ШМИНИ
«Праведник, как пальма, расцветёт, словно кедр Ливана, возвысится. Насаждённые в доме Б-га, в пределах Всесильного нашего расцветут» (Теhилим 92:13-14). Аhарон –праведник, цадик, взошёл из дома Леви, расцвёл и дал плоды (Танхума, Шмини 3). Его плоды – сыновья, Надав и Авигу, Итамар и Пинхас. Как сказано: «Вот наследие Б-га – дети, награда, плод чрева (твоего)» (Теhилим 127:3).
Семь дней Аhарон и его сыновья проходили обряд посвящения коhенов и не выходили из Храма. На восьмой день, первого Нисана, в первый день недели они приступили к своей работе (Раши, Шмот 40:29). Аhарон стал первым Главным священником, коhеном в истории еврейского народа. Коhенами стали все прямые наследники Аарона и его сыновей, они навсегда наследовали от своих отцов (но не от матерей) право представлять еврейский народ перед Творцом, быть духовными посредниками между еврейским народом и Б-гом. Священное служение они начали в Храме пустыни, в Скинии Завета, потом приносили жертвы в Храме Йерушалаима. После разрушения Второго Храма у коhенов остались права на благословение еврейской общины, на выкуп первенцев и право первыми подниматься к чтению Торы.
Коhены приносили жертвы от имени глав еврейского народа и от имени простых евреев, иногда даже от неевреев. Так в 3428 году от сотворения мира они вознесли в Храме жертвы от имени Александра Македонского, когда он вошёл в Йерушалаим. Сам он не мог это сделать, так как hаллаха запрещает приносить жертвы от имени идолопоклонников и мумаров, вероотступников. Но есть исключение для тех, кто под угрозой смерти принял ислам. Их жертвы принимают, чтобы в будущем они могли вернуться к традициям еврейского народа.
«И поднял Аарон руки свои, (обращаясь) к народу, и благословил его» (Ваикра 9:22). После трагической смерти Надава и Авиhу их братья, Эльазар и Итамар, стали коhенами и передали миссию благословлять с любовью свой народ последующим поколениям (Бавли, Сота 38а). С тех пор, более трёх тысяч лет, коhены благословляют еврейский народ тройным благословением Аhарона (это называется несиат капаим) так:
– И будет благосклонен к тебе Г-сподь и помилует тебя.
– Будет благоволить к тебе Г-сподь и пошлёт тебе мир.
А тогда, Аhарон первый раз в своей жизни и первый раз в еврейской истории возложил жертвы на мизбеах Мишкана, и огонь Всесильного сошёл и спалил их.
И тогда же его сыновья, Надав и Авиhу, самовольно принесли к жертвеннику свой огонь и кэторет (жертвенные благовония) на золотых совках. Но «небесный» огонь, подобный двум молниям, перед всем народом поразил их, и они погибли.
Мудрецы (Бавли «Ирувин» 63; Йерушалми, «Йома»; Раши и Рамбан «Ваикра» 10:2;) называют несколько причин смерти двух сыновей Аhарона:
Они произвольно установили hалаху в присутствии Учителя.
Они принесли к жертвеннику не освящённый огонь.
Они оказались в зоне действия шэхины без должной подготовки.
Они пили вино перед жертвоприношением.
«И сказал Г-сподь Аарону, говоря, вина и шехара не пей ни ты, ни сыны твои с тобою, когда входите в шатёр собрания, дабы вы не умерли. Это устав вечный в роды ваши, дабы могли различать между священным и не священным, и между нечистым и чистым» (Ваикра 10:8-10). Надав и Авиhу погибли, а их братья Эльазар и Итамар с отцом, Аhароном, стали служить в Храме.
В главе «Шмини» две важные темы – влияние алкоголя и влияние пищи на духовное состояние человека. Общение с Творцом требует особой чистоты и особой сосредоточенности. В настоящее время молитва заменяет жертвоприношение в Храме, каждый из нас подобен коhену. Поэтому голова наша должна быть ясной, одежда опрятной и скромной, тело чистое и руки омыты.
