«И сказал Б-г Моше, говоря: Скажи сынам Исраэля, чтобы взяли для Меня приношение (тэрума) от всякого человека, благорасположенного сердцем (וְיִקְחו לִי תְּרוּמָה), возьмёте приношение для Меня» (Шмот 25:1-2).
Здесь две заповеди:Одна для народа - сказал, что надо «взять», а не «принести», взять из того, что человеку дорого, не по принуждению, а по собственному желанию. Как любящий сын находит из того, что у него есть, находит самое дорогое для своего отца, так и бэней Исраэль пусть возьмут из того, что у них есть самое лучшее на строительство Храма. Такой своеобразный обмен подарками - Всесильный подарил евреям Тору, а евреи строят Его Храм.
Это желание дать от сердца своему Творцу особенно сильно среди еврейских женщин. Наш народ давно бы исчез (хас вэ халила!), если бы среди нас не было праведных евреев, жертвующих на синагоги и дома учения Торы.
Тэрума (трума) - пожертвование, это слово в действии означает вносить вклад, содействовать, а корень этого слова - «рам», высота. Следовательно, тэрума - возношение.
Другая заповедь для Моше и старейшин, чтобы приняли всё, что принесут евреи. Сказал Он: «И устроят мне Микдаш (מִקְדָּשׁ) и буду обитать среди них» (Шмот 25:8). Он будет среди тех, кто вошёл в Храм с молитвой и с корбаном, жертвой благодарности, или жертвой повинности, или с праздничной жертвой. А слово корбан, жертва, от глагола лекарев - приближать, все вошедшие в Храм приближаются к Б-гу, и ощущают Его в своей среде.
Заповеди Храма стали самыми любимыми для евреев пустыни и для всех последующих поколений. При строительстве Храма в пустыне евреи сделали три пожертвования: первое (половина шекеля серебром) - на подножия для брусьев стен, второе - в копилку, на общественные жертвоприношения.
И третье - непосредственно для Скинии и одежду коhенов. Принесли золото и серебро, драгоценные камни, ткани и шкуры, дерево, масло и благовония и т.д. (Йерушалми, «Шэкaлuм», часть 4).
Так нам объяснял рав Ицхак Зильбер: «В первый раз евреи дали по половине шекеля, когда их считали. Из этого серебра, принесенного 603 550-ю людьми, были изготовлены подножия, в которые вставлялись бревна для стен Мишкана и столбы для разделяющей завесы.
Во второй раз каждый еврей дал по половине шекеля на приобретение жертвоприношений и всего остального, необходимого для службы в Храме. В третий раз каждый давал собственно на строительство Мишкана, и здесь участие не было одинаковым; каждый давал, что имел: кто - голубую шерсть, кто - лен, кто - золото, кто - серебро».
Во времена Второго Храма пожертвования присылали из стран галута (изгнания): «С наступлением праздника Песах, с наступлением праздника Шавуот, с наступлением праздника Суккот... Первый раз от имени Страны Израиля, второй раз от имени окружающих ее городов, третий раз - от имени Вавилона и общины Мидии и дальних стран» (Мишна, Шэкалим, 3).
Слово «микдаш» - однокоренное со словом «лекадеш», освящать или же отделять. Говорим: «лекадеш эт hа-шабат», освящаем шабат, то есть отделяем от будничных дней, или делаем «кидушин», освящаем, то есть отделяем невесту перед хупой, перед тем, как она получит кэтубу, брачное свидетельство.
Бет hа-Микдаш, то есть Храм - выделенное место на земле, куда может прийти человек, чтобы установить естественную связь со своим Творцом. Евреи начали строить Храм в пустыне после Дарования Торы, на второй день после Йом Кипур.
И он вобрал в себя духовную святость горы Синай. То, что было сокрыто от всего мира, проявилось там для всего еврейского народа (Раби Моше бен Нахман, «Шемот» 25:2).
Увы, сегодня нет Храма, но велико милосердие Творца, Он являет Шэхину, Божественное присутствие, то в одном, то в другом месте на земле. «И если двое сидят и обсуждают сказанное в Торе - Шэхина пребывает между ними, как сказано: тогда говорили между собой трепещущие пред Б-гом, и внимал Б-г, и слушал, и написана была памятная книга [и положена] пред Ним о [заслугах] трепещущих пред Б-гом и размышляющих о [тайнах, скрытых в] Его Имени» (Авот 3:2).
