У нас нет права произвольно судить другого человека и тем более лишать его жизни. За исключением, когда вступает в силу закон «Дин родеф» и следует предотвратить убийство.
Осуждая кого-то даже словесно, следует помнить, что только суд должен объективно и всесторонне расследовать преступление и вынести приговор. Если нет земного суд, накажет суд «Небесный».
Когда Пинхас увидел, что старейшины, судьи и даже Моше рабену не могут остановить безумие, охватившее евреев, применил закон «Дин родеф» и сам приговорил к смерти и казнил Зимри сына Салу, князя народа Израиля из рода Шимона, чьё преступление привело к страшной эпидемии. Так он спас от смерти тысячи жизней, а Моше рабену тогда получил две заповеди: «Враждуйте с мидьянитами и поражайте их» (Бэмидбар 25:17).
В Египте евреи были рабами, терпели значительные лишения, но никто не призывал их к восстанию и к убийству египтян. Сам Всесильный расправился с ними: поразил их первенцев в ночь Исхода и уничтожил их армию в морской пучине. Почему же теперь Он дал сразу две заповеди: преследовать и убивать мидьянитов? Разве не достаточно было бы сказать: «Преследуйте» или: «Поражайте»? (Мидраш Раба, «Пинхас» 21:4).
В Египте евреи страдали от тяжкой работы и материальной нужды, но никто не покушался на их духовную свободу, никто не запрещал им соблюдать традиции и сохранять верность заветам Авраhама, Ицхака и Яакова. Однако в пустыне на сороковом году пути их души подверглись такому прессингу вожделения, что не каждый мог устоять.
Когда греки оккупировали Эрец Исраэль, у них не было намерения закабалять евреев, их цель была распространять и утверждать своё мировоззрение и свой образ жизни. Поэтому они запрещали обрезание и изучение Торы.
В царской России евреи бедствовали, но оставались народом Бога, после революции коммунисты (в том числе с еврейскими именами) вели террор по всей стране против еврейских учителей и раввинов, против еврейской культуры. Это было физическое и духовное уничтожение еврейского народа.
Заповедь воевать с Мидьяном дана на все века, как заповедь на духовное выживание среди врагов. Не только в прошлые времена, и в наши дни евреев пытаются лишить духовного наследия, совратить, инфицировать всеми пороками, поразившими человечество 21 века.
Идёт война, где открыты два фронта. Один – со стороны исламистов, убивающих евреев, другой – со стороны наследников Эдома (европейских народов), ведущих пропаганду ненависти к евреям и распространяющих свои пороки среди евреев Америки, Европы и Израиля.
Совершенный язык Торы несколькими словами передаёт суть законов и исторических событий. Двух или трёх слов Торы достаточно, чтобы жизнь человека, жившего три с половиной тысячи лет тому назад, стала современной нам и волновала нас, как наша собственная жизнь.
Пинхас, сын Элазара, внук Аhарона-коhена ещё не был коhеном, когда совершил свой подвиг – кидуш hа-Шем, освящение Имени. Если коhен убил человека, даже защищая свою или чужую жизнь, даже опасного преступника, угрожавшего жизни и благополучию общины, он уже не имел права приносить жертвы в Храме и благословлять общину.
Пинхас получил награду от Творца, стал Его коhеном за то, что предотвратил уничтожение еврейского народа (Зоhар, "Пинхас"). Все последующие поколения коhенов – наследники Пинхаса. Через пятьсот лет он стал известен под именем пророка Элияhу (Рабену Бахья, "Пинхас" 12). Элияhу hа-нави так же возревновал за Б-га, противостоял 400 жрецам-идолопоклонникам и одолел их. Он так же совершил кидуш hа-Шем.
