Комментарий р. Адама Давидова к главе «Итро»

ИТРО

 

После чудесного избавления из Египта и перехода через Ям Суф еврейский народ подошёл к границам Земли Обетованной и стал готовиться к дарованию Торы. Тогда узнали «все народы (власть) Всесильного и готовы были покориться Ему» (Зоhар, Итро).

«И радовался Итро всему тому благу, которое сделал Б-г Израилю, вызволив его из Египта» (Шмот 18:9). Итро, знаменитый языческий священник, внук Кэтуры (Санhэдрин 94а), был советником Паро, но ушёл из Египта, когда там стали притеснять евреев. Он отказался служить идолопоклонникам Моава и отделился от своего народа. «Семь имён было у него: Реуэль, Йетер, Итро, Ховав, Хэвер, Кени, Путиэль и Йетэр (от корня прибавлять). Итро он потому, что он совершил гиюр и стал исполнять заповеди, и к его имени добавили букву (вав). А Ховав потому, что он любил (хибев) Тору. Ховав – это Итро, ибо «из сынов Ховава, тесть Моше» он (Мехильта, Меам лоэз, «Итро»).

Когда Святой, благословен Он, сказал Моше у пламенеющего куста: «Иди, возвратись в Мицраим», пошёл Моше и взял с собой свою жену и сыновей.  И Аhарон вышел навстречу брату, встретил его у горы Б-га, обнял, поцеловал и спрашивает:

– Кто это с тобой?

Ответил ему Моше:

– Это моя жена, на которой я женился в Мидьяне, а это мои сыновья.

Спросил его Аhарон:

– Куда же ты ведешь их?

Ответил Моше:

– В Мицраим.

Удивился Аhарон:

– Мы в тревоге за тех, которые уже находятся там, а ты хочешь ещё прибавить к ним?

Сказал Моше своей жене:

– Возвратись в дом твоего отца.

Она взяла двух своих сыновей и ушла (Mexuльтa, «Итро»).

Когда  услышал Итро о чудесном спасении евреев, о мане, что они получили в пустыне и о сражении с Амалеком, поспешил к своему зятю Моше и  привёл Ципору, жену Моше, и сыновей его, Гершома и Элиэзера. Пришёл и сказал: «БЛАГОСЛОВЕН Б-Г, КОТОРЫЙ ИЗБАВИЛ ВАС ОТ РУКИ ЕГИПТЯН И ОТ РУКИ ФАРАОНА, КОТОРЫЙ ИЗБАВИЛ ЭТОТ НАРОД ОТ ВЛАСТИ ЕГИПТА. ТЕПЕРЬ УЗНАЛ Я, ЧТО Б-Г ВЫШЕ ВСЕХ БОЖЕСТВ: ПОРАЗИЛ ОН ИХ ТЕМ, ЧТО ОНИ ЗЛОУМЫШЛЯЛИ ПРОТИВ ВАС» (Шмот 18:11-12). Закон мера за меру, мида кинегед мида, стал для него доказательством того, что мир не брошен и не оставлен на произвол судьбы, и Б-г следит за всем происходящим и управляет всеми событиями (Кли Якар).

Когда пришёл Итро в еврейский лагерь? Одни мудрецы утверждают, что до Дарования Торы, другие – после. И те и другие приводят достаточно убедительные доказательства. Возможно, что пришёл он до Дарования Торы, иначе Моше рассказал бы ему об этом важном событии. Тора не нуждается в соблюдении хронологии, суть её в передаче закона и события, связанного с этим законом. Правы те мудрецы, которые считают, что Итро задержался в еврейском лагере до следующего года (Рабену Бахье, «Итро» 18: Меам лоэз «Итро» 2).

За несколько лет до этих событий Итро отказался служить идолам, но не  был готов признать абсолютную власть Создателя. Теперь, убедившись на примере сыновей Исраэля, принимает на себя обязательство служить Ему.

