранялось многие годы.

Были созданы пункты распределения зерна для египтян и иностранцев. Йосеф укрепил торговые связи с соседними странами, укрепил границы и подчинил себе армию. Вся власть в стране принадлежала ему, только жреческое сословие было обособленно и не облагалось налогами.

«И наступили семь лет голода, как сказал Йосеф. И был голод во всех землях; а во всей земле Египетской был хлеб» (Бэрешит 41:54). Тогда он открыл пункты продажи зерна и обеспечил хлебом не только египтян, но и соседние голодающие страны.


«И увидел Яаков, что есть хлеб в Египте, и сказал Яаков сыновьям своим: почему переглядываетесь?» (Бэрешит 42:1) Сказано здесь, что он увидел (וַיַּרְא), что мог увидеть Яаков в той стране, где никогда не был? Он увидел внутренним зрением, и это был первый признак возвращения его пророческого дара (Бэрешит Раба).

Братья уже ждали, что отец пошлёт их в ту страну, где возможно ещё жив их брат. Они посмотрели друг на друга (תִּתְרָאו) и, не выражая вслух своих чувств, глазами подтвердили, что готовы осуществить давнее желание пойти и отыскать Йосефа.

Сказал рабби Шимон: «Не начинает Всесильный судить, пока не известит об этом мир» (Зоhар). Сны фараона были предупреждением для народов о грядущем наказании. А толкование пришло через Йосефа потому, что Творец, благословен Он, желал побудить братьев к раскаянию и к исправлению, чтобы из них и их потомков создать в будущем Свой народ.

Второй год терзал голод Египет и соседние страны и Йосеф ждал братьев. Три распоряжения он дал своим слугам.
Не впускать в страну за хлебом рабов, ибо только главы семей и свободные люди могут покупать хлеб в Египте.
Не выдавать в одни руки больше, чем может увезти один осёл, и не продавать хлеб тому, кто уже купил его в другом месте.
Прежде, чем покупатель получит хлеб, записать в особом реестре его имя, имя его отца, возраст и место, откуда прибыл.
В Египет братья шли вместе, чтобы был миньян для молитвы, а когда пришли, разделились. Так им велел отец, он не хотел, чтобы злые и завистливые глаза, аин hа-ра, причинили им вред, если они дружной группой явятся в чужую страну (Меам лоэз). Но Йосеф уже дал своим солдатам их имена и приказал задержать, как только они объявятся в стране. Так оно и было – их всех одного за другим арестовали и доставили к нему.

«И пришли братья Йосефа, и поклонились ему лицом до земли» (Бэрешит 42:6). И не узнали его. Двадцать два года тому назад, когда ему было семнадцать лет, его лицо было нежное и гладкое, как лицо девушки, а сейчас на троне восседал властитель великого Египта с чёрной бородой, с короной на голове и в расшитой золотом одежде. Вспомнил он свой сон, но не показал вида, что знает их, а стал строго допрашивать: зачем пришли, не шпионы ли они, почему шли по одному и почему ходили по злачным местам (עֶרְוַת הָאָרֶץ).

«Нет, – возразили они, – наш праведный отец научил нас жить честно». Разве братья могли объяснить этому важному господину, что они искали своего брата, прекрасного Йосефа, которого злые люди из-за его красоты могли удерживать в публичном доме. Рассказали они, что их двенадцать сыновей у отца, но один пропал, а самый младший остался дома, но историю с продажей другого брата скрыли. Тогда он обвинил их во лжи и велел запереть в тюрьме на три дня, в соответствие с теми тремя днями, что Шимон и Леви когда-то дали жителям Шэхема, прежде, чем всех их казнили.

И сказал им Йосеф: «Если вы честные, то один ваш брат останется в доме, где вас задержали; а вы идите, отвезите хлеб из-за голода ваших семейств. Брата же вашего меньшого приведите ко мне, тогда оправдаются слова ваши, и вы не умрёте. Так они и сделали» (Бэрешит 42:19-20).

Он приказал выдать им столько зерна, сколько они сумеют увезти, и вернуть скрытно в их мешки серебро, плату, что они дали за хлеб. А Шимона, самого дерзкого из братьев, что проявил себя в Шэхеме, и не внял слезам мальчика в яме, связали на глазах у всех, увели и заперли в доме Йосефа.

Растерялись братья, не знали, как возразить. А Реувен сказал им: «предупреждал я вас – не грешите против мальчика, но вы не послушались, и теперь мы отвечаем за кровь его». Йосеф слышал и понимал всё, что они говорят, но они не знали об этом. У него не было намерения наказывать их, он хотел убедиться, что братья раскаялись, и ещё он должен был увидеть, что они не отвергают его младшего брата, Биньямина, так, как отвергли его.

В соответствии с его вещими снами они пришли и поклонились ему, но свою вину не искупили смертью. Однако, ни одно преступление не остаётся безнаказанным, поэтому почти полторы тысячи лет спустя десять еврейских праведников приняли смерть. Среди них великие учителя: рабби Акива, рабби Ишмаэль, рабби Хананья бен Тэрадьон, рабби Шимон бен Азай, рабби Тарфон...

Была исполнена преемственность наказания, когда потомки искупают вину предыдущих поколений. Точно так евреи двадцатого века искупили вину первых реформаторов и евреев-отступников Европы.

Но существует преемственность и в праве на награду. За заслуги праотцов, Авраhама, Ицхака, Яакова и в том числе еврейских праведников, совершивших «Кидуш hа-Шем», своей жизнью освятивших Имя Творца, Благословенный, Он защищает еврейский народ от многочисленных врагов.

