Недельные главы
Рав Адам Давидов

Комментарий р. Адама Давидова к главам «Бэhар-Бэхукотай»

БЭhАР

 

Немецкий писатель Лоренц Дифенбах, предтеча нацистской идеологии, дал своему роману такое название: «Труд делает человека свободным» («Arbeit macht frei», 1872 г.). По его мнению, самые свободные люди это рабы, которые трудятся без отдыха под надзором своих господ. Немцы повесили это издевательское изречение над воротами концлагеря Освенцима.

Дарвин в свою очередь утверждал, что труд обезьяну сделал человеком. Это такая же несуразность, как и приведённое выше изречение – как известно, рабский труд превращает человека в животное.

Тора и еврейская традиция против такого чудовищных выводов. Безусловно, человек обязан трудиться, но его труд должен соответствовать его возможностям, должен быть ограничен во времени и обеспечивать его благополучную жизнь. Ещё в то время, когда евреи были рабами в Египте, они требовали для себя один выходной день в неделю.

Творец для всего еврейского народа, для каждого человека, не зависимо от его пола, возраста и общественного положения установил субботу, шабат, обязательным днём отдыха. В этот день душа каждого человека освобождается от материальных забот, и он подобен малаху, ангелу.   

Моше получил Тору на горе Синай и передал народу Израиля (Пиркей авот 1:1). Тора дана, как свод законов, чтобы сыновья Израиля знали свои обязанности и своё место среди других народов.

Не человек создан для этого мира, для этой земли, на которой он живёт, и которая стала его домом, а этот мир, этот дом создан для него. Здесь он живёт и обязан сохранять его в соответствие с законами и правилами Творца.

Законы Торы даны не только для человека, но и для земли, которой он владеет и которая его кормит. Задолго до того, как евреи вошли в Эрец Исраэль, они получили особые обязанности, такие, как трумот (возношения) и маасэроот (десятины). К заповеди трумот   относится заповедь бикурим, возношение первых плодов своего урожая.

Евреи получили особые, субботние запреты, и запреты кашрута, запрет на взимание процентов, заповедь орла (запрет на плоды дерева первые три года), запрет на сельскохозяйственные работы каждый седьмой год, заповедь швиит.

В 25 главе книги «Ваикра» сказано: «Говори народу Израиля, научи их, что когда они войдут в страну, которую Я даю им, земля должна отдыхать в субботу Б-га».

Суббота Б-га – седьмой год. То есть каждый седьмой год – год «швиит» в стране Израиля, когда запрещены сельскохозяйственные работы. Седьмой год – «шмита», в этот год человек обязан дать отдых земле и сам воздерживаться от любой работы на земле. В прежние времена евреи в год шмита шли учиться в бет-мидраши.

Законы седьмого года обязательны только для евреев и только на территории, указанной Творцом.

Запрещено пахать, готовить почву к посеву, разравнивать землю, сажать деревья и растения, пропалывать, орошать землю, окучивать и производить обрезку деревьев, собирать урожай. Плоды седьмого года имеют особую святость, их нельзя накапливать в своих владениях, нельзя продавать, портить или уничтожать. Хозяин земли в год «шмита» теряет право на свой урожай, так как весь урожай «hэфкер», ничейный и принадлежит всем, даже диким зверям, если они не наносят ущерба полям и деревьям. Так же запрещён самосев, «сэфихейа».

Римские земледельцы нашли пользу в законе о субботе земли. Раз в три года они стали оставлять свои поля необработанными и урожай их значительно улучшился. Но в Торе этот закон имеет духовный, сакральный смысл.

Урожайность полей Эрец Исраэль напрямую связана с нравственным уровнем тех, кто их обрабатывает. Мы найдём подтверждение этому в давние времена заселения страны и позже, когда евреи возвращались и осваивали пустыни и болота.

Для того чтобы мы поняли, что эта земля всегда будет нас кормить, даже тогда, когда мы даём ей покой, сказал Творец: «Я пошлю Моё благословение вам в шестом году, и он принесёт урожай на три года. И посеете в восьмом году, и будете есть из урожая старое до девятого года, до его урожая будете есть старое» (Ваикра 25:21-22). То есть Он позаботится о пропитании тех, кто исполняет Его закон.

Что мы будем есть в год шмита, если запрещена продажа плодов земли?

