Последними пророками были Хаггай, Зэхарья и Малахи, на них временно остановилось пророчество в Израиле.
Преодолев тысячелетия еврейской истории, с 3440-го года они готовили мир к завершающему периоду, когда придут «все народы воевать против Йерушалаима» (Зэхарья 14:2).
Очевидно, что это время уже наступило. Еврейскому народу предстоит выдержать тяжкие испытания. Когда «Объединятся все народы (Запада и Востока) против дочери Яакова, ибо возжелают свести её со света. Первыми среди них будут сыны Ишмаэля» (Зоhар, «Бэрешит» 119).
Но тогда Всесильный станет огненной стеной и умолкнет «всякая плоть пред Богом, ибо пробудился Он в святом жилище Своём» (Зэхарья 2:17). И иссякнет вражда между людьми, и на всей земле будут установлены законы Творца, и в Йерушалиме будет отстроен Третий Храм.
Когда евреи в 3408 году вернулись из бавельского изгнания, главным коhеном был Йеhошуа бен Йеhоцедэк. Называя его имя, пророк Зэхарья говорит не только о событиях в своём времени и не только о восстановлении Второго Храма, но и о грядущих событиях, где Йеhошуа, представший перед Небесным Судом в грязных одеждах, стал олицетворением всего еврейского народа.
Сатан (обвинитель) на суде обвиняет его в том, что сыновья его брали себе запрещённых женщин, в том, что он осквернил свою святость ассимиляцией в среде других народов (Санhэдрин 93-а). На одежде Йеhошуа грязь ( צוֹאִים– испражнения) чужих, скверных обычаев и законов. Сатан готов сжечь его, но малах, ангел Всесильного (Михаэль) меняет его одежды и даёт ему головной убор, подтверждающий его святость.
Ибн Эзра говорит, что еврейский народ существует вне времени, ошибки прошлого повторяются в настоящем, но светлое начало еврейской истории подтверждает лучшее будущее народа. Кто ещё из других народов столько страдал, грешил и возвращался с раскаянием к своему Создателю, но даже в годы благоденствия сохранял брит, союз с Ним, и субботы Его хранил! Поэтому сказал Он своему народу: «сниму грех страны той в один день» (Зэхарья 3:9).
Это тот день, когда евреи, ранее пренебрегавшие Торой, установят её, как краеугольный камень в основание Третьего Храма, которым станет весь Йерушалаим. И воскликнут: «Прекрасен, прекрасен он!»
Автор: рав Адам Давидов