65.99
74.90
17.80

Комментарий р. Адама Давидова к главе «Цав»

ЦАВ

Буквальное значение слова «цав» – приказ, но здесь оно означает побуждение к исполнению заповеди жертвоприношения в Храме (Раши).

Это продолжение предыдущей главы «Ваикра» о жертвоприношениях в Храме. Жертвы – «зэвахим» имели разный уровень святости. Самый высокий уровень был у жертвы «кодшей кодашим». Это жертвы всесожжения «ола», затем идут грехоочистительные жертвы «хатаот» и общественные мирные жертвы «шалмей цибур». Жертвы «ола» искупают грех за невыполненную заповедь, в отличие от жертвы «хатат», которая приносили за невольно совершенный грех.

У «кодашим калим» (от «каль» – лёгкий) уровень святости ниже.

Сюда относятся жертва Песаха – «корбан Песах», десятина от животных – «маасэр бэhема», жертва первенцев животных – «корбан бэхор», «шалмей яхид» –    индивидуальные жертвы и благодарственная жертва – «корбан тода».

Мирная жертва «шламим» названа «трапезой мира», поскольку мирная жертва олицетворяет собой гармонию, существующую между Творцом, коhенами и человеком, приносящим жертву  (Раши).

Жертва «минха»,  хлебное приношение, состояла из белой просеянной муки высшего качества с оливковым маслом, выбитым вручную (шемен катит) и благовониями. Часть её сжигали на жертвеннике, а из оставшегося, не дав муке закваситься, выпекали мацу, которую ели коhены.

Все жертвы приносили с солью, так как соль обладает удивительным свойством сохранять продукты от порчи. Соль не гниёт, не разлагается и не исчезает совсем, путём выпаривания её можно вернуть в прежнее состояние.

Евреи, свободные от ритуальной нечистоты, имели право есть жертвенное мясо. Днём они предварительно окунались в воды миквы, и только вечером, после выхода звёзд, наступало их полное очищение. Мясо «кодашей калим» ели коhены, левиты и «исраэли», как мужчины, так и женщины.

Кожа жертвенных животных «кодшей кодашим» принадлежала коhенам, а «кодашим калим» – принёсшему жертву, однако кожа «олот» тому, кто сжигал жертву.

После разрушения Храма мудрецы еврейского народа обязали нас ежедневно изучать порядок жертвоприношений. В настоящее время ежедневное чтение в утренней молитве мишны «Зэвахим» приравнивается к тому процессу, который происходил в Храме. Да будет он отстроен вскоре, в наши дни!

Одна из самых важных для евреев жертв была благодарственная жертва.

В настоящее время вместо благодарственной жертвы за чудо спасения от смертельной опасности мы читаем в миньяне (10 евреев старше 13 лет) благодарственную молитву «Биркат hа-гомэль» (Бэрахот 54-б).

Сказал р. Йеhуда от имени Рава: «В четырёх случаях следует благодарить Всесильного: после возвращения из морского путешествия, после перехода через пустыню, после исцеления от болезни и после освобождения из тюрьмы».

Обязаны благословлять за избавление от опасности после полёта на самолёте и после пребывания в больнице не менее трёх дней. Говорим:

 

Одэ Ад-най бэхоль левав, бэсод ешарим вээда.

Барух Ата Ад-най, Эло-эну Мэлех hаолам,

hагомэль лехаявим товот, шэгэмалани коль тув.

Отвечают на это:

Амен! hа-Эль шэгэмалеха коль тув, у игмолха коль тув, сэла.

 

Благословен Ты, Господь, Б-г наш Царь Вселенной, творящий добро даже грешным, за то, что облагодетельствовал меня добром.

Отвечают на это:

Амен! Пусть Тот, Кто отнёсся к тебе благосклонно, пошлёт тебе всяческие блага.

 

Как сказано: «Тот, кто мудр, будет помнить это (избавление от опасности), и размышлять над благодеяниями Господа (Теhилим 107:43).

По велению Всевышнего Моше за семь дней до возведения Храма посвятил к служению Аhарона и его сыновей. «И возлил масло на голову Аhарона и помазал в знак освящения» (Ваикра 8:12).

Часть масла стекла по щекам и две капли повисли на бороде. Моше и Аhарон испугались, что осквернили священное масло, но услышали «Бат Кол», Небесный Голос: «hине ма тов ума наим шевет ахим гам яхад» – вот как хорошо и приятно сидеть братьям вместе (Теhилим 133). Тогда они успокоились (Орайот 12а).

Сегодня евреи, собравшись за одним праздничным столом, соединяют руки и поют эти слова. Это одна из самых любимых песен братьев по крови и братьев по духу. Каждый день мы своей молитвой совершенствуем и укрепляем этот мир.

Наши орудия труда, наши инструменты, которыми наделил нас Всевышний для этой важной работы – заповеди Торы. Следует изучать их и старательно исполнять.

Раби Шаммай говорил: «Изучение Торы должно быть главным твоим занятием. Говори мало, но делай много. Будь приветлив со всяким» (Пиркей авот 1:15). Рабби Эльазар говорил: «Усердно изучай Тору. Знай, что ответить вероотступнику. Знай, перед кем трудишься, ибо надёжен Хозяин, Он оплатит твой труд» (Пиркей авот 2:19).

Каждый еврей обязан изучать Тору. Свободны от этой мицвы только рабы, маленькие дети и женщины. Для женщин это «зман грама» (ограничение во времени), у них нет возможности уделять время, необходимое для ухода за детьми и для домашних забот, на ежедневные занятия Торой.

Мужчины, богатые и бедные, даже нищие, обязаны изучать Тору, как в юности, так и в глубокой старости, до самой смерти.

Маленьких детей должен обучать отец. Если сам не может, то нанимает учителя. Отец обязан обучать не только своих детей, но и детей своих детей. Более того, пишет Рамбам (Законы изучения Торы, 1:2), что каждый праведный еврей обязан обучать не только своих, но и чужих детей или же содействовать их обучению.

Начинаем обучать детей грамоте с того возраста, когда они в состоянии отличать одну букву от другой и повторять вслед за нами: «Шма, Исраэль».

С пяти лет обучаем Письменной Торе, в десять — Мишне, в тринадцать — заповедям, в пятнадцать лет — Талмуду (Пиркей авот 5:25).

Время учёбы, как пишет Рамбам, следует разделить на три части. Первую посвящаем Письменной Торе, вторую — Устной, а третью — Мусару (этике), исследованиям современных авторов, еврейской истории и языку Торы.

Какой   бы   деятельностью   ни   занимался человек, физической или умственной работой, хотя бы час в сутки он должен выделить для Торы. Лучше всего, если есть возможность посещать уроки раввина или заниматься с товарищем в хавруте.

Для учёбы следует установить определённое время днём и ночью. Однако Письменную Тору нельзя изучать с мо­мента выхода звёзд до полуночи. Изучать Тору сле­дует в чистом помещении. Во время урока нельзя есть, но можно пить.

Всевышний дал нам этот прекрасный мир, где мы любим, где нас любят. Этот мир, где мы сажаем деревья и строим дома. Этот мир, где мы исполняем заповеди и помогаем другим их исполнять.

Как хорошо, когда братья вместе!

Комментарии