Комментарии рава Адама Давидова к недельной главе «Бемидбар»

Комментарии рава Адама Давидова к недельной главе «Бемидбар»

«В семидесяти душах сошли отцы твои в Египет, а ныне сделал тебя Господь, Б-г твой, многочисленным, как звезды небесные» (Дэварим 10:22). Семья Яакова-Исраэля в 2238 году от сотворения мира (за 1522 года до н.э.) вошла в Мицраим, а спустя 210 лет стала многомиллионным еврейским народом, большую часть которого египтяне закабалили.

В 2448 году Всесильный вывел на свободу пятую часть, примерно около четырёх миллионов евреев, безоговорочно вверивших Ему свою судьбу. "И отправились сыны Израиля из Раамсеса в Суккот — около шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей" (Шмот 12:37). И с ними 300 000 эрев рав, неевреев, которые прошли обряд брит-мила и ели пасхальную жертву ради тех благ, которые обещал Всевышний евреям.

На второй год после исхода из Египта, первого числа месяца Ияр, после долгой стоянки, когда был построен и освящён переносной Храм, евреи стали готовиться в дорогу к Земле Обетованной.
Переход следовало организовать так, чтобы весь народ был обеспечен хлебом, водой и охраной. Надо было идти не толпой переселенцев, а организованными отрядами, с главами колен и тысяч.
И говорил Б-г, обращаясь к Моше в пустыне Синай, в Шатре Откровения, в первый день второго месяца, во второй год после исхода их из страны египетской, так: «Произведите исчисление всего общества сынов Исраэля по отчим домам их, количеством имён, всех мужчин поголовно. От двадцати лет и старше всех вступающих в войско в Исраэле…» (Бэмидбар 1:1-3).
Произвели подсчёт всех мужчин старше 20 лет, за исключением левитов, которые не вошли в общую перепись, так как они были священниками, работали в Храме и освобождались от воинской повинности (Бэмидбар 1:49-50).
Еврейский юноша обязан исполнять заповеди Торы с 13 лет, но гражданское совершеннолетие наступает в 20 лет. С этого возраста и до последнего вздоха он обязан заботиться о своём благополучии, о благополучии и мире для своей общины и благополучии всего еврейского народа.
Но на войну в схватку с врагами шли знающие Тору убелённые сединой праведники. Евреи побеждали праведностью а не силой. Эрев рав, неевреев, в еврейскую армию не призывали и счёт им не вели (Хизкуни, Бэмидбар 3).

Счёт вели по именам. Следует здесь обратить внимание в перечислении имён на два имени: Шелумиэль бен Цуришадай (глава колена Шимона) и Нахшон бен Аминадав (глава колена Иhуды).
Нахшон бен Аминадав освятил Имя Всесильного, при переходе через Ям Суф он первым вошёл в воду моря, преградившего евреям дорогу. Вода подступала к горлу, но он верил, что Всесильный освободит евреям путь к свободе, и повторял: «Ми камоха баалим Ад-най, ми камоха баалим Ад-най – Кто подобен Тебе в Твоём могуществе, Господь!» Воды моря разошлись, и они перешли на другой берег.
А Шелумиэль бен Цуришадай – он же Зимри бен Салу, он же Шауль бен Акнаани (Санhэдрин 82:2), был казнён рукой Пинхаса, внука Аhарона за откровенный разврат и за осквернение Имени Всесильного.

Несколько раз евреи проводили перепись в пустыне. При выходе из Египта, после того, как согрешили с «золотым тельцом», перед строительством Храма (Шемот 30, 11-16; 38, 25-26) и после освящения Храма. А в четвёртый раз в конце долгого пути к Святой Земле.
«Потому, – говорит Раши, – что дороги Ему (Всесильному) сыны Исраэля». Он, словно заботливый хозяин пересчитывал своё богатство. Словно полководец проверял своё войско и назначал командиров перед битвой. Битва предстояла нелёгкая – овладеть заселённой страной.
Подсчёт вели таким образом, что каждый глава семьи давал данные о численности мужчин в семье старше 20 лет и переносил свой шатёр на новое место. Через двадцать дней все шатры расположились в определённом порядке по «шэватим», родовым коленам, вокруг переносного Храма, Мишкана. Три впереди, три сзади, три слева и три справа, каждое со своим флагом.