Перед молитвой запрещено употреблять вино и любые другие алкогольные напитки, даже малое количество алкоголя оскверняет молитву. Следует помнить о влиянии алкогольных напитков на поведение человека. Под влиянием алкоголя он теряет контроль над собой и может совершить проступок, о котором будет сожалеть. Вначале приходит радость с вином, а потом огорчение (Зоhар, Шмини). Злоупотребление алкоголем – дорога к идолопоклонству, инцесту, кровопролитию и клевете. Под влиянием алкоголя человек утрачивает сдержанность и стыдливость, говорит и делает то, что трезвым никогда не сказал бы и не сделал. Возникает ничем не обоснованное чувство озлобленности и негодования, легко прорываются наружу обида, ревность, желание мстить. «Ой-ва-вой» ему! «Ой» за уста его, «ва-вой» за его руки (Мидраш Танхума «Шмини» 5).
Поэтому сказал мудрый царь Шеломо: «Не общайся с теми, кто пьянствует и объедается мясом». Их еда и их питьё принесут вред телу твоему, общение с ними погубят имущество твоё, достоинство твоё и душу твою (Мишлей 23:20).
В шабат, в праздники, на заповеданных трапезах, юбилеях, семейные праздниках или, как лекарственное средство, употребление вина и крепких напитков оправданно. Но даже в праздник Пурим следует остерегаться: «Чтобы человек, выпив, не вёл себя непристойно по отношению к людям и мог выполнять свои обязанности перед Б-гом» (Рав Бен-Цион Зильбер).
К сожалению, в некоторых общинах сложилась дурная привычка «делать лехаим», пить водку до молитвы. Трудно поверить в их утверждение, что в это время раскрываются Врата Небес. Несчастная душа того человека, которому требуется допинг для молитвы. Но и после молитвы следует воздержаться. Очень плохо, когда изучение Торы сопровождают обильным возлиянием, это хилуль Ашем, осквернение Имени. Алкогольная радость обманчива, человек всегда находится перед «глазами своего Творца» и его сознание должно быть чистым, и он, как добрый сын, не должен позорить себя перед своим отцом и учителем.
Зоhар (Ваикра) объясняет разницу в отношении к вину в еврейском и в не еврейском мире. Еврейское вино имеет статус «кэдуша» и предназначено для освящения Имени Творца, но если оно окажется в руках постороннего человека, приобретает «тума», духовную нечистоту «яин несах». С «тума» начинается «стума» – закупорка духовного канала и еврей, употребляющий такое вино, переходит из состояния «кадош» в состояние «хая».
*******
Один гой остановил на улице еврея, бежавшего в шабат в синагогу, и, угрожая ему ножом, повёл к себе домой. Завёл в заднюю комнату и говорит:
– Выбирай: перед тобой бутылка вина, которое ты должен выпить, перед тобой сигареты, выкури хотя бы одну, или женщина, с которой ты должен совокупиться. Что-то одно ты обязан исполнить, иначе живым не выйдешь.
Задумался еврей, а был он «ам hа-арец», то есть не учивший hалахот:
– Женщина, конечно, запрещена, – подумал он, – это же разврат! Сигареты в шаббат? Это уж точно преступление. Нееврейское вино запрещено, но, наверное, меньшее зло из трёх. Выпью вино и уйду.
Он выпил всю бутылку вина, как того требовал гой. Тут же ему захотелось покурить. Потом он посмотрел на женщину... Один проступок повлёк за собой другие.
Как сказано в «Пиркей авот» – один грех ведёт за собой другие.
*******
«Праведник ест – насыщает душу свою, а нечестивый – всегда голодный». (Мишлей 13:25) Душевное состояние человека зависит от того, что он ест, когда ест и сколько ест. «Не оскверняйте душ ваших негодной едой», – требует наш Создатель» (Ваикра 11:43). «Берегите же очень души ваши». (Дэварим 4:15)
Тора обязала евреев сохранять духовную и физическую чистоту, всё, что попадает в наш желудок, должно быть физически и духовно чистым. Продукты питания должны быть без вредных примесей и соответствовать требованиям кашрута. Слово кашрут производное от ликшор (לקשר), связывать, соединять. Употребление кошерных продуктов связывает, соединяет человека с его Творцом. Еврей, отказавшийся от кошерной пищи, отказывается от своей божественной души, от нэшама, и остаётся у него только одна животная душа, нэфеш.
Есть прямая связь между духовным состоянием человека и тем, что он ест. Соблюдение кашрута помогает нам в нашем пути к духовному совершенству.
Еврей, который ест запрещённое, не может быть свидетелем на суде (Рамбам «Эдут» 10:3). Даже, если на его глазах совершено убийство, суд, бет-дин, не поверит ему.
Основные признаки принадлежности к еврейскому народу – для мужчин «брит мила» и исполнение заповеди цицит и тэфилин, а для женщин – соблюдение законов «нида», но, как для мужчин, так и для женщин, обязательно соблюдение законов шабата и кашрута.
