Комментарии рава Адама Давидова к недельной главе «Ваера»

Комментарии рава Адама Давидова к недельной главе «Ваера»

Мы с вами плоды от могучего дерева с названием Авраhам. Как сказано: «Авраhам ведь должен стать народом великим и могучим, и им благословятся все народы земли» (Бэрешит, 18:18).

Г-сподь явил Себя – ваера элав – Авраhаму на третий день брит-мила. Было очень жарко, а он сидел у входа в шатёр и ждал гостей, так как было время обеда. «И он возвел очи и вот, три мужа стоят возле него» (Бэрешит, 18:2). Они (малъахим, ангелы) появились внезапно, Авраhам увидел и понял, что это не обычные путники.

Ангелы, которые не нуждаются в материальной пище, приняли приглашение Авраhама и сели за стол

Он хотел встать перед Шехиной, но Благословенный сказал ему: «Сиди, ты пример для потомков, они будут сидеть в синагогах и в домах учения, а Шехина будет перед ними стоять (Бэрешит Раба, 48:7).

Но он встал, и тогда эти трое отдалились, а он поспешил к ним, поклонился и привел в свой шатёр.

Ваера элав – Г-сподь явил Себя Авраhаму в лице трех посланников, Михаэль прямо, Гавриэль справа, Рэфаэль слева, а за ними Уриэль, но он сразу исчез. Сказал раби Аба: «После того, как обрезан был Авраhам, было открыто ему сокровенное» (Зоhар, «Ситрей Тора»). Раби Элиэзер пишет, что брит мила Авраhама была 10 Тишрея, в день Йом hа-Кипурим («Пиркей де-раби Элиэзер», 29).

В другом месте мы нашли, что брит мила Авраhама была 13 Нисана, и гостей он принимал 16 Нисана 2047 года от сотворения мира («Седэр hа-дорот» р. Ихиэль бен Шеломо, стр. 36). Примем это мнение, так как Ицхак должен родиться ровно через 12 месяцев после этих событий, в Песах, в месяце Нисан (Рабену Бахье, «Ваера», 18:10).

Не следует удивляться, что Авраhам обращается к малъахим, к ангелам, как к одному лицу, так как в каждом из них часть великой сущности Творца, и вместе они представляют своего Господина.

Михаэль пришел сообщить о том, что Сара родит сына. Гавриэль идет уничтожить пять городов в Сэдомской долине, где поселился племянник Авраhама. А Рэфаэль должен излечить Авраhама после операции (Рабену Бахье, «Ваера» 2).

Михаэль – главный, это Имя славы Всесильного, именно к нему обратился Авраhам: «Владыка! если я обрел благоволение в очах Твоих, не пройди мимо раба Твоего» (Бэрешит 18:3).

Когда гостеприимный хозяин предлагает гостям напитки и еду, им не следует обижать его и отказываться от угощения. Даже ангелы, которые не нуждаются в материальной пище, приняли приглашение Авраhама и сели за стол. Авраhам угощал их телячьими языками с горчицей, это намек на молитвы и на приправу к молитвам, и здесь скрыт глубокий смысл Торы (Мидраш Тальпиот). Ведь говорят, что язык праведника мягкий, а у злодея на устах мёд, но в сердце – яд.

Следует обратить внимание на поведение Сары, на ее скромность, цниют (צניעות), качество, присущее праведным женщинам

В заслугу Авраhама, за то, что не жалел воду для путников, чтобы омыли ноги свои от пыли, расступились воды моря, Ям Суф. За то, что кормил путников хлебом, потомки его, евреи, сорок лет в пути к Земле Обетованной ели чудесный хлеб – ман (Бэрешит Раба, 48:10-12).

И за полное доверие, что в 99 лет не пожалел крови своей и достиг совершенства, Всесильный вернул молодость ему и Саре, «и сказал Он: Я вернусь к тебе в это же время, и будет сын у Сары, жены твоей» (Бэрешит, 18:10). А так как Сара слушала, о чем говорят посланники Б-га и от великой радости смеялась, цахака (צָחֲקָה), за стеной шатра, сын ее получил имя Ицхак.