В еврейской истории немало случаев, когда знатные неевреи становились герами-евреями. Единственная выгода в гиюре была для них – приблизиться к Творцу. Гер, принявший на себя заповеди Творца, – герой, ибо только чистые сердцем способны на такой подвиг. Итро – один из первых героев в еврейской истории. Не так просто на старости лет прийти к осознанию, что вся прошлая жизнь была заблуждением. В последующие времена прославились геры Рахав, Рут, Елена, царица Адиабены (hеле́ней hа-малка́ вместе с сыном Изатом), Овадья, Шемайя и Авталион (оба великие мудрецы Торы), Ункелус (перевёл Тору на арамит), польский граф Валентин Потоцкий, лорд Джорж Гордон. И много других праведников, которые, не смотря на смертельную опасность, посвятили свои души Творцу.

«В начале 20-го века жил в святом Йерушалаиме «праведный гер Леон». Прежде он был священником в одной из больших и богатых церквей в Нью-Йорке, но сердце побудило его отказаться от суетной славы и благосостояния, которыми он пользовался благодаря своему положению, и укрыться под крыльями Шэхины. Он прошёл гиюр вместе со своей семьей, прибыл в Иерусалим и с истинной богобоязненностью и с чрезвычайным прилежанием изучал Тору – так что стал весьма уважаемым учёным. После продолжительной сердечной, душевной беседы я задал ему вопрос: каким образом пришёл он к необходимости сделать этот великий шаг – войти в веру Израиля после обеспеченной жизни христианского священника?

 – Поверьте, – сказал он, – что ваша вера всегда потаённо жила в моей душе, в глубине души я всегда был полностью уверен в том, что никакая культура, никакая наука в мире не в состоянии сделать человека человеком – лишь только святость Божественной веры. Без неё человек, даже поднявшись на высшие уровни этики и философии, все равно останется не более чем дрессированным животным. Того Божественного образа, который предназначен ему, не достичь никак, кроме как жизнью, наполненной святостью веры.

Однако, – прибавил он, – в глубине своей души я также знал, что только чистая Божественная вера, в которой нет ни малейшей примеси идолопоклонства, – только она одна способна привести человека к высшей ступени веры и святости» (Рав Авраам-Ицхак hа-Коhен Кук).

Как тут не вспомнить об ильинских герах, вынесших неимоверные гонения от царской власти и от коммунистов и добившихся права жить в Эрец Исраэль. Мне довелось познакомиться и учиться с герами из семьи Кожокиных, совершивших алию из Губы в 1973 году, в иерусалимской иешиве «Швут Ами», их усердие и праведность была примером для других студентов. Сейчас они известные раввины и учителя еврейского народа.

Что сказать о евреях, которые живут и умирают, так и не поняв, для чего они пришли в этот мир... Которые знают, могут, но не желают соблюдать и исполнять заповеди Творца. Это как, обратный гиюр – родились евреями, жили как неевреи и ушли как растения, питать почву. Как сказал царь Давид: «Ибо вот погибнут удалившиеся от Тебя, истребляешь Ты каждого, блудящего от Тебя. Что до меня – близость Б-га для меня благо...» (Теhилим 73:27-28). Скоро, сказал пророк, уже в наше время «К Тебе придут народы от краёв земли и скажут: лишь ложь наследовали отцы наши, суетных (идолов), от которых нет пользы» (Ирмеяhу 6:19).

Моше и Аhарон приветливо встретили Итро, принесли совместные жертвы и устроили в его честь обед, чтобы благословить Творца.

«И было на следующий день: сел Моше судить народ, и стоял народ около Моше с утра до вечера» (Шмот 18:13). На следующий день после того, как спустился с горы, в День Искупления, Йом Кипур (Раши). Спросил некий невежда из Ако рабана Гамлиэля: «Что говорил народу Моше, когда они пришли вопрошать Б-га?» Ответил он: «Учил их отличать чистое от нечистого (кошерное от не кошерного)» (Мехильта «Итро» 2).

Удивился Итро тому, как Моше судит, но  увидел в этом неуважение к народу, и сказал ему, что когда решает дело одного человека, остальные не должны стоять. И ещё сказал, что  невозможно одному человеку вершить суд над многочисленным народом, следует избрать из народа толковых и праведных людей и поставить их во главе сотен и тысяч. Пусть они решают простые дела, а Моше – главные.