В год шмиты сбор плодов осуществляют под надзором бет-дина. Всё, что собрали, везут в магазины и на базар и устанавливают цену не за плоды, а за труд рабочих, включая оплату труда продавцов, оплату за доставку, расходы за хранение и накладные расходы. Понятно, что цена должна быть намного ниже, ибо в ней отсутствует стоимость самой продукции.

Год «шмита» отменяет все денежные задолженности. Кредитор обязать простить своего нуждающегося должника, которого он поддержал в его нужде. Но если дал некую сумму для бизнеса, составляет особый договор, «прозболь». А когда приближается конец года «шмита», кредитор передает право на взыскание своих долгов в суд, в бейт-дин, и тогда год «шмита» не отменяет их.

Мы всегда должны быть внимательны к нуждающимся среди нас. Закон требует: «И если обеднеет твой брат и придёт в упадок, поддержи его…» (Ваикра 25:35). Отделяем от своих доходов маасэр, десятую часть, а если даём в долг, нет у нас права наживаться на этом.

Запрещено давать и брать под проценты, рибит, в любом виде. Деньгами, продуктами, вещами, какой-либо услугой и даже добрым словом. Талмуд (Бава Мециа 71) свидетельствует, что тот, кто даёт под проценты, обязательно разорится. Тот, кто даёт, и тот, кто берёт, не могут быть свидетелями на суде.

В еврейском мире существуют две системы денежных займов: гмах (гмилут хэсед), когда один или несколько обеспеченных людей создают фонд помощи и выдают нуждающимся беспроцентную ссуду, и другой – амута, товарищество, в котором одна сторона участвует деньгами, а другая — своим трудом или «поручением» вложить деньги в какое-либо предприятие с получением доходов.

В Израиле при открытии счёта в банке клиенты заполняют подобное «поручение», в таком случае или клиент или банк получает часть доходов в виде определённого процента.

Эрец Исраэль дана евреям для того, чтобы стала плацдармом для справедливого и милосердного общества. Право на эту страну вытекает из обязанности соблюдать законы Торы. В противном случае евреи её теряют.

После смерти мудрого и могущественного царя Шеломо евреи разделили Эрец Исраэль на Северное царство – Израиль и на Иудею. Йаровам сына Навата в 2964 году (796 г. до н.э. – р. Шломо Бенизри, «Седер hа-дорот») встал во главе Израиля и отверг законы Торы. Израильтяне строили жертвенники на возвышениях и приносили жертвы идолам. Они настолько ослабли духом, что уже не было им защиты от внешних врагов.

В 3205 году (555 г. до н.э.) ассирийцы оккупировали Израиль и увели жителей страны в Халах и Хавор на реке Гозан, и в Мадай (Мелахим 2, 17:6). А страну заселили народом кутим (шомроним, самаритянами), которых привели с берегов Каспия. Значительная часть еврейского народа пропала в безмолвии, а от кутим (самаритян) осталась одна улица в городе Холоне, в Израиле, да две маленькие деревни около Шхема.

Иудея тоже оказалась нестойкой в соблюдении заповедей Творца. Как следствие в пятый месяц, в седьмой день месяца пришли войска Навухаднэцара, захватили Йерушалаим, и Навузарадан, царский палач, сжёг Храм, а евреев – многих убили, а оставшихся пленили и увели в Бавель (Мелахим 2, 25:8). Семьдесят лет продолжалось бавельское изгнание за то, что евреи семьдесят раз не соблюдали законы шмита. И только в 3408 году (358 г. до н.э.) евреи стали возвращаться и заново отстраивать Йерушалаим и Храм на горе Мория.

Прошли годы, теперь в Эрец Исраэль стало распространяться греческое распутство. В еврейской общине разгорелась беспричинная вражда, в народе стали высмеивать мудрецов Торы и ослаб Израиль.

Талмуд Бавли (Гитин 56-а) приводит в качестве примера рассказ о том, как некий еврей Бар Камца отомстил своим собратьям за то, что его не оставили на торжественном обеде, где сидели важные люди и мудрецы Израиля. Он оклеветал свой народ и привёл врагов.

Даже в то время, когда римские легионы захватили страну и окружили Йерушалаим, несколько еврейских партий в осаждённом городе враждовали между собой и уничтожили запасы хлеба, которые позволили бы им выдержать долгую осаду.

