В этой недельной главе описана трагическая и жуткая история.
Корах и его последователи, а также двести пятьдесят важных людей из соседнего колена предстали перед Моше Рабейну и подвергли сомнению то, что люди, которых он назначил на должность священников, были воистину избраны Небесами. Не сумев умиротворить бунтовщиков, Моше велел им вернуться на следующий день: тогда Б-г покажет им, кого Он выбрал. Наутро Корах и его сторонники вернулись и продолжили нагло предъявлять свои претензии.
В конечном итоге земля чудесным образом разверзлась и поглотила главарей бунта вместе с их семьями и имуществом, таким образом подтверждая, что назначения на должность священников были сделаны по Воле Небес. Корах и его сообщники попали в чистилище живьем, и так всем была продемонстрирована тяжесть греха бунта против Б-га и его последствия. Здесь Тора также демонстрирует серьезность раздоров – махлокет. Они, как огонь, безжалостно поглощают все, кто имеет к ним хоть какое-то отношение.
Хотя людской суд не подвергает телесным наказанием людей, не достигших совершеннолетия, а Небесный суд – не достигших двадцати, тем не менее, раздор затрагивает даже младенцев. Ибо раздор – приглашение ангелу-разрушителю, а он поражает все на своем пути. Мудрецы учат (Авот 5:17): спор, который ведется во имя Небес, в конечном итоге достигнет цели, тогда как спор, который не ведется с благими намерениями, не достигнет.
Рамбам (там же) объясняет, что называется спором во имя Небес. Если человек ведет спор не ради того, чтобы подавить оппонента, а потому что чувствует, что его мнение ближе к истине, то это спор во имя Небес. Если каждый готов выслушать мнение оппонента на случай, если оно окажется правильным, и тогда он его примет, то это спор во имя Небес. Ибо тогда у обеих сторон на самом деле одна цель – постичь истину, то есть понять, чего на самом деле желает Б-г.
В таком случае обе достигнут цели. Но Корах и его сторонники не хотели даже слушать Моше. Они знали, что он был прав. В такой ситуации единственный способ сохранить видимость легитимности своего мнения - вариться в собственном соку и уклоняться от рассмотрения любой другой точки зрения. Их интересовала не правда, а только собственная победа в споре. Сохранение мира (шалом) настолько важно, что ради этого Б-г готов дать стереть Свое Имя.
Это демонстрируется в случае женщины, подозреваемой в супружеской измене (сота). Для того, чтобы подтвердить ее невиновность и восстановить мир и гармонию в семье, ей дают выпить воду, в которую стерт соответствующий отрывок из Торы, содержащий Имя Б-га. Нам следует как можно дальше держаться от споров и раздоров. Они опасны. Будем лучше преследовать мир и станем в этом плане учениками первосвященника Аарона, воплощения мира и любви.
Автор: рав Йонатан Салем