«Обратите внимание, – сказал раби Шимон бар Йохай, – Йосеф узнал братьев, и пробудилось в нём милосердие к ним, когда оказались они в его руках. Не так, как Шимон и Леви, которые показали ему всю строгость закона. Йосеф – царь милосердный, а они суровые судьи, не знающие жалости» (Зоhар, «Микец»).
Но он не держит зла на братьев, как сказано: «Кому прощают проступки? Тому, кто сам закрывает глаза на проступки против него» (Бавли, Рош hа-Шана 17а).

Братья вернулись домой с хлебом и серебром, которое им вернули, и рассказали отцу об этом удивительном человеке, который выпытал у них всю историю их жизни. Ужаснулся Яаков от мысли, что придётся послать в Египет самого младшего сына, единственного, который остался у него от любимой и рано умершей Рахель.

Но когда «усилился голод на земле», а они уже съели весь хлеб, который привезли из Египта, вынужден был согласиться. Иеhуда, как главный среди братьев, поручился, что вернёт отцу Биньямина здоровым и невредимым.

Пришли братья и снова остановились перед домом Йосефа. Узнал он и приказал дать им воды для омовения, накормить ослов их и накрыть для них стол в большом зале. «И пришёл Йосеф домой; и они принесли ему дар, который на руках их, в дом, и поклонились ему до земли» (Бэрешит 43:26).

Он взглянул на Биньямина и быстро вышел в соседнюю комнату, чтобы не видели, как он плачет.

Когда успокоился и вернулся, рассадил своих братьев по старшинству. Привели к ним Шимона, и оказалось, что его содержали в прекрасных условия. Принесли слуги еду и вино, принялись ухаживать за братьями, но к Биньямину были особенно внимательны. Йосеф пригласил его к своему столу и много расспрашивал, о жене его, о детях. Говорит:

– Слышал я, что евреям открыты тайны звёзд.
– Это так, – ответил Биньямин, – и я удостоен этих знаний.
Тогда Йосеф раскрыл перед ним карту звёздного неба и спрашивает:
– А можешь ли ты среди звёзд найти место, где скрыт ваш брат, которого вы потеряли?
Биньямин наклонился над картой и стал пальцем делить её на участки, и задрожала его рука.
– Что ты увидел, спросил Йосеф? Что тебя напугало?
– Я вижу то, чего не может быть, ответил он.
– Где же брат твой?
– Он рядом, прошептал Биньямин.
И тогда Йосеф так же тихо признался ему и просил сохранить это втайне, так как он должен испытать братьев в том, что они не поступят с Биньямином так, как поступили с ним. Поэтому он прикажет слугам спрятать серебряную чашу, над которой благословлял, в сумке Биньямина и объявит его своим пленником и рабом.

А там видно будет:

– Если братья бросят тебя, как бросили меня, – сказал он, – то оставлю тебя с собой. Если же будут воевать за тебя, готовые пожертвовать собой и увижу, что сожалеют о том, что свершили со мною, я откроюсь им.

Поели они, благословили и стали собираться в обратный путь. А Йосеф приказал нагрузить их ослов, наполнить едой дорожные мешки их и положить туда же серебро, которое принесли для оплаты. И ещё приказал своему слуге, чтобы его серебряную чашу тайно положил в мешок Биньямина.

Распрощались братья и пошли своей дорогой. «Едва вышли они из города, недалеко отошли, как Йосеф сказал тому, который над домом: встань, догони этих людей, и, когда догонишь, скажи им: для чего вы заплатили злом за добро?» Послал его, чтобы догнал и обвинил в том, что они украли его священную чашу. Догнал он братьев, остановил, а он возмутились – никогда они чужого не брали, отвечают: «У кого из рабов твоих найдётся, тот да умрёт; и мы будем рабами господину нашему» (Бэрешит 44:9).

Обыскали их, и нашли чашу в вещах Биньямина. Тогда надорвали братья свои одежды, как надрывают после смерти близкого человека, опустили глаза к земле и вернулись к Йосефу. И сказал ему Иеhуда: «не можем мы оправдаться, поэтому я останусь твоим рабом, а братья мои пусть вернутся домой».

«Нет, – возразил Йосеф, – останется тот, у кого нашли украденное». «Когда человек грешит... – подобает взыскать с него» (Мишне Тора 3:9) Он намеренно спровоцировал такую ситуацию, где братья должны раскрыть свои истинные чувства и мысли по отношению к Биньямину, к друг другу и к своему отцу, Исраэлю.

До того, как Всевышний посылает болезнь, Он уже приготовил лекарство, иногда оно очень горькое, но без него нет излечения. В этой драматической истории за кажущейся суровостью Йосефа скрыта его настоящая любовь к братьям. Его желание – не мстить им, а очистить их и привести к раскаянию (Зоhар, «Микец»).

До того, как Йосеф получил власть над Египтом и стал самым сильным и богатым правителем на земле, он был изгоем, рабом, которого мог любой безнаказанно бить и даже лишить жизни. Сказал раби Иеhошуа бен Леви: «Если страдания и беды навалились на человека так, что отменяют для него учение Торы, они обвиняют его.

Однако, если страдания и беды не лишают его Торы, тогда они во благо ему (Раби Моше бен Нахман, «Оцар агадот», гл. «Йосеф»). «Ибо кого любит Б-г, того наказывает, и как отец тому, кто угоден ему» (Мишлей 3:12). Он, Благословенный, испытывает праведника, чтобы не осталось на его душе ни единого пятна. И дарует человеку страдания, чтобы очистить от этих пятен и приблизить к себе.

Все годы своей жизни Йосеф повторял законы, которые учил с отцом, и старался их исполнять. Поэтому братья пришли и склонились перед ним. Ибо из колена сына его, Эфраима, придёт в мир Машиах бен Йосеф (Зоhар хадаш, «Балак»).

Похожие статьи