Красное знамя Реувена было с изображением корней мандрагоры.
На зелёном знамени Шимона был изображён город Шхем.
На бело-черно-красном знамени Леви были изображения урим и тумим (нагрудника первосвященника).
На знамени Иегуды небесного цвета был изображён лев.
На темно-синем знамени Иссахара были изображены солнце и луна.
На белом знамени Зевулуна было изображение корабля.
На знамени Дана цвета сапфира была изображена змея.
На черно-белом знамени Гада был изображён лагерь Израиля.
На знамени Нафтали цвета молодого вина было изображение лани.
Знамя Ашера золотисто-зелёного цвета было с изображением оливкового дерева.
На чёрном знамени Эфраима был изображён бык, на таком же чёрном знамени Менаше — антилопа.
А знамя Биньямина было с изображением волка на двенадцати цветном фоне.

«И было всех исчисленных шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят» (Бэмидбар 1:46).
В прошедшем году, перед строительством Храма, каждый еврей старше 20 лет уже давал от себя половину шекеля, и таким образом количество евреев было подсчитано. Это число теперь повторилось с точностью до одного человека. «По бэке с человека, половина шекеля по священному шекелю с каждого, переходящего к сочтённым, от двадцати лет и старше, — с шестисот трёх тысяч пятисот пятидесяти» (Шмот 38:26).
Потом пересчитали всех первенцев, которые посвящались Б-гу, и их оказалось 22273 человека. А потом левитов в возрасте от одного месяца и старше. Число левитов оказалось близким к числу первенцев — соответственно 22000.
Левитов оказалось меньше всех остальных, из-за того, по мнению Рамбана, что они не был порабощены подобно другим коленам Израиля и Небеса не поддерживали рождаемость в их среде.

Невозможно сегодня дать точную оценку количеству евреев в мире, а те цифры, которые даёт статистика, далеки от истины. Английские этнографы полагают, что если бы не преследования, которым подверглись евреи в христианскую эпоху и не катастрофа европейского еврейства, в мире было бы не менее 80 миллионов евреев.
Точное количество мы узнаем при последней переписи, когда придёт Машиах. (Мидраш Танхума, Ки Тиса, 9; Бэмидбар Раба, 2:11).

По результатам опроса института изучения общественного мнения "Геокартография" 20,1% жителей Израиля считают себя прежде всего евреями, 13,6% - только израильтянами, 60,8% назвали себя евреями-израильтянами, 3,5% не знают кто они, а 2% инородцы.

Никто не знает, какова численность евреев на земле, возможно, что они, как звёзды в небе, или, как песок на морском берегу. В настоящее время еврейские корни находят у многих народов земли.
Примерно 15 миллионов мусульман пуштунов в Афганистане считают бывшими евреями «Бани Исраэль», принявшими ислам. Они соблюдают правила кашрута (шэхита, мясо-молоко), в отдалённых деревнях Кашмира женщины ещё зажигают в пятницу свечи, а мужчины надевают накидки, подобные талитам, и пьют виноградный сок (миц анавим) так, как это принято у восточных евреев. Правда, это не мешает проявлять исламский фанатизм и не меняет их негативного отношения к евреям и к Израилю.
Своё происхождение от евреев ведут некоторые индийские племена, одни называют себя «Бней Менаше», другие «Бней Эфраим» и «Бней Исраэль».

Есть свидетельства, что тысячи лет тому назад еврейские беженцы поселились в древнем Китае, и сегодня известны имена тех, кто ведёт от них свой род. Например, дети китайского лидера Чан Кайши – галахические евреи (по матери) родом из города Кайфын.

В третьем или в четвёртом веке евреи в большом количестве приплыли на кораблях в Японию, впоследствии они составили императорскую армию в 11 тысяч человек. На сегодняшний день около 2 миллионов японцев полагают, что их предки были евреями (рав Элияhу Авихиль, «Колена Израиля»).

В поисках потерянных колен Израиля этнографы нашли еврейские корни в африканских племенах «лемба» в Зимбабве и в «фалашах» (фалашмура) в Эфиопии. Израильский исследователь Амариэль утверждает, что нашёл сходство между северо американскими индейцами чероки и евреями.

Ещё до разрушения Храма 90 000 еврейских семей поселились в Армении, потом они были пленены персами и снова вернулись (арм. ист. Мовсе́с Хоренаци́). В четвёртом или в пятом веке н.э. они крестились и ассимилировались в армянской среде. Известный грузинский княжеский род Багратуни (Багратионов) из их потомков.

На Кавказе евреи расселялись по всему Азербайджану и Дагестану. Во времена исламской экспансии множество еврейских поселений на Кавказе было уничтожено, а евреи были вынуждены принять ислам. Одни из них стали называть себя лезгинами, другие чеченцами или аварцами. Даже на территории Израиля от Иордана до моря немало мусульманских деревень, населённых бывшими евреями, принявшими ислам под страхом смерти.