Первое требование – кошерная посуда. Инструменты и приспособления для приготовления пищи, вилки, ложки, посуда и тому подобное, что на иврите называют «кэлим», не должны быть использованы для некошерных продуктов.
Новую металлическую и стеклянную посуду, изготовленную неевреем, мы обязаны освятить в водах миквы (тэвила) с благословением. Фарфоровую и фаянсовую посуду окунаем без благословения.
Старая металлическая посуда, служившая неевреям или евреям, не соблюдающим заповеди Торы, должна пройти «hагала», кашерование кипячением или «либун», прокаливанием.
Глиняную, фаянсовую, фарфоровую, пластмассовую и деревянную посуду, служившую неевреям или евреям, не соблюдающим заповеди Торы, запрещено использовать для приготовления пищи, для хранения горячей пищи и для холодных напитков.
Второе правило – удостоверение в пригодности продуктов.
Основные продукты питания человека – хлеб, мясо, рыба, молоко и овощи. Только физически и ритуально чистые продукты дозволены в пищу.
Хлеб, выпекаемый неевреем, но под руководством еврея, когда еврей зажёг огонь в печи или включил рубильник печи, разрешён, как еврейский. В то же время, если нет никакого другого хлеба и, если нееврей печёт хлеб из пяти видов злаков не для себя, а для продажи, есть его можно.
Но может быть проблема с «толаим», мучными червями. Как правило, в нееврейских пекарнях просеивают муку, используя сита с большими ячейками, которые задерживают мусор, но пропускают маленьких, едва заметных червячков. Хлеб, выпеченный из такой муки, запрещён.
Запрещён также хлеб, смазанный неевреем при выпечке сырым яйцом. Это как «бишуль нохрим», чужое варево.
Всё, что не едят в сыром виде и приготовлено на огне неевреем – «бишуль нохрим», запрещено есть. Если под наблюдением еврея и в еврейской посуде – разрешено.
Евреям дозволена любая растительная пища, если она очищена от грязи, от жучков, червей и прочих насекомых. Чистые овощи и фрукты содержат всё необходимое для развития и здорового существования человека.
У всех народов есть свои традиционные блюда, одни отдают предпочтение свинине и колбасе с кровью, другие – лягушкам и устрицам, однако то, что приемлемо для них, евреям запрещено. Законы еврейского питания, законы кашрута, накладывают на евреев особые ограничения.
Запрещено употреблять мясо всех хищных животных и птиц. Разрешено мясо домашних и диких животных, имеющих раздвоенное копыто и отрыгивающим жвачку, когда они соответствуют признакам, установленным законом (Сифри «Шмини"). Тора запрещает к употреблению мясо всех животных и птиц, не отмеченных особо в Торе (Ваикра, Шмини 11).
Хотя копыта свиньи «раздвоены и расщеплены, она не отрыгивает жвачку, не чиста она для вас». (Ваикра 11:7) Это ужасное животное нередко поедает собственное потомство. Именно голова свиньи была боевым символом римлян, захвативших Эрец Исраэль и разрушивших Храм
Запрещено мясо убитого животного, подобно тому, как забивают животных на бойнях России или Англии (поражают электрическим током или разбивают голову кувалдой). Мясо загубленного или растерзанного животного называют «нэвела», мертвечина, падаль.
Животное должно быть зарезано (шэхита) специалистом «шохетом» особо острым ножом. При этом кровь уходит из сонной артерии и оно как бы засыпает и не чувствует боли. «Шэхита» – заповедь Торы (Рамбам 146; Сифрэ "Реэ"). Животное, приготовленное для «шэхиты», должно быть абсолютно здоровым. Если «никур», проверка после шэхиты, показала, что поражены внутренние органы животного, (желудок, лёгкие, мозг, сердце), мясо – «трефа», негодное, запрещёно (Шулхан Арух "Йорэ дэа" 25). Этот закон обязателен и для мяса птиц.
Разделывая тушу животного, обязательно следует удалить «хэлев», животный жир, и «гид анашэ», бедренную жилу (Хулин 96а-б).
Запрещена кровь млекопитающих и птиц (Ваикра 7:26; "Критот" 196:22). Поэтому запрещено готовить мясные блюда, пока из мяса не удалена кровь. Кровь удаляется просаливанием (см. Бен Иш Хай, «Таhарот»).