Когда греки хозяйничали в Эрец Исраэль и принуждали евреев приносить жертвы идолам, сказал Мататитьяhу hа-коен Хашмонаи из Модиина их военачальнику: «Я, сыновья мои и мои братья остаёмся верными союзу, заключённому нашим Б-гом с нашими предками». Своим мечом он убил еврея-вероотступника, пытавшегося услужить врагам, и поднял восстание.
Тысячи евреев совершали кидуш hа-Шем и вошли в еврейскую историю, но в последнее время уже не было подобных им. Cлава героям, отдавшим свои жизни в войнах за Израиль, но, увы, нет такого, который сегодня поднял бы меч против тех, кто принуждает евреев к разврату и служению идолам и чужим идеям.
Судить Пинхаса не могли и поэтому оклеветали. Говорили, что мать его, внучка Итро, не еврейка, значит и он не еврей. А Рут, бабушка царя Давида? А рабби Акива? А Ункелос, один из величайших еврейских мудрецов, который перевёл Тору на арамейский язык? Такие же слухи, как о Пинхасе, впоследствии распространяли о пророках Иехезкеле и Ирмеяhу, ведь они были потомками Иеhошуа бин Нуна и гиёрет Рахав из Иерихо.
«И было после мора», когда погибло 24 000 человек, виновных в разврате, Создатель приказал пересчитать еврейский народ. Это была вторая перепись, которую провёл Моше-рабену, перед тем, как передал обязанности вождя народа своему ученику Иеhошуа, перед тем, как он поднялся на гору Нево и оставил этот мир.
Без левитов и без «эрев рав» (сброда, присоединившегося к евреям при исходе из Египта) численность составила 601 730 человек. То есть, за 38 лет, прошедших от предыдущей переписи после исхода, евреев стало меньше на 1820 человек.
Эти грустные цифры наводят на размышление о нашем времени. Евреи гибнут, когда преступают клятву, данную на горе Синай, И если кто-то возражает, говорит, что не был при даровании Торы и не давал клятву, врёт. Каждая еврейская душа клялась не воровать, не убивать, не развратничать, не злословить, не есть запрещённое, уважать отца и мать, соблюдать шабат.
Следует задуматься каждому, у кого еврейская душа, не готовит ли он сам себе приговор?
Сказал раби Элияhу Виленский Гаон: «Поскольку поколения мельчают (духовно), а «эрев рав» усиливается, мудрецы Торы в каждом поколении были вынуждены издавать новые постановления и ограды для законов, чтобы закрыть проломы, которые проделали «эрев рав».
Пять видов «эрев рав» есть в Израиле:
– это склочники и язычники;
– это те, которые следуют за своим вожделением;
– это лицемеры;
– это те, которые гонятся за почётом и славой;
– это те, которые гонятся за деньгами.
Хуже всех склочники, которые называются амалеками, и Машиах бен Давид не придёт, пока они не будут стёрты с лица земли. Всякий спор, который не во имя Небес – от «эрев рав», они рвутся учить других и стремятся захватить власть...» (Совершенная мера, 11:7).
Мы видим, что это они доминируют в средствах массовой информации и в управлении страной в современном Израиле.
Ахав, царь Израиля, сказал Элияhу hа-нави, что напрасно Моше предупреждал в своей Торе о наказании евреям, говорил, что не будет дождей, если станут служить чужим богам. Вот он построил храм в Шомроне, они служат там Баалу, а дожди питают землю. Тогда Элияhу hа-нави «взял у Всевышнего ключи от Небес» и ответил Ахаву: «…жив Всевышний Израиля, пред которым я стою, что не будет в эти годы ни росы, ни дождя, разве лишь по слову моему» (Мелахим 1, 17:1).
В наше время нет Моава и Мидьяна, но опасность для Израиля возросла многократно. Корабль, на котором человечество плывёт в океане времени, раскачивают с двух бортов. По одну сторону «либералы» и «демократы», защищающие права гомосексуалистов и насильников, а по другую сторону исламисты, которые намерены или захватить корабль, или потопить его. Все они пытаются избавиться от евреев, которые удерживают корабль, чтобы не ушёл на дно.