В тот день дана была Моше заповедь: «Сделай Мишкан…» (Тэрума 26:1). Мишкан следовало создать по тому образу, который был ему представлен. Он должен был стать моделью мироздания, где Шехина будет пребывать постоянно. Тора семь раз описывает его строение в соответствии с семью Сэфирот, а тройные пожертвования для Храма соответствуют трём высшим Сэфирот (Ибн Эзра).
Мишкан имел три уровня святости и был подобен человеческому организму:
Первый уровень (высший) - «Кодеш Кодашим», Святая Святых, где находился «Арон hа-Кодеш» и куда Коhен Гадоль, Первосвященник, заходил один раз в году в Йом Кипур.
«Кодеш Кодашим» был, как голова человека и его мозг, воспринимающий мир и отправляющий сигналы во все концы мира.
Второй уровень - внутреннее помещение «hа-Кодеш», где коhены зажигали Менору, возжигали на маленьком золотом мизбеахе «кэторет», благовония, и возлагали на золотой стол 12 хлебов. Этот уровень соответствует сердцу и дыхательным органам человека.
Третий уровень - двор Храма с большим мизбеахом, жертвенником, и умывальником, кийором, он соответствует остальным органам, обеспечивающим жизнедеятельность всего организма, это пищеварительная система, печень, почки и другие органы.
Мишкан - обитель Шэхины, где душа каждого человека ощущала Божественное присутствие. Однако Шэхина может поселиться в любом месте, откуда к Небесам возносится молитва со слезами.
Это Котель Маарави (Стена Плача) в Йерушалаиме и это синагоги, как сказано: «Хотя Я рассеял евреев среди разных народов, но остался для них в малых святилищах (синагогах) в странах, куда они пришли» (Иехезкель 11:16).
Шэхины может удостоиться даже один человек, молящийся с трепетом и любовью в углу своего жилища, а праведник видит её, когда читает видуй и «Шма» перед последним вздохом.
При строительстве Храма были использованы материалы (15 видов) минерального, растительного и животного происхождения. Евреи несли строителям золото, серебро, медь, голубую шерсть, багряницу, червлёницу, лён, козью шерсть, шкуры бараньи, окрашенные в красный цвет, и шкуры тахашей, стволы акации, масло для Меноры, благовония для масла помазания и ароматного воскурения, ониксы и другие камни, вставляемые в эйфод и хошен.
Трудно представить себе реальные размеры Храма, так как наши нормы и значения существенно разнятся с теми, что были в начале еврейской истории. Размеры в Торе даны в «ама», это длина руки от локтя до конца среднего пальца. Сегодня «ама» примерно 48 см, но во времена Моше рабену, который сам был ростом не меньше, чем его современники, более 2 метров, какова была «ама»?
Мы можем судить только о соотношении размеров, где двор Храма и по длине и по ширине соотносится как один к двум. Во дворе находились Мишкан с двумя залами, большим - «Кодеш» и малым - «Кодеш Кодашим» (Святая Святых), во дворе был внешний жертвенник, а с восточной стороны закрытая территория коhенов.
Перед входом в Мишкан стоял «кийор», особый сосуд для омывания рук и ног коhенов.
В зале «Кодеш» установили золотой стол для двенадцати хлебов, золотой семисвечник, Менору, и золотой жертвенник для воскурения пахучих трав, кэторет. А в «Кодеш Кодашим» поместили «Арон hа-Кодеш», его называли «Арон hа-Эдут», «Ковчег Завета», туда Моше рабену положил «Лухот», две целые Скрижали Завета, кувшин с порцией мана и свиток Торы, написанный его рукой.
Раби Иеhуда бен Лакиш сказал, что был ещё один - «Арон hа-Брит», с которым евреи выходили на войну, в нём были две разбитые скрижали. (Барайта, «Дэмлэхет hа-Мишкан 6, стр.41).
Тайная Тора намекает, что «Арон hа-Кодеш» соответствует Бина (Разуму), Менора соответствует Хэседу (Милосердию), золотой мизбеах для «кэторет» соответствует Тиферет (Красоте и Гармонии), а золотой стол для хлебов соответствует Гэвура (Силе и Могуществу).
