«И вот законы, которые ты предложишь им» (Шмот 21:1). Им – это народу Израиля, но не всем народам (Мидраш Танхума, «Мишпатим» 3). Рабан Шимон бен Гамлиель сказал: «На трёх основаниях стоит мир – на правосудии, истине и мире. Судом истины, справедливости и мира судите во вратах ваших» (Авот 1:18).
Суд истины – ДИН выносит приговор за пренебрежение или нарушение ХУКИМ, законов, которые евреи обязаны беспрекословно исполнять. Таких, как законы шабата, законы «нида», законы тэфилин и т.п. И за нарушение законов МИШПАТИМ, смысл которых понятен каждому, а если нет, следует объяснить и помочь исполнить: не убивай, не кради, не прелюбодействуй и т.п.
Законы Торы не жестокие, они суровые и мудрые, они удерживают человека от причинения вреда самому себе, всем тем, среди которых он живёт, и окружающей его природе. ЦЕДЭК, справедливость – основа всех законов Торы.
Одновременно с первыми заповедями Торы была дана заповедь о свободе личности. Тора признала существование рабства в том мире, где жили евреи, но евреев обязала приложить максимум усилий, чтобы никто из народа не оказался в униженном состоянии.
Порабощение или унижение одного из сыновей Исраэля – хилуль hа-Шем, осквернение Имени, ибо на каждом из них святое Имя Б-га. И тот из народа, который живёт не в соответствии с Его законами и совершает преступления, оскверняет Имя Его.
Сыновья Исраэля и дочери Яакова вышли на свободу не для того, чтобы вернуться в рабство. Если еврей оказался в плену или стал рабом, каждый из народа обязан приложить свои усилия к его освобождению силой или деньгами.
Еврея, причинившего серьёзный ущерб другому еврею, но не имевшего средств для возмещения, суд мог определить на принудительные работы, с условием, что тот, кто приобретёт его, внесёт за него требуемую сумму. Это весьма своеобразное рабство, где раб имеет значительные льготы, не меньше, чем наёмный работник.
Закон Торы запрещает еврею, хозяину еврейского раба, унижать его, давать непосильную работу, содержать в таких условиях, в которых сам не станет жить, кормить пищей, которую сам не станет есть.
Рабство в понимании Торы не наказание, а возможность расплатиться за причинённый ущерб и выплатить долг. Максимальный срок такого рабства – шесть лет. Еврей, купивший раба-иври, обязан обеспечивать всем необходимым его жену и его детей (Мехильта, Кидушин 22а). На седьмой год хозяин обязан отпустить раба с материальной компенсацией, которая позволит ему устроиться в новой жизни.
Если же раб заявит, что он доволен своей жизнью, тем, что нет заботы о жилье, питании, одежде и т.п. и любит своего хозяина, «То пусть приведёт господин его к судьям и подведёт его к двери или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и будет он служить ему век» (Шмот 21:6). В ухо ему вдевали кольцо, чтобы все знали – этот человек отказался от свободы. Много молодых людей сегодня носят кольца в ушах, не подозревая о том, что это знак позора.
Тора удерживает человека от совершения преступления, требует от него ограничивать свои желания и учитывать желания живущих рядом людей. Многие законы Творца были приняты всем человечеством. Например, запрет на убийство, на воровство, на грабёж, на насилие. Но, в отличие от единственного народа, обязавшегося следовать законам Торы, все другие оценивают свои действия в соответствии с изобретёнными ими и удобными для них правилами и со своим пониманием справедливости.
Убийства и насилие они называют борьбой за «права угнетённых», и с нечеловеческой жестокостью принуждают других принять их мировоззрение.
Миллионы людей во всех странах мира были вынуждены под угрозой смерти принять христианство или ислам, и ещё большее количество отказавшихся было уничтожено. Законы, изобретённые человеком, допускают принуждение, по этой причине насилие и умышленное убийство сегодня стали обычным явлением.