Следует обратить внимание на поведение Сары, на ее скромность, цниют (צניעות), качество, присущее праведным женщинам. Она готовила и пекла для гостей, но не входила к ним, так всегда было принято в еврейском доме, что женщина не садится за стол и не вступает в беседу с посторонними мужчинами. Авраhам и Сара – праведные и любящие друг друга муж и жена, Всевышний дал им возможность ощущать сияние Шэхины, присутствие Свое в их доме (Сота, 17б).

На заре своей истории человечество получило основные законы (семь законов Ноаха) и моральные принципы (дэрех Эрец), которым обязано было следовать. Запрещено идолопоклонство, богохульство, убийство, воровство, разврат, запрещено есть часть от живого животного и обязаны люди создавать суды и судить по справедливости.

Общество должно заботиться о своих гражданах, о благополучии и образовании, о сохранении моральных принципов, где обязательны уважение старших и гостеприимство, а также честность при взаиморасчетах.

Всевышний привел человека в это мир для исправления и совершенствования

Но люди ухитрились извратить понятия добра и зла настолько, что слава об их жестокости, жадности и порочности дошла до нашего времени.

Не было более благодатного края на земле, чем долина Сэдома и Аморы с необыкновенно плодородной почвой и открытыми залежами золота и серебра. Жители пяти городов в долине были очень богаты, хотя не тратили много усилий для обогащения. Они изощрялись в разврате, а содомия открыто практиковалась взрослыми и детьми.

Судьи, заседавшие у ворот, сурово наказывали за любое проявление милосердия и оправдывали воров и убийц. Более того, люди долины открыто гордились своим образом жизни и презирали тех, кто не был подобен им. Но всему приходит конец, огромный гнойник на теле земли должен был лопнуть.

Всевышний привел человека в это мир для исправления и совершенствования. Большинство пороков можно исправить, например, высокомерие, жадность, невоздержанность в еде и в вине и т.д. Другие ужасные пороки, их называют «сэдомскими», ведут человека к полной физической и духовной гибели. Наказание за них, «карет» – истребление души, неотвратимо.

Нетрудно представить себе общество Сэдома, когда мы видим вокруг насилие и разврат вокруг нас. В XX веке гомосексуалистов принудительно лечили или отправляли в тюрьмы, а в XXI они гордо маршируют по улицам и занимают важные посты в управлении многих стран. Стало опасно быть нормальным человеком.

Метастазы разврата и сэдомской жестокости разъедают современное общество. Но не следует опасаться вселенской катастрофы. Благодарение Творцу, есть среди нас праведники, ради которых Он проявляет Свое милосердие. Время от времени Он проводит на земле «хирургическую чистку», и человечество исцеляется.

Всесильный дал задание своим посланникам (Михаэлю и Гавриэлю) уничтожить всё мерзкое и предупредить Авраhама о гибели жителей сэдомской долины. Авраhам ужаснулся, ведь вместе с преступниками погибнут праведники, которые, возможно, там живут. Он умолял отменить наказание, но во всех пяти городах не нашлось ни одного человека, достойного спасения, кроме Лота, племянника Авраhама.

Сказал Рамбам: «Награда праведникам состоит в том, что они удостоятся... блаженства и счастья. Наказание злодеев – в том, что они... будут истреблены и погибнут. И всякий, кто не удостаивается этой жизни, умирает, не обретая бессмертия, истребляется за своё злодейство и гибнет, как животное» («Мишне Тора», Законы о тшуве, гл. 8). Это истребление души, о котором сказано:

«Истреблена – hикарет тикарет – будет та душа» (Бэмидбар, 15:31).

В Торе слово «истреблена» (hикарет) усилено повторением (тикарет), ибо будет два истребления: в Этом Мире, Олам hа-зэ, и в Мире Грядущем, Олам hа-ба. Негодная душа покинет этот мир и, отдалившись от тела, не удостоится жить в Грядущем Мире (Раши).

Общество, пренебрегающее заповедями морали, не имеет права на существование. Всесильный уничтожил пять богатых городов в сэдомской долине. Не помогли молитвы Авраhама за их благополучие – не нашлось у них ни одного праведника. А Лот, племянник Авраhама, был там «чужаком».

Малъахим пришли спасать Лота, а он боится идти, говорит: «Вот, нашел же раб Твой благоволение в глазах Твоих, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, может быть меня застигнет беда, и я умру» (Бэрешит, 19:19).