Моше, по мнению Итро, должен быть посредником между Всевышним и народом, а избранные судьи – посредниками между Моше и каждым человеком. Но Итро не учёл, что Моше не был обычным правителем, а Всевышний создавал особый народ, способный постигать Его законы не только разумом, но и душой.

«И послушался Моше голоса тестя своего, и сделал все, что он сказал. И выбрал Моше способных людей из всего Исраэля, и поставил их главами над народом: главами на каждую тысячу, на сотню, на пятьдесят (человек), и на десять (человек). Дабы судили они народ во всякое время: трудное дело доносили Моше, всякое же малое дело судили сами. И отпустил Моше тестя своего, и ушёл он к себе в свою страну» (Шмот 18:24-27). 

В третий месяц после Исхода, в первый день месяца Сиван (Mexuльтa, «Шабат»), пришли евреи в Синай и расположились лагерем напротив горы, где за год до этого Всесильный говорил с Моше. «Напротив, – говорит Раши, – значит с восточной стороны. Везде, где находишь слово против, значит лицом к востоку».

Пятьдесят дней пути – это семь недель пути к совер­шенству. Евреи отделились (перушим)  от египтян и от всех народов мира и стали кэдошим, святым народом Б-га. 

Первого Сивана евреи пришли к горе Хорев, к той горе, где Всесильный открылся Моше. Пять дней он каждое утро восходил на гору Синай, а вечером спускался, и передавал народу слова Всевышнего.

Шестого Сивана 2448 года, на пятидеся­тый день выхода из Мицраима, в шабат, в субботу, произошло самое грандиозное событие в ми­ровой истории – Дарование Торы. 

Моше поднялся на гору, то есть к Б-гу, и воззвал Всесильный к нему: «Так молви дому Яакова и скажи сынам Израиля: вы видели, что я сделал Египту, вас же Я поднял на орлиных крыльях, принёс вас к Себе» (Шмот 19:4). Дом Яакова – это женщины: «...скажи им словами мягкими» главные слова, потому что они готовы слушать, они старательные и проворные в исполнении заповедей (Шмот Раба 28).

Слова «поднял вас» Ункелус перевёл как «побудил вас отправиться в путь». А «принёс вас к Себе» как «приблизил вас к служению Мне». Горько было евреям в Египте, но они боялись Исхода. Всесильный собрал всех в одном районе и заставил выйти на свободу. Чтобы стали коhенами для всего человечества, избранным святым народом, ам кадош, если будут соблюдать союз с Ним (Шмот 19:6). Кадош на иврите означает – отделённый от обычного, от будничного. 

Сказал Б-г Моше: «Ты будешь свидетельствовать за весь народ!» Открыл ему книгу «Толдот Адам», первую из всех тайных книг, и позволил заглянуть, чтобы укрепить его, а он укрепил свой народ (Зоhар, Итро, «Разей дэразин»). И ещё сказал, чтобы сынам Израиля, мужчинам, «строго разъяснил наказания за нарушения всех тонкостей законов Торы» (Шабат 87а).

Сказал рабби Хийя: «На третий месяц собрал Всесильный у горы Синай наследие Исраэля. Проверил их и не нашёл изъяна. Все были святы, все были чисты и праведны. Тогда Благословенный дал им Тору»  (Зоhар 40). То есть, заповеди для исполнения. «И ответил весь народ вместе, и сказали: всё, что сказал Бог, выполним...» (Шмот 19:8).

Шестого Сивана 2448 года от Сотворения мира, в шабат, произошло самое важное событие в истории человечества со Дня Творения – дарование Торы. Мир пришёл в ужас и замер. Загремели громы, засверкали молниии, на горе вспыхнул огонь и затрубил шофар. В тот день голос Превечного, благословенно Имя Его, вошёл в сердце каждого человека (Шмот Раба «Итро» 29; Мехильта «Итро» 4).

И ГОВОРИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ВСЕ СЛОВА ЭТИ, СКАЗАВ:

– Я – Б-Г, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, КОТОРЫЙ ВЫВЕЛ ТЕБЯ ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ, ИЗ ДОМА РАБСТВА. ДА НЕ БУДЕТ У ТЕБЯ ИНЫХ БОГОВ, КРОМЕ МЕНЯ. НЕ ДЕЛАЙ СЕБЕ ИЗВАЯНИЯ И ВСЯКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ ТОГО, ЧТО НА НЕБЕ НАВЕРХУ, И ТОГО, ЧТО НА ЗЕМЛЕ ВНИЗУ, И ТОГО, ЧТО В ВОДЕ НИЖЕ ЗЕМЛИ. НЕ ПОКЛОНЯЙСЯ ИМ И НЕ СЛУЖИ ИМ; ИБО Я – Б-Г, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, Б-Г – РЕВНИТЕЛЬ, КАРАЮЩИЙ ЗА ВИНУ ОТЦОВ ДЕТЕЙ ДО ТРЕТЬЕГО И ДО ЧЕТВЕРТОГО ПОКОЛЕНИЯ, ТЕХ, КТО НЕНАВИДИТ МЕНЯ, И ТВОРЯЩИЙ МИЛОСТЬ НА ТЫСЯЧИ ПОКОЛЕНИЙ ЛЮБЯЩИМ МЕНЯ И СОБЛЮДАЮЩИМ ЗАПОВЕДИ МОИ.

– НЕ ПРОИЗНОСИ ИМЕНИ Б-ГА, ВСЕСИЛЬНОГО ТВОЕГО, ПОПУСТУ, ИБО НЕ ПРОСТИТ Б-Г ТОГО, КТО ПРОИЗНОСИТ ИМЯ ЕГО ПОПУСТУ.

– ПОМНИ ДЕНЬ СУББОТНИЙ, ЧТОБЫ ОСВЯТИТЬ ЕГО. ШЕСТЬ ДНЕЙ РАБОТАЙ И ДЕЛАЙ ВСЮ РАБОТУ СВОЮ, А ДЕНЬ СЕДЬМОЙ, СУББОТА, – Б-ГУ, ВСЕСИЛЬНОМУ ТВОЕМУ: НЕ СОВЕРШАЙ НИКАКОЙ РАБОТЫ НИ ТЫ, НИ СЫН ТВОЙ, НИ ДОЧЬ ТВОЯ, НИ РАБ ТВОЙ, НИ РАБЫНЯ ТВОЯ, НИ СКОТ ТВОЙ, НИ ПРИШЕЛЕЦ ТВОЙ, КОТОРЫЙ ВО ВРАТАХ ТВОИХ. ИБО ШЕСТЬ ДНЕЙ ТВОРИЛ Б-Г НЕБО И ЗЕМЛЮ, МОРЕ И ВСЕ, ЧТО В НИХ, И ПОЧИЛ В ДЕНЬ СЕДЬМОЙ; ПОЭТОМУ БЛАГОСЛОВИЛ Б-Г ДЕНЬ СУББОТНИЙ И ОСВЯТИЛ ЕГО. 

–  ЧТИ ОТЦА СВОЕГО И МАТЬ СВОЮ, ДАБЫ ПРОДЛИЛИСЬ ДНИ ТВОИ НА ЗЕМЛЕ, КОТОРУЮ Б-Г, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, ДАЕТ ТЕБЕ.

–  НЕ УБИВАЙ;

– НЕ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВУЙ;

– НЕ КРАДИ;

– НЕ ОТЗЫВАЙСЯ О БЛИЖНЕМ СВОЕМ ЛОЖНЫМ СВИДЕТЕЛЬСТВОМ.

–  НЕ ЖЕЛАЙ ДОМА БЛИЖНЕГО СВОЕГО;

– НЕ ЖЕЛАЙ ЖЕНЫ БЛИЖНЕГО СВОЕГО, НИ РАБА ЕГО, НИ РАБЫНИ ЕГО, НИ БЫКА ЕГО, НИ ОСЛА ЕГО И НИЧЕГО, ЧТО У БЛИЖНЕГО ТВОЕГО.

