В недельных главах Тазриа и Мецора обсуждается феномен цараат. Этот недуг наводился Б-гом на человека по разным причинам, но в основном – в наказание за злые сплетни и клевету.
Этим недугом могла быть поражена кожа, одежда или даже стены дома. Симптомы – разные искажения цвета и формы (схожие с современной проказой). Согласно предписаниям Торы, пораженный цараат человек или предмет должен быть изолирован, пока не пройдут симптомы. Ибо в результате неподобающего поведения этого человека его покинул дух Б-га.
Поэтому его высылают за пределы лагеря/города и заставляют пребывать в одиночестве, пока не исправится.
Нам известно, что цель любого наказания Торы – не просто причинение страданий грешнику, но механизм, посредством которого он может исправиться и встать на правильный путь. Каким же образом высылка из города помогает человеку осознать свою роль и цель в жизни? Как он придет к этому пониманию?
Когда ребенок плохо себя ведет, его бывает необходимо выгнать из комнаты или класса – чтобы «проветрился», взял «тайм-аут». Будучи на время оторванным от обыденной жизни в своем обществе, он получит возможность подумать о своем поведении. Так он сможет осознать, что он сделал плохого и перед кем ему следует извиниться. Ведь, произнося слова извинения, надо всерьез считать, что так вести себя было нельзя, и больше он не будет.
Грешнику также необходимо подумать в целом о жизни, о своем направлении. Но это возможно только тогда, когда он один, когда никто и ничто его не отвлекает.
Только когда не с кем говорить, и не на ком заострять внимание, человек может сосредоточиться на себе. Почему я был создан? Чего я добился в этой жизни?
В чем моя цель? Почему я удостоился чести быть евреем? Что это значит? Как это отражается на моем поведении? Чего я в конечном итоге достигну? Какие духовные достижения возьму с собой, когда покину этот мир?
Сегодня мы живем в мире компьютеризации и порабощения технологическим новшествам. Мы думаем, что должны использовать эти приспособления для того,
чтобы всегда быть доступными для всех. Дошло до того, что если мы не отвечаем на «пропущенный звонок», у людей уже есть к нам претензии. Даже когда наши
телефоны на «тихом режиме», одна мысль о том, что нам может кто-то позвонить – даже если в данный момент мы ни от кого не ждем звонка – уже нарушает наше спокойствие и мешает сосредоточиться. В результате, даже когда мы наедине, мы не можем использовать эти драгоценные минуты для того, чтобы задуматься о своей жизни. Хорошо, что у нас хотя бы есть Шабат, когда этими приспособлениями нельзя пользоваться, и тогда появляется время для раздумий. А
также и для супруг и других членов семьи, которые наконец-то могут получить от мужа и отца то внимание, что им всегда необходимо.
Постараемся же, входя в синагогу или начиная изучать Тору, оставлять мобильные телефоны снаружи или в машине. Сев с супругой на ужин, оставим мобильник в кармане пальто. А укладывая детей спать, оставим его в гостиной. И уделим супругам, детям – и самим себе – столь необходимое драгоценное время.
Рав Йонатан Салем