В этой недельной главе описаны еврейские праздники.
Первый праздник сезона – Песах, пятнадцатое Нисана. На следующий день, шестнадцатого Нисана совершается приношение Омер, после чего нам разрешен урожай этого года. С того момента мы начинаем отсчитывать дни Омера, и на пятидесятый приносим так называемое «новое хлебное приношение» Б-гу (Эмор 23:16).
«Новым» оно считается потому, что является первым приношением из пшеницы нового урожая, – Омер состоял из ячменя. Интересно, что приносится эта жертва не в какой-нибудь день, а в Шавуот – день Дарования Торы. Интересно также то, что Тора здесь называет Шавуот «день нового приношения». Это нуждается в пояснении. Тора – генеральный план и код мира.
Весь мир был создан в соответствии с заповедями Торы, чтобы мы имели возможность использовать каждую составляющую мира с целью. Мудрецы также говорят, что, если хоть на секунду прекратится изучение Торы, весь мир обрушится обратно в то состояние пустоты и хаоса, в котором он был до семи дней Творения. То есть изучение Торы воистину обеспечивает существование всего мира.
Почему же день дарования Торы описан ей самой, как всего лишь день нового хлебного приношения? Надо было сказать «День дарования Торы»! Объясняет Кли Якар: Б-г не хочет, чтобы определение «день дарования Торы» сводилось к одному лишь дню в году. Он хочет, чтобы мы всегда воспринимали Тору, как новую, дарованную сегодня! Он не хочет, чтобы у нас было чувство, что «это мы уже проходили». Торе надо радоваться, как найденному сегодня сокровищу.
Но как можно оправдать и выработать подобное отношение к тому, что было нам даровано уже тысячи лет назад? Ответ таков: чем больше человек погружается в Тору, тем больше удовольствия и вдохновения он из нее извлечет. Ибо Тора, будучи божественным законом, дает нашим душам особую степень насыщения. Само стремление приобщиться к Торе обновляет нас и питает духовной энергией, придает нам новое дыхание.
Тора изучается уже тысячи лет, день за днем, час за часом, но по-прежнему нет конца ее глубинам и новым идеям. Изучение Торы уподоблено кормлению младенца материнским молоком, в котором он постоянно находит новое удовольствие. Вот и мы, погружаясь в Тору, каждый раз находим в ней новый смысл и новую красоту. К сожалению, некоторые поддались ложным идеям, якобы Тора «старомодна» и «не соответствует духу времени» - или что она подходит лишь для интеллектуальных упражнений горстки умников.
Но на самом деле смысл и красота Торы доступны каждому. Она стимулирует и интеллектуальность, и духовную наполненность. И те, кто ее изучают и постигают, не могут не поразиться тем, как у нее находятся слова для каждого человека в каждой ситуации. Оценим же это удивительное свойство Торы и постараемся, чтобы и дня не прошло без ее изучения. Если для роста в Торе нам нужна помощь, не постесняемся ее получить.
И не лишим себя обновления и вдохновения, которое предлагает нам Тора, и удостоимся стать важным звеном цепочки, которая ежедневно поддерживает существование всего мира!
Автор: рав Йонатан Салем