А ВЕСЬ НАРОД ВИДЕЛ ЗВУКИ, И ПЛАМЯ, И ЗВУК ШОФАРА, И ГОРУ ДЫМЯЩУЮСЯ; И КАК УВИДЕЛ НАРОД, СОДРОГНУЛИСЬ И ВСТАЛИ ПООДАЛЬ. И СКАЗАЛИ ОНИ МОШЕ: «ГОВОРИ ТЫ С НАМИ, И УСЛЫШИМ, ПУСТЬ НЕ ГОВОРИТ С НАМИ ВСЕСИЛЬНЫЙ, А ТО МЫ УМРЕМ!».

По переписи у горы Синай Израиль насчитывал 603 тысячи 550 мужчин старше двадцати лет, исключая левитов (Бэмидбар 1:44). Более трёх миллионов человек (включая эрев рав) одновре­менно услышали и увидели голос Б-га. Только две первые заповеди услышали от Него, а восемь последующих от Моше.

Невозможно простому человеку слышать голос Великого Судьи и остаться живым. Раби Йоханан учил: «Каждое слово из уст Вс-вышнего (в это время) словно бы отдавалось эхом на семидесяти языках» (Бавли, Шаббат 88а). Евреи слышали голос Б-га на своём языке и видели каждый звук, который проникал в душу, в это время все слепые прозрели, а глухие стали слышать. Голос Его с Небес звучал для всех народов мира, чтобы каждый мог услышать его на своём родном языке (Шмот Раба, «Итро» 29). «С небес дал услышать Ты суд, ужаснулась земля и притихла» (Теhилим 76:9).

По мнению еврейских мудрецов это был шрифт «ашури», производное от слова «подтверждение» (ишур -ישור ) или «разрешение» (ашара - אשרה). Впоследствии стали пользоваться древнееврейским шрифтом, пока Эзра Софер не вернул его народу Израиля (Санhэдрин 21а).

И СКАЗАЛ МОШЕ НАРОДУ: «НЕ БОЙТЕСЬ, ИБО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВАС ВОЗВЫСИТЬ, ЯВИЛСЯ ВСЕСИЛЬНЫЙ, И ЧТОБЫ СТРАХ ПРЕД НИМ БЫЛ У ВАС, ДАБЫ ВЫ НЕ ГРЕШИЛИ». И СТОЯЛ НАРОД ПООДАЛЬ, А МОШЕ ПРИБЛИЗИЛСЯ КО МГЛЕ, В КОТОРОЙ СКРЫВАЛСЯ ВСЕСИЛЬНЫЙ.

И СКАЗАЛ Б-Г, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ: «ТАК СКАЖИ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ: ВИДЕЛИ ВЫ, ЧТО С НЕБЕС Я ГОВОРИЛ С ВАМИ. НЕ ДЕЛАЙТЕ ПРИ МНЕ БОГОВ СЕРЕБРЯНЫХ, И БОГОВ ЗОЛОТЫХ НЕ ДЕЛАЙТЕ СЕБЕ. ЖЕРТВЕННИК НА ЗЕМЛЕ СДЕЛАЙ МНЕ, И ПРИНОСИ НА НЕМ ЖЕРТВЫ ВСЕСОЖЖЕНИЯ И МИРНЫЕ ЖЕРТВЫ ТВОИ, МЕЛКИЙ И КРУПНЫЙ СКОТ; ВО ВСЯКОМ МЕСТЕ, ГДЕ Я РАЗРЕШУ УПОМИНАТЬ ИМЯ МОЕ, Я ПРИДУ К ТЕБЕ И БЛАГОСЛОВЛЮ ТЕБЯ. А КОГДА ТЫ МНЕ БУДЕШЬ ДЕЛАТЬ ЖЕРТВЕННИК ИЗ КАМНЕЙ, НЕ КЛАДИ ИХ ОБТЕСАННЫМИ, ДАБЫ НЕ ЗАНЕС ТЫ НАД НИМИ ЖЕЛЕЗО И НЕ ОСКВЕРНИЛ ИХ. И НЕ ВОСХОДИ ПО СТУПЕНЯМ НА ЖЕРТВЕННИК МОЙ, ЧТОБЫ НЕ ОТКРЫЛАСЬ НАГОТА ТВОЯ НА НЕМ» (Шмот 20).