Среди злодеев Сэдома он был праведником, но рядом с Авраhамом нет у него заслуг перед Б-гом. Он отдалился от Авраhама, чтобы избежать невыгодного сравнения с ним, чтобы не были видна его жадность к деньгам и другие изъяны, неприметные среди жителей Сэдома (Бэрешит Раба, 50:11).

Посланники вывели Лота, его жену Идит (по версии «Бааль hатурим» – Ирит) и двух незамужних дочерей. Две другие остались со своими мужьями в обреченном Сэдоме.

16 Нисана 2047 года земля в долине раскололась, а воздух наполнился серой и огнем, в котором сгорело всё живое.

После катастрофы в Сэдомской долине образовалось огромное озеро с мертвой соленой водой. Его так и называют: Мертвое море (Dead Sea), Ям hамелах.

Лот бежал прочь от этого страшного места, но жене Лота жаль было оставлять свой дом, она отстала, оглянулась и погибла. А он и две его дочери добежали до Цоара, где уже не было ни одной души. Тогда они поднялись в горы, добрались до большой пещеры и соорудили себе удобное убежище.

Со временем они успокоились от пережитого страха и стали исследовать окрестности. Ходили и нашли чудесный родник, нашли плоды инжира и гроздья сладких фиников, нашли дикий виноградник на открытой поляне, изготовили вино, ели, пили и благословляли Всесильного.

За год не встретили ни одной живой души. Решили дочери Лота, что все люди на земле погибли и когда они умрут, никого не останется и человечество перестанет существовать на земле.

Женщины напоили своего отца, Лота, крепким вином, он опьянел и уснул. Тогда, прежде одна дочь, а за ней другая, легли с ним и родили от него, каждая в свой срок, двух мальчиков. Старшая дочь дала своему сыну имя Моав, что значит, от отца родила. От этого мальчика произошел народ моавитян.

А сын другой дочери получил имя Бен Ами (Аммон), и народ от него – аммонитяне. Сегодня город Амман в Иордании своим названием напоминает о тех давних событиях, когда область Заиорданья к востоку от Мертвого моря стали осваивать и создали свое государство наследники Бен Ами.

Первый сын Авраhама, Ишмаэль, был наделен отрицательными качествами в значительно большей степени, чем положительными. Чтобы уравновесить мир, Всевышний дал жизнь Ицхаку.

Ицхак, сын Авраhама, родился 15 Нисана 2048 года от сотворения мира. Первая буква Йуд (י) в имени (יצחק) имеет числовое значение 10 и соответствует 10 испытаниям Авраhама. Цади, вторая буква (צ) – 90 лет Сары в день его рождения. Буква Хет (ח) – восьмой день, брит-мила. А Куф (ק) – 100 лет Авраhаму.

Авраhам, Сара и Ицхак – первая в мире полная еврейская семья. Родители готовили Ицхака к праведной жизни, чтобы, подобно отцу, он мог противостоять порокам и защищать мир от уничтожения. Такое воспитание идет по цепочке до сегодняшнего дня. Именно этому учат еврейские родители своих детей.

«И увидела Сара, что сын Агарь-египтянки, которого та родила Авраhаму, насмехается...» (Бэрешит, 21:9). Что значит «насмехается»? Мудрецы разъясняют, что это слово намекает на идолопоклонство или тяжелое преступление, подобное убийству. Ишмаэль вырос, одичал, он стыдился и скрывал знак союза с Творцом на своем теле. Он смеялся над самим фактом рождения Ицхака, считал себя старшим сыном и единственным наследником Авраhама.

В то же время hАгарь, недовольная появлением на свет законного наследника, распространяла слухи, что Сара не способна была рожать, что Ицхак – приёмыш.
Ишмаэль ревновал, пытался причинить вред своему сводному брату, опасно было оставлять его в одном доме с маленьким Ицхаком. Однажды, когда Ицхаку было пять лет, Ишмаэль вложил стрелу в лук и нацелился в него. Сара увидела, и закричала, и потребовала от Авраhама, чтобы он удалил Ишмаэля из их дома.

Авраhам согласился с требованием Сары. Он дал в руки hАгарь и Ишмаэля достаточно продуктов на дорогу и отправил их в Египет. Ишмаэлю тогда было 24 года.