Предварительно мясо разрезают на куски среднего размера и тщательно промывают холодной водой и кладут в посуду с водой на полчаса или на час. Но, если пролежало в воде сутки, его остаётся только выбросить, так как кровь из него уже не выделится.
Потом укладывают или на решётку, или на наклонную доску и обсыпают со всех сторон сухой солью среднего помола.
Мясо должно пролежать не менее часа, пока соль не вытянет кровь. Соль стряхивают и несколько раз промывают, если вода не содержит кровь, мясо откашеровано.
Если мясо не было обработано в течение трёх суток, оно уже непригодно к употреблению (Шулхан Арух «Йорэ дэа» 69).
Печень не поддаётся кашерованию просаливанием, кровь всё равно останется в капиллярах. Её можно варить только после поджаривания на открытом огне, огонь выводит кровь, но перед этим её следует многократно промыть.
Мясо для шашлыка также не просаливают, но тщательно промывают и жарят над открытым огнём.
Следует проверять яйца, если кровь обнаружили в желтке, выбрасываем яйцо, если в белке, можно удалить кровь и использовать яйцо.
Наказание за умышленное употребление крови животных и птиц – карет, отсечение души.
Молоко, надоенное неевреем или не в присутствии еврея и не в еврейскую посуду, и молочные продукты из этого молока запрещены. Нееврейский сыр, изготовленный мз еврейского молока или из «халав нахри» (нееврейского молока, разрешённого к употреблению некоторыми раввинами в странах диаспоры) запрещён, даже когда используют не телячий или свиной желудок, а синтетическую закваску, если там присутствуют запрещённые добавки.
Традиция многих еврейских общин за пределами Эрец Исраэль допускают употребление сливочного масла, полученного из нееврейского молока.
Третье правило - запрещено совмещение молочного и мясного и кошерного с некошерным (Шмот 34:26). Молочную посуду следует отделить от мясной.
«Того, кто варил и ел мясо в молоке, бьют плетью дважды, а кто варил в молоке и ел «гид анаше» – пятикратно» (Хулин 114а, Макот 216-22а). Но если молочное случайно смешалось с мясное в сочетании один к шестидесяти, нет преступления.
То же правило и для случайного соединения кошерной и не кошерной пищи.
По мнению рава Овадьи Йосефа стеклянную посуду, в которой было молочное, можно использовать для мясного, но предварительно её следует тщательно промыть и прополоскать в кипятке.
Мясное можно есть сразу после молочного, но следует прополоснуть рот. После мясного – перерыв шесть часов.
Запрещена рыба, у которой нет двух обязательных признаков – плавников и чешуи. У каждого вида рыбы, имеющей чешую, обязательно есть плавник (Мишне Тора 36:7).
Запрещено пить и использовать виноградное вино, коньяк и бренди, виноградный сок, винный уксус сделанные неевреем, А также, если эти напитки побывали в руках нееврея не запечатанными двумя печатями (Авода зара 306-31а). Пиво, хлебные и фруктовые спиртные напитки, не смешанные с виноградным вином, и там нет запрещённых добавок, разрешены.
Следует быть очень осторожным с фруктовыми напитками и с консервированными овощами, изготовленными неевреем. Так как они не проходят проверку на толаим и шерец (черви, насекомые, членистоногие и прочая тварь).
Персики, абрикосы, вишни, грецкие орехи, финики и многие другие свежие и сушеные фрукты часто бывают червивыми. Очень много насекомых можно найти на овощах, выращенных на земле: на капусте, на листьях зелёного лука, салата и петрушки, в грибах, в фасоли.
Пишет Бен Иш Хай: «Того, кто ест шерец, живущий в воде, бьют четырьмя ударами плетью, того, кто ест шерец, живущий на суше –- пятью ударами, а того, кто ест летающих, бьют шесть раз» (Насо - 2:1).
Такие овощи, как капуста и столовая зелень, кроме проверки требуют особого внимания. Каждый лист промываем под краном и погружаем поочерёдно на 4 минуты в слабый солёный раствор (чайная ложка столовой соли на 2 литра воды). После этого снова промываем под струёй воды и проверяем на свет («Пути возвращения»).
Разрешённые холодные напитки, чай и кофе можно пить из нееврейского стакана, если уверены в его чистоте.
Завершая благословение после еды, мы говорим: «Всё, что ели, пусть насытит нас, всё, что пили, излечит нас, а всё разрешённое, будет нам во благо».
Чтобы была душа народа Израиля чистой и благословенной.
Амен.