Некоторые исследователи утверждают, что древние жители Британии, бритты (от слова брит – союз, завет), тоже были евреями, что Дания – убежище колена Дана, а Финляндия, Суоми – остаток колена Шимона, Симеона. Другие историки и этнографы пишут, что одно или несколько еврейских колен оказались в Скифии, и от них произошло племя Рош, Росс, и народ россы, или руссы.

Любимое занятие юдофилов, тех, кто любит евреев, и юдофобов, тех, кто их ненавидит, отыскивать еврейские корни у знаменитых людей. Впору вспомнить, что русская императрица Екатерина Первая, урождённая Марта Самуиловна (Скавронская?) – еврейка. Она стала матерью русских царей (Ист. Вестник. №1. 1902; В.Анохин. Императрица Марта. 2009).

Вот что сказал о бессмертии еврейского народа американский писатель Марк Твен, посетивший Эрец Исраель в тяжкий период её существования в 1899 году:
«Если верить статистике, евреи составляют менее 1 % населения мира, они являются подобием мелкой туманности, исчезающей в сиянии Млечного пути. Было бы естественно, если бы мы слышали о евреях лишь изредка, чтобы им было посвящено менее 1 % новостей. Однако в действительности всё наоборот — мы слышим о них постоянно. Еврейский народ знаменит во всем мире, и его значимость признается вне всякой зависимости от его численности. Его представители внесли неизмеримый вклад в развитие литературы, науки, искусства, музыки, экономики, медицины, гуманитарных дисциплин. Этот народ вёл удивительные бои в этом мире, во все эпохи, даже тогда, когда его руки были скручены за спиной, он может гордиться этим, — и за это мы должны простить ему его высокомерие.
Великие империи древности, египтяне, вавилоняне и персы, не были таковыми. Да, в своё время и они вставали и наполняли землю своими шумными голосами, блеском и великолепием. Но время их уходило, и они увядали, превращались в призраки и исчезали. После них пришли греки и римляне, подняли большой шум — но также и они прошли и ушли… И другие народы пробуждались, поднимали зажженный факел, но лишь до поры до времени, пока он не угасал, а сейчас они — либо в предзакатном свете, либо вовсе исчезли, как будто их и не было вовсе. Еврейский народ видел всех, в конце концов, побеждал их всех, и сегодня он такой же, как всегда, не обнаруживающий ни увядания, ни старения; не уменьшаются его силы, и душа его — бодрствующая, действующая, инициативная и яркая. Все смертны — кроме евреев. Великие народы прошли, и только евреи — остались. В чём же секрет вечности евреев?»

«Если кто-то в наши дни (когда чудес уже больше нет), – пишет Рабейну Бахье в своей книге “Ховот hа-левавот”, – попытается найти что-нибудь подобное тому, что происходило в нашей древней истории (например, чудесам, описанным в Торе), пусть он посмотрит правдивым взглядом на наше положение среди народов мира во все времена, начиная с периода изгнания, и на наши взаимоотношения с ними. Несмотря на то, что мы никогда ни публично, ни тайно не соглашаемся с ними, и они прекрасно об этом знают, все равно сбывается то, что пообещал нам Создатель наш: “Но и при всем этом, когда они (евреи) будут в земле врагов своих, не отвернусь от них и не возгнушаюсь ими”…(Ваикра 26:44)

Четвёртую книгу Торы «Бэмидбар» (букв. «В пустыне») называют также «Хумаш hа-пекудим» (Служебной книгой), а в переводах на европейские языки – «Числа». Начинается она с пересчёта всего еврейского народа, который вышел из Египта и направился в страну Авраhама, Ицхака и Яакова, где обитали хамиты. В пути евреи получили закон жизни, Тору, и сформировались, как единый народ, состоящий из 12 колен, родов, подчинённых общей идее служения Богу и заселения Святой Земли.
Сорок лет евреи были в пустыне, но Тора рассказывает только о первом и последнем годах, а 38 лет скрыты в отдельной книге, которая поместилась между двумя знаками, буквами «Нун» в зеркальном отображении. То, что осталось между ними объясняет непобедимую жизненную силу еврейского народа, когда он следует по пути Творца.

«И говорил Бог Моше в пустыне Синай в шатре откровения, в первый день второго месяца, во второй год после исхода из Египта» (Бэмидбар 1:1).
Учителя Торы объясняют это предложение так, что каждый человек, жаждущий подняться на уровень Моше рабену, должен почувствовать, что он находится в пустыне, где забыты все материальные заботы и животные устремления (раби Менахем Менаше «Аhават хаим»).

Похожие статьи