До того, как Десять Заповедей прозвучали с Синая на весь мир, весь народ, все, как один, сказали: «Наасэ вэ нишма!», то есть будем исполнять и изу­чать Твои законы, Всесильный. Первая заповедь: «Основа основ и столп мудрости – знать, что есть Первичная Сущность, которая является причиной существования всего сущего. И все, что есть на небесах и на земле, и все, что между ними, существует благодаря Истинной Сущности» (Рамбам, «Исод hа-Тора» 1:1).

«Для того, чтобы отыскать больше доводов в защиту существующих религий, философы уравнивают вселенную с её Творцом» (Кузари 1:3). До Откровения на Синае Тора не именует Б-га Творцом. Моше не сказал фараону: «Творец послал меня». Он назвал Его Б-гом (Всесильным) евреев, в этом Имени требование полного откровения перед Ним и полного подчинения Ему. Имя Его ЮД-КЕЙ-ВАВ-КЕЙ, качество Его – силы, которыми он воздействует на этот мир и управляет им.

Евреи не должны служить человеку, служение Б-гу их высшая цель. Поэтому позорно и горько быть рабом человека, но великая радость служить Ему.

Это услышали и увидели все евреи, стоявшие у горы Синай 6 Сивана 2248 года. А 17 Тамуза 2448 года от Сотворения мира (3324 года тому назад) Моше-рабену принёс заповеди, вырезанные на сапфировых плитах, на скрижалях. Душа каждого еврея запомнила их.

Человек с еврейской душой, даже если оставил заповеди, в конце концов возвращается к Б-гу. Каждая клетка нашего организма помнит все события в мире от того дня, когда Адам Ришон открыл глаза. Тысячи людей после сна или под гипнозом рассказывали о своих прошлых существованиях (Бэрахот 57б). Все евреи с еврейской душой сохраняют память о том, что они видели и слышали у горы Хорев. Эта память  скрыта под толстой скорлупой, но изучение Торы открывает душу и возвращает память.

Для многих людей сегодня вера в Б-га приобрела интимный характер. Они опасаются враждебного вторжения в душу и скрывают свои подлинные чувства, свою б-гобоязненность. Однако есть заповеди Творца для индивидуального исполнения, и есть такие, которые следует исполнять в сообществе с другими людьми. Следовательно, скромный человек будет вынужден раскрыться для молитвы в миньяне в траурные и праздничные дни, при исполнении заповеди брит мила и хупы и т.д..

Евреям дана заповедь помнить и хранить шабат –  главный праздник, день благословения земли, день, завершивший Творение, соединивший  их с Творцом. Три шабатние трапезы соответствуют трапезам Авраhама, Ицхака и Яакова (Зоар, «Итро» 88б). Одна из заповедей, связанных с шабатом, приглашать гостей на шабатнюю трапезу. Без гостей шабат обделённый, общение с единомышленниками в шабат и шабатние песни – необходимое условие для благополучия в другие дни. Именно шабат сохранил евреев на протяжение многих веков от уничтожения. Евреи теряют самоидентификацию (осознание своей роли в жизни), когда перестают соблюдать шабат.

Дарование Торы происходило в пустыне потому, чтобы не сказали народы земли: «Евреи вынуждены исполнять её законы, так как получили её на своей земле, это законы их страны». Другая причина – чтобы не спорили евреи, не говорили на моём участке дана она, и я распоряжаюсь ею по своему усмотрению (Мехильта «Итро» 5).

Со дня Дарования Торы начался новый отсчёт существова­ния человечества на земле. К уже имеющимся семи законам «Бней Ноах»: не убивать, не воровать, не поклоняться идолам, не прелюбодействовать, не есть от живого, не проклинать Б-га, создавать суды и судить по справедливости, евреи получили заповеди, регламентирующие их жизнь.

Наряду с утверждением монотеизма и запретом на служение идолам были даны обязательные законы нравственности, запрет на вожделение, запрет на сплетни и лжесвидетельство, обязанность уважать родителей. Евреи полу­чили заповедь хранить и помнить шабат, получили законы кашрута, особой еврейской системы питания, получили законы семейной чистоты и социальной справедливости.