Тора не предусматривает наказание тюрьмой. Суд, бет-дин, мог взыскать штраф, как материальное возмещение убытка. Суд мог наказать временным отлучением, «нидуй», за нарушение правил «Дэрех эрец» и еврейских норм поведения в обществе. Такое наказание применяется вплоть до наших дней. Нидуй дают на срок не менее 30 дней, если не нашли исправления, добавляют следующие 30 дней.
Нидуй выносят:
– за унижение мудреца Торы, даже после его смерти;
– за унижение посланника бет-дина, суда;
– за то, что назвал товарища рабом;
– за презрение слов Торы и учения мудрецов;
– за то, что отказался явиться на суд;
– за то, что отказался признать приговор суда;
– за то, что держит в своём владении опасные для других вещества, предметы
или животных, например злую собаку;
– за то, что продал свой участок не еврею в ущерб еврею;
– за то, что свидетельствует против еврея на суде язычников и зарабатывает
на этом;
– за то, что лишает коhена положенного ему по закону Торы;
– за осквернение второго праздничного дня в галуте;
– за то, что работает во второй половине дня перед Песахом;
– за то, что напрасно произносит Имя Творца;
– за то, что кормит людей «святыней» в запрещённом месте;
– за непризнание еврейского календаря;
– за то, что препятствует слепому;
– за то, что препятствует другим исполнять заповеди Торы;
– за то, что содействует некошерному забою скота;
– шохету, который не даёт свой нож на проверку раввину;
– тому, кто сознательно отказывается от веры;
– тому, кто занимается бизнесом с женой, которой дал развод;
– мудрецу Торы, который своим поведением оскверняет Тору;
– тому, кто незаслуженно бойкотирует товарища.
Кроме наказания «нидуй» суд может приговорить к бойкоту «хэрем» (Рамбам, hалахот талмуд Тора 6:15-18). «Хэрем» настолько суровое наказание, что его приравнивают к смерти. Это полный бойкот, когда никто из народа Израиля не разговаривает с ним, не помогает ему или не принимает помощь. Человек, получивший такое наказание, даже в толпе пребывает в полном одиночестве, так как все соблюдают дистанцию и не подойдут к нему.
За нарушение запрещающей заповеди суд, бет-дин из трёх человек устанавливал «диней малкот», физическое наказание – до 39 раз (максимум) били по спине плетью с двумя ремнями из кожи быка и двумя из кожи осла (Бавли, «Макот» 2б; Тосефта «Сота» 18). Удары наносили так, чтобы не повредить здоровью человека. Но не наказывали плетью того, кто заслужил смертную казнь.
За очень серьёзное преступление суд мог приговорить к одному из четырёх видов смертной казни: «скила» – наказание камнями, «хэнек» – удушение, «саиф» («hэрэг») – отсечение головы и «срефа» – сжигание (в рот преступника заливали расплавленный свинец).
Все преступления, за которые полагалась смертная казнь, «диней нефашот», рассматривал Санhэдрин, Высший Еврейский Суд в составе 71 мудреца Торы или Малый Санhэдрин, суд из 23 мудрецов Торы.
Судить начинали утром, но не днём, и судьи не пили и не ели до завершения судебного процесса. Как сказано: не ешьте с кровью, ибо тот, кто ел и приговорил человека к смерти, словно питался кровью ближнего своего (Зоhар, «Мишпатим» 122б).
Смертный приговор выносили за восемнадцать особо тяжких преступлений, таких, как осквернение Имени, любовное служение идолам, участие в человеческом жертвоприношении, некромания, гадание и колдовство, принуждение других людей к поклонению идолам, злодейское убийство, кровосмешение, гомосексуализм и скотоложство, осквернение шабата перед миньяном, лашон hа-ра (сплетня и клевета) и донос на еврея, когда это привело к трагическим последствиям (Меам лоэз, «Мишпатим»).
Если бы Санhэдрин заседал в настоящее время, мог бы осудить на смерть также и тех евреев, которые содействуют заключению однополых браков.
В соответствие с Торой, убийцу, изобличённого двумя свидетелями в умышленном убийстве, приговаривали к смерти. Но того, кто совершил неумышленное убийство, суд укрывал от возможных мстителей в городе-убежище (Mexuльтa, Макот 12 б).