Они пришли в пустыню Паран, оттуда двинулись на юг, до южной части Аравийского полуострова, и поселились у подножия горы Иhуд. Впоследствии на месте их стоянки евреи из рода Бану Надир и Бану Курайза построили поселение. 

Это был город Ятриб, он же город Медина, который спустя две с половиной тысячи лет, после страшного погрома и гибели всех его жителей-евреев, стал оплотом ислама. (Б. Льюис, Арабы в истории, стр. 40)

Прошли годы, Ишмаэль возмужал, теперь он вспоминал наставления отца и, так же как и отец, каждое утро обращался с молитвой к Творцу. Мать привела его в Мицраим, на родину, где из своих родственников нашла ему жену по имени Мерива (по версии «Пиркей дэ-раби Элиэзер», ее звали Иса или Асиа). Эта женщина родила четырех мальчиков и одну девочку. (Здесь и далее «Седэр hа-дорот» р. Ихиэля бен Шломо.)

Спустя годы Авраhам пришел проведать Ишмаэля и познакомиться с его семьей. Остановил верблюда у шатра его, но не спустился на землю, ибо такова была просьба Сары. У входа сидела женщина с мальчиком на коленях и молча смотрела на него.

— Мир тебе, женщина, – сказал Авраhам, – где твой муж?

— Ушел на охоту.

— Подай мне воды, устал я с дороги.

—Нет у нас воды и нет хлеба, – ответила она, ударила мальчика по голове и утащила в шатёр. И не спросила, кто этот гость, и не предложила ему сойти на землю.

Разгневался Авраhам, поднял голос и приказал выйти к нему. Но не вышла она, только выглянула из-под полога шатра. Тогда он поднял правую руку и сказал:

— Когда вернется твой муж, передай ему, что из страны Плиштим приходил старик, посмотрел, как он живет, и велел заменить в доме клин.

Повернул верблюда и скрылся в пыли.

Когда Ишмаэль вернулся домой, жена сказала ему, что из страны Плиштим приходил какой-то старик и передал ему, что надо заменить в доме клин. Понял Ишмаэль, что это был отец, понял намек на негодную жену, и выгнал ее из дома. Он отправился в Эрец Кэнаан и взял себе женщину из кэнаанеев (Фатому, Фатиму – «Пиркей дэ-раби Элиэзер», 30).

Прошло два года, Авраhам снова пришел проведать Ишмаэля. И опять Ишмаэль был на охоте, а у входа в шатёр сидела молодая женщина. Тут же она встала, подбежала, схватила верблюда за уздечку и говорит:

— Господин мой, спустись на землю, войди в наш дом, отдохни с дороги, дам тебе воду и хлеб.

— Нет, – ответил Авраhам, – тороплюсь я. Но воду подай, воду выпью.

Но она так просила, так настаивала, что уступил он. Не спускаясь на землю, взял хлеб и холодную воду, что поднесла она в глиняном кувшине, выпил и благословил на хлеб. И сказал ей Авраhам:

— Когда вернется твой муж, передай ему, что из страны Плиштим приходил старик, посмотрел, как он живет, и похвалил крепкий и надежный клин в его доме.

Благословил эту женщину, благословил Ишмаэля и всех детей, что были в доме, повернул верблюда в обратную дорогу и скрылся в мареве пустыни.

Когда Ишмаэль вернулся и услышал эти слова, обрадовался он, затосковало его сердце. Собрал свое имущество, взял жену и детей, пришел в Бэер Шаву и поселился недалеко от отца.

Ицхак, сын Авраhама, рос в родном доме в Бэер Шаве и следовал заповедям отца. Он углубленно изучал историю и законы мироздания сначала с отцом, потом в ешиве великого прадеда Шема. Никто из учеников и последователей Авраhама, даже обожавший его и преданный ему раб его Элиэзер, не оставили после себя еврейского потомства. Только Яаков, сын Ицхака стал евреем, подобным деду и отцу, и передал свои качества и свои знания последующим поколениям.

В 37 лет Ицхак был удивительно похож на Авраhама, даже слуги не всегда могли сказать, где отец, а где сын. Подобно отцу он встречал путников у входа в шатёр, кормил их и учил благословлять Создателя. Однажды между Ишмаэлем и Ицхаком произошел такой разговор.