Вот что писал о Храме коhен, участвовавший в храмовой работе и, увы, видевший его разрушение: «Дело в том, что всякий, кто без задней мысли и внимательно присмотрится ко всему описанному, найдёт, что все это устройство должно напоминать и служить отражением всего мироздания: шатёр, имеющий в длину тридцать локтей, разделён на три части; две из них, как места не священные, предназначены для всех священнослужителей и соответствуют земле и морю, которые также доступны всем. Третья же часть посвящена одному Г-споду Б-гу, потому что Небеса для людей недосягаемы. Лежащие на столе двенадцать хлебов знаменуют собой год, разделённый на такое же количество месяцев (Иосиф Флавий, «Иудейские древности 3).
10 Нисана 2488 года евреи вошли в Эрец Исраэль и установили Храм в Гилгале рядом с Иерихоном. В 2507 году Мишкан перенесли в Шило, и небольшое поселение в Шомроне (Самарии) между Бет Элем и Шхемом на сотни лет стало духовным центром всего Израиля. Укрепив границы еврейского государства, царь Давид купил в Йерушалаиме у йевусея Аравны гору Мория, чтобы построить там Дом Б-га, вечный Храм из гранита и мрамора, и перенести туда Арон hа-Кодеш.
Но не он, а сын его Шэломо, на четвёртом году своего царствования он начал строительство Храма на горе Мория в Йерушалаиме. Через 7 лет, в 2928 году (832 г. до н.э.) перед праздником Суккот строительство было завершено и 14 дней его торжественно освящали. Спустя 410 лет, в 3338 году (422 г. до н.э.) войска Навухаднэцара сожгли Храм, а большую часть еврейского населения увели в Бавель.
Спустя 70 лет изгнанники вернулись на родину. Их вожди Эзра и Нехемья в 3408 г отстроили и освятили новый Храм. Прошло ещё 420 лет и римские солдаты после двух с половиной лет осады Иерусалима 9-го Ава 3828 года (68 до н.э.) сожгли его.
Тогда евреи стали строить синагоги. Синагога не только дом собрания, бет кнессет, это малый Храм, Дом Б-га, где молитвы заменили жертвоприношения. Все синагоги строят так, чтобы во время молитвы люди стояли лицом к Йерушалаиму, а в Йерушалаиме лицом к Храмовой горе, где был Бет hа-Микдаш. В каждой синагоге обязательно должен быть арон hа-кодеш, где хранят свитки Торы, и бима, возвышение, на котором читают Тору. Архитектура и богатство украшений синагоги соответствуют традициям каждой еврейской общины.
Строительство синагоги в еврейском поселении было большей обязанностью, чем строительство собственного дома. Для этого евреи не жалели ни сил, ни средств. Можно судить об этом на примере Еврейской (Красной) Слободы, где каждая община (а их было 11) строила вначале синагогу, а вокруг свои дома. С давних пор в еврейском народе сохраняется традиция пожертвований на строительство синагоги (нумаз - горск. евр.) и дома учения, бет мидраша (нубо хундэ - горск. евр.).
В наши дни «тэрума» стала подтверждением еврейского образа жизни. «Тэрума» сегодня - это пожертвование на строительство синагог, на приобретение свитков Торы и издание книг, на строительство и содержание школ, иешив, лечебных учреждений, на поддержку религиозных общин.
Во всех еврейских общинах действуют ГМАХим, фонды безвозмездной помощи евреям. В Америке долгие годы существовал Фонд «Ваад ле hацала», спасавший евреев из концлагерей, помогавший студентам иешив Литвы бежать от фашистов в Японию и Китай, а оттуда в Америку. Богатые американские евреи вложили много своих средств в создание и поддержку иешив в разных странах, в том числе в России, в Азербайджане, в Грузии.
В последнее время их сменили богатые евреи России, Украины, «Красной Слободы». Самый замечательный пример преданности Слову Б-га - Фонд СТМЭГИ, распространивший свою помощь и влияние на все общины горских евреев в мире. Благодаря Фонду работают иешивы и синагоги, издаются книги и газеты. Таким образом, возрождается Храм, и это - живая Тора.