Так будет до тех пор, пока не придёт Машиах, и не заставит моряков прилежно исполнять свою работу, а пассажиров вести себя в соответствии с уставом корабля.
Среди множества наших обязанностей есть очень трудные, например, удержать свой язык от сплетен и пустословия, а есть и приятные – обязанность праздновать шабат, Рош Ходэш, Песах, Шавуот, Рош Ашана, Йом Кипур, Суккот.
Когда бет-дин в раввинате Израиля определял принадлежность нового репатрианта из бывших коммунистических стран к еврейскому народу, судьи спрашивали его: «Какие праздники ты знаешь?». Может он помнит Йом Кипур, или Песах, а может быть он постился 9 Ава? Если же совсем ничего не помнит, пусть приведёт свидетелей, которые подтвердят его еврейство.
Во времена Храма коhены приносили особые жертвы за благополучие евреев, за мир и благополучие всех народов земли. И нет другого народа, кроме еврейского, который так долго хранит свою мечту не только для себя, но и о мире и благополучии всех народов земли.
Два пророка, Бильам и Моше рабену видели будущий Израиль, видели, что евреи не оставят Тору.
Что в каждом поколении из века в век рядом с Обвинителем будут стоять праведники и опровергать все обвинения и защищать народ Израиля перед Высшим Судом. И что продолжается борьба Яакова-Исраэля и Эсава-Эдома, когда Эсав всё ещё пытается прокусить шею Яакова. Что праведник принимает на себя боль и страдания евреев, и его называют Роэ Неэман, Верный Пастырь (Зоhар, «Пинхас, Раайа Меhемена»).
Поэтому сказал Всесильный: «Вот Я заключаю с ним (с Пинхасом) Свой союз мира» (Бэмидбар, 25:12).
Бильам и Моше рабену предвидели, что евреи вернутся в конце дней из изгнания и наследуют Эрец Исраэль, и наследники дочерей Целофхада вернутся к своему наследию (Рабену Бахья, «Пинхас» 27:11). Придёт время – каждый еврей овладеет своим наделом и станет священником Творца. Элоким гадоль.
* * *
Другая тема недельной главы – наследование.
Дочери Целафхада сына Хэфера, из колена Менаше, Махла, Ноа, Хогла, Милка и Тирца, потребовали свою долю в наследстве отца.
Наследство передаётся по мужской линии, сын является прямым наследником своего отца. Первенцу отца (но не матери) полагается двойная доля, даже от нелюбимой жены, и не может отец воспротивиться закону Торы (Дэварим 21:17). Первенец может отказаться от своей доли в пользу братьев, если они законные наследники.
По закону Торы родителям наследуют сыновья, если нет сыновей или, не осталось наследников мужского рода, дочери наследуют отцу (Бэмидбар 27:8-11). Дочери Целафхада, казнённого за нарушение шабата, получили тройную долю наследственного надела в Эрец Исраэль. Две части своего отца, имевшего право первенца на двойную долю, и третью часть – своего деда Хэфэра.
Если наследство умершего, оставившего сыновей и дочерей, велико, наследуют сыновья. Они обязаны содержать своих сестёр, выдать их замуж и позаботиться о благосостоянии их семей. Но если наследство небольшое, оно идёт на содержание дочерей, а сыновья обеспечивают себя сами (Бава Батра 139б).
«И всякая дочь, наследующая надел в коленах сынов Исраэля, должна она стать женою одного из семейства колена отца своего, дабы сыны Исраэля наследовали каждый надел отцов своих. И чтобы не переходил надел из колена в другое колено, ибо колена сынов Исраэля каждое к уделу своему должны быть привязаны. Как Г-сподь повелел Моше, так и сделали дочери Целафхада» (Бэмидбар 36:8-10). Когда евреи вошли в Эрец Исраэль, все дочери Целафхада вышли замуж и родили детей.