Сказал Ишмаэль:

— В 13 лет я с полным сознанием согласился, чтобы отец обрезал меня. А ты, что ты понимал, когда тебя обрезали? Ты стал евреем против своего желания, ибо какое желание может быть у восьмидневного сосунка.

— Конечно, ты молодец, – ответил Ицхак, — но что дальше? Ты гордишься тем, что отрезали кусочек кожи с крайней плоти твоей, и на этом всё завершилось, а я обрезал свое сердце и подчинил все свои желания Творцу. Всё, что Он требует от меня, я готов исполнить.

И было после этого: Всевышний велел Авраhаму принести в жертву своего любимого сына, отраду и надежду его старости. Едва не взорвалось сердце его, много лет он призывал людей отказаться от человеческих жертвоприношений, как теперь сказать об этом его матери, Саре…

Ранним утром 27 Элула 2084 года, пока она спала, Авраhам взял Ицхака, Ишмаэля и Элиэзера, верного своего раба, и отправился с ними на север. На третий день пути показались горы.

Спросил Авраhам Ишмаэля:

— Что ты видишь, сын мой?

— Горы и долину внизу.

Спросил Элиэзера:

— Что ты видишь, сын мой?

Отвечает:

— Горы и долину внизу.

Спросил Авраhам Ицхака:

— Что ты видишь, сын мой?

Поднял Ицхак голову, простер руки небесам и говорит:

— Отец, я вижу огненный столб, он поднимается от земли и исчезает в небесах, страшно мне.

Понял Авраhам, что пришли они к месту, где он воздвигнет мизбеах (жертвенник). Авраhам расседлал осла, достал нож для шехиты, каким разделывал барана, взял в руки кувшин с горящими углями, возложил вязанку дров на спину Ицхака и велел следовать за ним. А Элиэзеру и Ишмаэлю приказал ждать с ослом, пока они поднимутся на гору, принесут там жертву и спустятся к ним. Они остались с ослом потому, что не увидели то, что не увидел осёл.

Авраhам и Ицхак ушли, а Ишмаэль и Элиэзер стали спорить.

Сказал Ишмаэль:

— Отец зарежет Ицхака на жертвеннике, значит, я наследую всё.

— Нет, – возразил Элиэзер, — тебя он изгнал из своего дома, а я, его раб, дороже ему сыновей, с его ранней юности днем и ночью я служил ему, я законный наследник.

Готовы они были применить силу, один против другого, но услышали Бат кол, голос Небес:

— Ицхак наследует Авраhаму! («Пиркей дэ-раби Элиэзер», 31).

Идут Авраhам и Ицхак по тропе всё выше и выше и встречают старика.

Спрашивает он:

— Куда путь держите, почтенные?

— Идем принести жертву Всевышнему, – ответил Авраhам.

— Где жертва, где баран, – удивился старик, – не этот ли юноша жертва? Я вижу, Авраhам, что с тобой твой сын, долгожданный, любимый, неужели ты убьешь его?

Разве не ты призывал идолопоклонников отменить человеческие жертвоприношения? А ты, юноша, идешь, чтобы отец убил тебя? Не позволяй ему совершить это преступление.

— Прочь с нашего пути! – ответил ему Авраhам. – Я знаю твое лицо.
Тут же старик исчез, а они пошли дальше, поднялись на гору и собрали камни для жертвенника. Сказал Авраhам:

— Сын мой, Всесильный велел мне принести тебя в жертву, но ты можешь отказаться.

— Нет, отец, – ответил Ицхак, – если такова Его воля, я готов исполнить заповедь, только крепко свяжи меня.

Жертвоприношение Ицхака называется акеда, то есть связывание. Авраhам связал его руки и ноги, возложил на жертвенник, поднял нож и заплакал. И тут же ангел Всесильного остановил его руку:

«И сказал: не заноси руки твоей на отрока и не делай ему ничего, ибо теперь Я узнал, что боишься ты Б-га и не пожалел своего сына единственного ради Меня» (Бэрешит, 22:12). Испытание завершилось, так как Он требует не крови наших сыновей, а полного доверия и любви.

Рядом, в кустах, Авраhам увидел барана. Он быстро освободил от пут своего сына, вознес на жертвенник этого барана, а из рога его сделал шофар и протрубил о величии и славе Творца, об обязанности исполнять Его волю и о Его великом милосердии.