Моше-рабену выделил для этого три города на левом берегу Ярдэна (на территории современной Иордании, которая была частью Эрец Исраэль) и три города на правом берегу. Это города левитов: Бэцер – на земле Реувена, Рамот в Гиладе – на земле Гада, Голан в Башане – на земле части колена Менаше, Кадеш в Галилее – на земле Нафтали, Шэхем – на земле Эфраима и Хеврон – на земле Иеhуды (Иеhошуа 20:7-8).
Нет оправдания тому, кто поднял руку на мать или на отца, или же проклинает своих родителей. Суд не может оставить его в живых.
«Те, которые отделили себя от еврейства: доносчики, хулители мудрецов, безбожники, отрицающие божественное происхождение Торы, отрицающие «тэхият ha-метим» (воскрешение), а также власть имущие, совращавшие свой народ, навсегда попадают в Геhином, страдания их никогда не закончатся. Как сказано: «А их облик сгниёт в преисподней» (Рош ha-шана 17а).
Смертный приговор Санhэдрин выносил очень редко, раз в несколько десятков лет. Такой Суд получал название «кровавый», и судьи, после вынесения приговора, объявляли о самороспуске. В процессе суда судьи искали оправдание обвиняемому, старались привести его к «тэшуве», к раскаянию, чтобы он получил прощение Небес.
Сегодня нет еврейского Суда и нет милосердия Небес для таких преступлений.
Каким бы суровым ни был суд на земле, есть надежда для души к исправлению и возвращению в жизнь. Суд, соответствующий законам Торы, подобен Небесному Суду. Небеса утверждают решение еврейского суда. В наши дни нет Санhэдрина, поэтому приговор выносят на Небесах. Автомобильная авария может быть иногда наказанием Небес, как «скила» или «срефа». Человек тонет – это может быть «хэнек». Погибает от ножа или пули – это может быть «hэрэг».
Если преступник избежал суда на земле, обязательно получит наказание Небес, и это может быть «карет», когда душа человека теряет право на дальнейшее существование (Рамбам, «Мишне Тора», hалахот тэшува 8). За преступление против Творца, за особо тяжкое преступление против человека, за кровосмешение и за принуждение к осквернению законов Торы, за отказ от брит-мила за умышленное употребление крови животных и птиц – наказание «карет».
Преступник, заслуживший карет, в исключительном случае может сохранить свою душу, если по решению суда, бет-дина, будет наказан плетью (Макот 23а).
Имущественные права и имущественные преступления рассматривает суд из трёх человек. Виновный в причинении физического или материального ущерба обязан удовлетворить справедливые требования пострадавшего.
Многих смущает закон возмещения за травму и за увечье. «Глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, ожог за ожог, рану за рану, ушиб за ушиб» (Шмот 21:24-25). Следует понять, что за причинение кому-то боли или вреда здоровью виновный должен понести наказание. И, конечно, жестоко и бессмысленно было бы лишать его глаза, зубов или ломать ему руки и ноги. Нет пользы от этого потерпевшему. Виновный должен деньгами компенсировать ему:
- за ущерб (нэзек), причинённый телу;
- за боль (цаар);
- за лечение, чтобы возместить средства, потраченные на выздоровление;
- за потерю в заработке во время вынужденного простоя в работе (шевет);
- за моральный урон и стыд (бошет).
Путём опроса в людном месте и с учётом пожелания потерпевшего суд определяет, сколько виновный должен заплатить за потерю или травму органа и за боль. В соответствие с профессией и общественным положением потерпевшего назначает сумму компенсации за моральный урон и вынужденный прогул. А также определяет стоимость лечения (Бава Кама 84а).
Это более справедливо, нежели физическое наказание виновного или тюрьма.
Закон о возмещении за причинённый вред распространяется всегда и на всех без исключения людей, в том числе и на рабов. Хозяин раба, нанёсший ему увечье, обязан отпустить его с компенсацией на волю (Шмот 21:26-27).
Членовредительские виды наказания в Европе применяли до начала 19 века, а в некоторых странах ислама (Иран, Саудовская Аравия, Судан и др.) они существуют до сих пор. И как тут не вспомнить о положении рабов в древней Греции и в Риме, где состарившихся или больных рабов убивали или оставляли умирать голодной смертью.