Евреи обязаны жить в Эрец Исраэль, любить эту землю и исполнять законы этой земли (Рабену Яаков, «Бааль hа-турим»), и тогда Творец даст им защиту и питание. То, что 2000 лет тому назад народ Израиля оказался в изгнании, должно стать уроком для потомков, то есть для современных евреев.

Чтобы не враждовали друг с другом, а возвращались и совместно возрождали к жизни свою измученную войнами землю. Земля и человек взаимно освящают друг друга. У других народов нет такой взаимности, они могут жить в любом уголке планеты, и у них нет обязанности отдыха субботы для себя и субботы для земли.

Неевреи, живущие на этой земле – гости или случайные прохожие, которые не могут пользоваться её плодами без участия евреев. Много столетий до возвращения евреев она была пустыней, но чтобы она вновь не опустела, евреи должны вернуть своё право на всю Эрец Исраэль в полных границах её, как указано в Торе, с исполнением всех законов, указанных в Торе. А наследники Эдома и Ишмаэля обязаны прекратить вражду и вернуться к себе с миром.

 

 

 

ВЕРНИ СЕБЕ СВОЮ СТРАНУ

(hафтара главы «Бэhар», Ирмеяhу 32:6-27)

 

У каждого еврея есть свой наследственный удел на Святой Земле, помимо того, что он, возможно, имеет в стране проживания. Закон Торы – восстановить права и возвратить себе наследный удел в Эрец Исраэль, где бы они ни жили.

Пророк Ирмеяhу удивился, получив свыше это указание именно в то время, когда войска «Невухадрэцара, царя Бавэльского», оккупировали Эрец Исраэль и осадили Йерушалаим (Ирмеяhу 32:2). Теперь он должен убедить народ Израиля, что земля, которую они получили на вечное пользование, всегда будет им принадлежать. Как было сказано: «Ибо вы переходите Ярдэн, чтобы прийти и завладеть землею, которую Г-сподь, Б-г ваш, дает вам, и вы овладеете ею и поселитесь на ней» (Дэварим 11:31).

В любой стране, где живут евреи, их взор и их молитвы всегда направлены к Эрец Исраэль. Это голос крови и голос души. Голос крови напоминает об генетическом праве на горы Иудеи и Шомрона и на холмы Йерушалаима, а душа помнит песни левитов, которые они пели в Храме в праздник Суккот.

Многие столетия евреи мечтали вернуться из изгнания и взойти на эту землю, раскрыть свои таланты и способности на этой земле и раствориться в ней в своё время. Именно это завещали своим наследникам Яаков-Исраэль и Йосеф, сын Яакова. Моше рабену хотел перейти Ярден и быть похороненным в Эрец Исраэль, войти в Ворота Небес, Шаар hа-Шамаим. Но Небеса открылись для него за её пределами (Мидраш Талпиот).

Владыка мира, благословен Он, сказал народу Израиля: «Земля Моя, а вы пришельцы и поселенцы у Меня» (Ваикра, «Бэhар» 25:23). Он заповедал на века: «И овладевайте землей, и селитесь на ней, ибо вам Я даю эту землю, чтобы владели ею. И наследуйте землю по жребию по семействам вашим: многочисленному дайте больший надел, а малочисленному – меньший надел. Где кому выпадет жребий, то и достанется ему; по коленам отцов ваших возьмите себе наделы. Если же вы не прогоните жителей той земли от себя, то будут те, которых вы оставите из них, колючками в глазах ваших и шипами в боках ваших, и стеснят они вас на земле, в которой вы поселились» (Бэмидбар 33:53-55).

Мы видим здесь две заповеди, одна – освободить эту землю от чужих для неё племён, другая – поселиться и жить на этой земле. Иеhошуа, вождь Израиля, исполнял повелевающую заповедь, когда освобождал страну от идолопоклонников, и это была «милхэмет мицва», обязательная война (Бавли, «Сота» 44-б).

Евреев обвиняют в том, что не могут ужиться с другими племенами на этом небольшом участке огромной планеты, названном Эрец Исраэль. Однако, еврейский дом не общежитие народов земли, только евреи обязаны жить в этом доме, в Эрец Исраэль, ибо это наследственный удел евреев, но не персов, турок, англичан, арабов или африканцев. Представители других племён могут здесь жить, если станут соблюдать семь законов Ноаха и беспрекословно подчиняться законам Израиля.