Это был первый день месяца Тишрей, первый день нового, 2085 года.

День этот был День Суда, когда всё живое проходит перед Владыкой мира – кому на славу, кому на поругание, кому на жизнь, кому на смерть.

Авраhам трубил, и голос шофара предупреждал людей о грядущем наказании и призывал к раскаянию, так как в этом мире всегда есть надежда на прощение и на искупление.

Первые люди на земле были близки к своему Создателю и не знали нужды. Со временем их сердца очерствели и они потеряли право на обратную связь, и тогда оказалось, что они чрезвычайно слабы и зависимы от природных явлений и от жестокости других обитателей земли.

Страх и неуверенность привели их к служению идолам, к тому, что было запрещено для «бней Ноах», для всего человечества на земле, на иврите это называется аводат элилим, или авода зара (чуждое служение).

Появились лжепророки, «…и стали они говорить, что Господь приказал передать людям, чтобы служили некоей звезде, или всем звездам, и приносили им жертвы и возлияния, так или иначе, построили храм для идола, сделали изображение, чтобы поклоняться ему…» (Рамбам, Законы об идолопоклонстве)

Поклонение звездам, солнцу, луне и явлениям природы стало повсеместным. Стали обожествлять птиц, животных, рыб и т.п. Древние народы приносили жертвы идолам едой и напитками, искали у них поддержку для победы в войне, при посеве и сборе урожая, при закладке фундаментов для своих жилищ и при строительстве храмов.

Шумеры, египтяне, персы, древние греки и римляне, кельты, германские племена, росы (предки русских) приносили идолам с молитвой своей человеческие жертвы. Русский князь «Святой» Владимир Святославович, «Креститель Руси», принес в жертву своим богам Феодора-варяга и Иоанна-мученика. «И осквернилась кровью земля Русская и холм тот», – рассказывает летопись. (Летописи, «Житие Владимира»)

У огнепоклонников Персии было обычным делом приносить своих детей в жертву богу огня. Но когда они видели, что их бог не отвечает, нападали на еврейские поселения, хватали детей и сжигали их во имя своего бога. В этом одна из причин массового бегства евреев на Кавказ.

В 625 году Хинд бинт Утбаха, мать Муавии I, основателя и первого халифа мусульманской династии Омейядов, съела с молитвой печень убитого Хамзы ибн Абд аль-Мутталиба, молочного брата и ближайшего сподвижника Мухаммада.
В некоторых африканских странах и в Индии даже сегодня случаются человеческие жертвоприношения.

Не так давно, в 1989 году, в Либерии по делу об участии в ритуальном убийстве был осужден министр внутренних дел. Бессмысленные и жестокие жертвы приносят своему идолу исламисты, отправляющие шахидов взрываться среди толпы.

Авраhам привел сына к высочайшей духовной вершине, и Ицхак дал себя связать, чтобы освятить Имя Творца.

Это была совместная победа отца и сына над силами зла.

Событие настолько важное для человечества, что ислам использовал эту ситуацию, чтобы научить своих последователей беспредельной вере в Аллаха. Но авторы Корана вместо Ицхака подняли на жертвенник Ишмаэля. Они признают святость Торы, но исказили ее слова.

Евреи, соблюдающие заповеди Творца, каждое утро повторяют в молитве историю с жертвоприношением Ицхака. Почти все знают ее наизусть. На примере Авраhама люди должны были понять, что следует доверять Создателю и что Ему не нужны человеческие жертвоприношения. Только тот, кто умеет искренне и полностью доверять Творцу, будет удостоен Его защиты. Мы нужны ему живыми, здоровыми, добрыми, счастливыми. Он дал нам для этого все возможности и дал Тору, руководство к исполнению.

Однажды нам приходится пожертвовать своей привязанностью к материальным удовольствиям, чтобы вознести свою душу к Б-гу, но и тогда мы не теряем этот мир, Олам hа-зэ, а приобретаем мир будущий, Олам hа-ба.

В Рош hа-Шана шофар трубит о милосердии Суда, который выносит справедливый приговор и сохраняет мир ради праведников Авраhама, Ицхака, Яакова, Моше, Давида, а может быть, и ради нас с вами. Благословит вас Творец.

Похожие статьи