В России рабство, крепостное право, отменили только 150 лет тому назад. Везде, в странах Азии, Европы, Америки, Африки, рабство существовало вплоть до 19 века, раб был совершенно бесправен, хозяин мог безнаказанно покалечить или убить его.
Тора установила законы и правила взаимоотношений между человеком и человеком и между человеком и обществом. Уголовное и гражданское право Торы не допускают произвольного толкования законов, следовательно, каждый человек должен их изучать и обучать своих детей. «Чтобы взяли учение разума, справедливости, правосудия и праведности» (Мишлей 1:3).
Человек должен быть предусмотрительным в своих действиях и отвечать за последствия. «И если кто-то раскроет яму или кто-то выкопает яму и не покроет её, и упадёт в неё бык или осёл, то хозяин ямы должен заплатить, серебром да вознаградит он хозяина их, а труп будет его» (Шмот 21:33-34).
Это прецедент – в яму может упасть прохожий, яма может привести к автомобильной аварии, можно привести множество примеров, когда несчастье случается из-за нерадивого человека. Другой случай приводит Тора, когда по халатности одного человека, разжигавшего костёр на своём участке, сгорел урожай на поле его соседа. Виновный должен возместить лучшим своим зерном или деньгами по самой высокой ставке.
Даже за смерть вора ответит хозяин дома перед судом, если вор полез днём на крышу его дома, где не было ограждения, маакэ, свалился и погиб. Но если вор шёл воровать через подкоп или другим способом, чтобы незаметно войти и ограбить, а хозяин убил его, это соответствует закону «дин родэф» – хозяин защищался от преследователя и не виновен в его крови (Санhэдрин 72а).
Имущественные преступления – самые распространённые во все времена. Но законы Торы дают справедливое решение для всех сторон. За причинение ущерба имуществу нет другого наказания, кроме штрафа (Меам лоэз, «Мишпатим» 22:5).
Вора не сажают в тюрьму, а заставляют вернуть украденное и заплатить двойную цену, будь то вещь или животное, но при этом за овцу в четырёхкратном размере, а за быка в пятикратном (Бава Кама 62 б). И тогда потерпевший полностью восстановит своё состояние, а вор заплатит своим имуществом или пойдёт отрабатывать по решению суда, если нечем платить. И задумается о своих действиях.
Законы Торы никогда не теряют своей актуальности, например, запрет на взимание процентов с одолженной суммы. Сказали мудрецы: «И кредитор, и должник, и поручитель, и свидетели, и составитель договора, все они нарушают запреты Торы при заключении сделки о предоставлении ссуды под проценты» (Бава Меция 75-б).
Взятка запрещена в любом виде – деньгами, подарком, услугой и даже добрым словом, похвалой. «Ибо взятка ослепляет зрячих, и искажает речи правых» (Шмот 23:8). Взятка запрещена потому, что тот, кто берёт, принимает не только деньги или подарок, но и мнение дающего и становится с ним, как одно лицо. А кто же заметит собственную вину? (Кэтубот 105-б).
«И людьми святыми будьте мне, и мяса животного, раненного в поле зверем, не ешьте, собакам отдайте его» (Шмот 22:30). Мясо загубленного или растерзанного животного называют нэвела — мертвечина, падаль.
В другой главе Торы сказано: «Не оскверняйте душ ваших негодной едой» (Ваикра 11:43). Ибо душевное состояние человека зависит от того, что он ест. Соблюдение кашрута помогает нам в нашем стремлении к духовному совершенству.
Еврей, который ест запрещённое, не имеет права быть свидетелем на суде (Рамбам, Эдут 10:3). К употреблению разрешено только мясо кошерных животных после «шэхиты» (кошерного забоя скота).
«Не вари козлёнка в молоке матери его» (Шмот 23:19). Запрещено совмещение молочного и мясного, молочную посуду обязательно отделяем от мясной. «Того, кто варил и ел мясо в молоке, бьют плетью дважды, а кто варил в молоке и ел гид hа-наше, — пятикратно» (Бавли, Хулин 114а; там же, Макот 21б–22а).