К этому времени в каждой стране уже существовали свои чрезвычайно суровые законы. На территории древнего государства Элам в  Месопотамии, в Сузах, французская археологическая экспедиция в 1901 году откопала базальтовый столб, на котором были высечены законы  Хаммурапи, шестого царя Бавеля. Позже нашли глиняные таблички, на которых были выцарапаны эти же законы. Из 282 статей 37 ещё не восстановлены.

Царь и его приближённые распоряжались имуществом и жизнью своих подданных. Человек, оказавшийся в плену или в рабстве, был совершенно бесправен, даже более бесправен, чем скотина хозяина. Большинство имущественных споров завершались казнью одного из спорящих. Отрубали руки врачу или убивали его, если не смог вылечить больного. Неумышленное (нечаянное) убийство каралось смертной казнью «виновного», или его детей.

Правители устанавливали законы в соответствии со своими потребностями и судили по своему разумению. Многие из этих законов просуществовали довольно долго. Люди считали естественным применение силы в решении имущественных или брачных споров. Для того, чтобы оправдать правомерность своих законов, они изобрели собственные религиозные системы. Наиболее крупные и распространённые религиозные системы обратились к основным заповедям Торы и исказили их. Жестокость и алчность не позволили им проникнуть в суть еврейского мировоззрения, которое еврейские мудрецы определили, как любовь к человеку. Так как их метод влияния на мир – насилие и принуждение.

Законы Торы привели в недоумение все народы, населявшие землю в то время. Тогда на земле ещё не было этических норм, господствовала грубая сила и сильные не могли отказаться от своего права на чужую свободу и на чужое имущество. Они не понимали, почему не следует желать чужого, если есть возможность захватить, не могли понять законы милосердия, их удивил запрет на прелюбодеяние.

Тора поставила еврейский народ в исключительное положение. Евреи, исполняющие законы Торы, стали своеобразным буфером между всеми народами и Творцом. Была определена задача для еврейского народа быть коhенами, священниками для других народов, и быть святыми, ам кадош, то есть отделёнными от других народов:  «Святыми будьте, как Я Свят, ваш Б-г» (Ваикра 19:1-2).

   

hафтара главы ИТРО

Йешаяhу 6:1-13; 7:1-6; 9:5-6.

 

Йешаяhу бен Амоц, племянник еврейского царя, с ранних лет  впитал любовь к своему народу и к Йерушалаиму. Имя его означает: «Он (Б-г)  спасёт». Всю свою жизнь до трагического конца Йешаяhу посвятил спасению своего народа от физического и духовного истребления.

В юности в нём открылся пророческий дар,  и в отличие от многих других пророков он не только слышал, но видел наяву, а не во сне запредельный мир, недоступный глазам и разуму человека при жизни. Эта высочайшая степень пророчества получила название «Хазон Йешаяhу» (Абарбанель).

Годы правления в Йерушалаиме царя Узияhу (2970-3020 от сотв. мира) были временем духовного и экономического благополучия (Диврей hаямим II, 26:1-15). Смерть праведного царя пророк воспринял, как трагедию для еврейского народа. И тогда ему было откровение: «В год смерти царя Узияhу видел я Г-спода, сидящего на престоле высоком и величественном, и слава Его наполняла Храм».

Это особое состояние, когда «Руах hа-кодеш» – эманация Божественного разума нисходит на пророка. В  отчётливом видении перед ним открывается Божественное Присутствие, Шехина. Словно в зеркале он видит облик Царя царей, Владыки Вселенной на небесном троне. А «Пред Ним стоят серафимы, служители Всесильного, шесть крыльев, шесть крыльев у одного (у каждого из них): двумя прикрывает он лицо своё и двумя прикрывает он ноги свои, и двумя летает».  

Даже высшие духовные создания (ангелы), не могут смотреть на Него. Небесное воинство ждёт, пока евреи встанут восславить Творца в нижних мирах, и с ними провозглашают: ««Кадош! Кадош! Кадош! Г-сподь Ц-ваот!» (Ялкут Шимони, «Шир а-ширим 8). Провозглашают: «Свят, свят, свят!»