Но если молочное и мясное смешались непроизвольно в сочетании один к шестидесяти, нет преступления. То же правило для случайного соединения кошерной и не кошерной пищи.
Когда люди пользуются слухами, слушают и передают услышанное, не заботясь о достоверности, в общине, в народе начинается раздор, и тогда начинается голод, и нападают враги (Дэрех эрец Зута). «Не разноси ложного слуха; не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем о неправде» (Шмот 23:1). Ни о ком не свидетельствуй, пока не убедишься в истине и от сплетников убегай (Рабену Бахье «Мишпатим»).
«Не следуй за большинством во зло и не отзывайся в тяжбе, кривя судом, (лишь бы) клониться к большинству (Шмот 23:2). Раши и рабену Бахье относят эти строки к судьям, решающим судьбу человека, когда неверное решение может привести к его смерти.
Но здесь Тора говорит также и о том, как на нас влияет общественное мнение. Не всегда пути большинства в обществе верные, они могут склоняться к греху. Есть множество примеров этому в истории народов мира, когда большинство участвовало в массовых преступлениях.
Например, массовое участие населения Европы и России в еврейских погромах, массовая поддержка фашизма в Германии. Всеобщее голосование в ООН за лишение права еврейского народа на Иудею и Йерушалаим.
Сегодня в западном мире большинство за свободу нравов, в мире ислама за полное подавление личности, но евреям нельзя уподобляться другим народам, следует идти не за большинством, а за законами, которые даны были на горе Синай. Изучать их и руководствоваться ими.
Эти законы были высечены на сапфировых плитах: харут аль а-лухот, но читать следует, как хирут ми малъах hа-мавет – освобождение от ангела смерти. Что значит: исполнение этих законов освобождает от смерти, это гарантия для Будущего мира, Олам hа-ба (Зоhар, «Мишпатим»).
Говорит Всесильный Моше: «Вот, Я посылаю ангела пред тобою, чтобы хранить тебя на пути и привести тебя в то место, которое Я приготовил» (Шмот 23:20). Он посылает ангела, малъаха (Михаэля – Зоhар), указывать ему путь и беречь его. Это тот ангел, который пришёл к Иеhошуа: «И сказал он: нет, я вождь воинства Г-сподня» (Иеhошуа 5:14).
Моше не соглашается: «Нет, не малъах, только Ты поведёшь нас!» Но Всесильный ответил ему: «Береги себя пред ним и слушайся голоса его, не прекословь ему, ибо он не простит проступков ваших, так как Имя Моё в нём» (Шмот 23:21). Каждый посланник Всесильного несёт на себе Его Имя, но и на каждом из сыновей Исраэля Его Имя (Мидраш Танхума, «Мишпатим» 18).
«Будьте святыми!» – требует от евреев Всесильный. Во всём, во всех своих делах, они обязаны следовать Его законам, чтобы не осквернять дарованный им мир, а улучшать его. «Служите Б-гу, Всесильному вашему, и Он благословит хлеб твой и воду твою...» (Шмот 23:25).
«И написал Моше все слова Господни, и встал рано поутру, и построил жертвенник под горой и двенадцать памятных столбов двенадцати коленам Исраэля. И взял книгу завета, и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что говорил Г-сподь, сделаем и будем слушать» (Шмот 24:4,7). Сказали все в один голос: «Наасэ вэ-нишма!», то есть: «Будем исполнять и изучать».
Скрижали, «лухот» и Сефер Тора, были написаны «ктавом ашури», квадратным письмом, и были вполне понятны им (Бавли, Мегила 2б; Йерушалми, Мегила 1б). Одно из чудес, сотворённых для еврейского народа в том, что язык Торы спустя 3300 лет остался понятен каждому еврею.
Но чтобы понять все законы, изложенные в этой главе, и выполнить все условия договора между человеком и Творцом следует всю свою жизнь посвятить изучению Торы. Вся остальная деятельность еврея: получение профессии, создание семьи, заработок и общественная деятельность – приложение к этому.