Его святость означает обособленность, отделённость от мира, созданного Им.  Эта святость не позволяет нам преодолеть границы материального мира и познать Его. И даже качества и свойства Его мы видим, словно отражённые в зеркале. Он свят над миром, и Он, Творец,  наблюдает над своим творением и управляет Своим творением. Поэтому сказал пророк: «Вся земля полна славы Его!» То есть проявлением  Высшей Духовности.

Это видение смутило Йешаяhу, он устрашился, что своим присутствием может осквернить Шехину.

«И сказал я: горе мне! Я погиб, ибо я человек с нечистыми устами, и среди народа, чьи уста нечисты, живу я, – а очи мои видели Царя, Г-спода Ц-ваота». Один из ангелов приложил огонь с небесного жертвенника к его устам и спалил его грех. «И сказал: вот, коснулось это уст твоих, и грех твой снят будет, и вина твоя будет прощена».

Отсюда учим, что «Жертвы в Храме: искупительная, хатат, и повинная, ашам (от слова эш - огонь), очищают» (Бавли, «Йома» 85-б). Поэтому коhены сжигали свои грехи и грехи  еврейского народа на жертвеннике Храма.

Всесильный направляет посланников, малахим, очистить Его народ от скверны. «Ибо ожирело сердце народа этого, и оглохли уши его, и глаза его закрыты, чтобы не видеть глазами своими, и не слышать ушами своими, и не понимать сердцем своим, и не обратился, чтобы Я исцелил его».

Йешаяhу берёт на себя эту миссию. Он пошёл оповестить своё поколение о грядущих событиях, объяснить евреям, что несоблюдение законов Творца грозит многими бедами. Но они ослеплены своим благополучием, не принимают и не стараются понять его предупреждение. Именно упрямство их привело к тем неимоверным страданиям, которые продолжаются до последнего времени.

Сказал  раби Иеhуда бен Илай: «Этот народ следует сравнивать с грязью и звёздами: когда он падает, он падает в грязь, когда же возносится, — возносится до неба» (Талмуд, «Мегилла» 16).

«И сказал я: доколе, Г-споди? И Он сказал: доколе не останутся города без (единого) жителя, и дома – без людей, и (доколе) земля не опустеет, (превратившись) в пустыню. И удалит Г-сподь людей, и велико будет запустение в этой стране. Но останется ещё в ней десятая часть, и опять она будет разорена; (но) как (от) теребинта и как (от) дуба остаётся в листопад ствол их, (так) святое семя (народа станет) стволом его».

Ещё сто лет тому назад трудно было поверить, что оживёт чахлая и пустынная Эрец Исраэль, которую в издёвку назвали Палестиной. Кто кроме пророка мог предвидеть, что она покроется лесами, что земля даст двойной и тройной урожай, что со всех концов мира вернутся измученные и израненные сыны Яакова Исраэля.

Йешаяhу предупреждал изменников, которые прикрываясь благими намерениями, призывали врагов на Святую Землю, что зло их обернётся против них. Б-г искупит и простит Свой народ.

«Ибо родился у нас мальчик, сын дан нам, власть на его плечах, и наречено ему имя Пэле Йоэйц Эль-гибор Авиад Сар-шалом (Чудесный советчик, могучий богатырь отец вечности, властитель мира). Для приумножения власти и бесконечного мира на престоле Давида и в царстве его, для укрепления и поддержки ее правосудием и праведностью отныне и вовеки сделает это ревность Г-спода Ц-ваота».

Йешаяhу говорит не только о том давнем времени, но и нашем. В каждом поколении рождается Машиах, видит, что евреи ещё не готовы его принять, и возвращается к Создателю.

«Царь-Машиах встанет и возвратит царство дома Давида к власти... И (он) отстроит Храм и соберёт заброшенных Израиля. И возвратит все законы, что были прежде,  в свои дни. Принесут (тогда евреи) жертвы и выполнят законы "Шмиты" (7-го года) и Юбилейного (50-го) года в соответствии со всеми заповедями Торы» (Мишнэ Тора «Законы царей и войн» 11.1).

Комментарии