Кто осмелится спорить с Б-гом? Кто против Его законов? Нэвухэднэцар завоёвывал страну Б-га и изгонял евреев, потом его Вавилон исчез с лица земли и евреи вернулись в Йерушалаим. Персы, греки, армяне, римляне, арабы и турки убивали и изгоняли евреев, законных жителей, но земля их тоже отторгла.

Они воевали не с евреями, а с Хозяином земли. Сегодня руками арабских террористов и предателей из израильской среды воюют англичане, русские, французы, испанцы, персы, они вкладывают сотни миллионов долларов и евро, чтобы изгнать евреев.

Евреи обязаны жить в Эрец Исраэль, и выехать они могут за пределы только для того, чтобы учить Тору, найти супружескую пару или по служебным и торговым делам, это закон (Бавли, «Кэтубот» 110). Только в Израиле они могут исполнять все заповеди Торы (Сифри 80).

В Израиле раскрываются таланты каждого человека и его способности творить добро или зло. Поэтому здесь наряду с великими праведниками мы встречаем совершенных злодеев, их значительно меньше, но их отовсюду видно, ибо они, подобно мусору в ведре с водой, всплывают наверх.

Они пытаются оспорить слово Б-га. Сказал Он: «Моя земля; вы же пришельцы и поселенцы у Меня» и обязал евреев жить на Его земле, строить в Йерушалаиме, в Шомроне, в Иудее.

Праведные евреи стараются соответствовать требованиям этой страны и выкупают землю, которая им же и принадлежит, у арабов, заселяют её, ставят палатки, караваны, строят дома. Они высаживают на скалах масличные деревья. В Иудее и в Шомроне выросли сотни поселений, они готовят почву к приходу Машиаха. Их называют поселенцами, тошувим, им приходится преодолевать косность израильской администрации, террор арабских захватчиков, ненависть европейских и международных организаций и отстаивать право жить на своей земле.

«Повсюду глаза Всевышнего – видят злых и добрых» (Мишлей 15:3). Глаза Его обозревают землю (Зэхарья 4:10). Он видит мысли и деяния всех живущих на земле и судит каждое мгновенье бытия.

Он ждёт наследников Исраэля, чтобы вернули свой удел и вернули законы в Эрец Исраэль. И тогда узнают народы Хозяина и перестанут вредить евреям, вредить друг другу и земле, на которой они живут.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЭХУКОТАЙ

 

– 1 –

 

Последняя глава Торы в книге «Ваикра» названа Бэхукотай.

«Если будете следовать Моим законам и хранить заповеди Мои, и исполнять их, то Я дам вам дожди вовремя, и земля принесёт урожай… Вы будете жить на своей земле в безопасности» (Ваикра, 26:3—5). И это значит, что Творец и Владыка Мира устранит все препятствия перед народом Израиля, люди будут наслаждаться дарами природы, получат действенную защиту от эпидемий и будут жить в мире.

Они получат в своей жизни все блага этого мира для того, чтобы их сознание не имело препятствий на пути к совершенству. Благословенный, Создатель наш даёт в настоящее время все материальные блага ради Олам hа-ба, Будущего мира (Рамбан, «Ваикра»).

Иноверцы тоже жаждут награды после смерти, одни из них морят себя голодом в подземельях монастырей, другие надевают пояс шахида и взрываются в толпе, чтобы загробные красавицы после смерти услаждали их и поили вином. Но у евреев другая судьба. Им при жизни, на земле, обещана высшая награда – Шехина, постоянное Б-жественное присутствие за исполнение заповедей. Как сказано : «И буду ходить среди вас, и буду вашим Б-гом, а вы будете Моим народом» (Ваикра, 26:12). Однако, предостерегает:

«Если законами пренебрегать будете, и если отвергнет ваша душа и нарушите завет с Творцом, на вас обрушится смятение. И сказал Он: «…буду ещё карать вас, семикратно за ваши грехи.  И сокрушу гордость могущества вашего, и сделаю ваши небеса как железо, а вашу землю как медь» (Ваикра 26:15-19).   И так далее.

Когда избранный народ теряет с Ним связь, и когда человечество отказывается признавать Б-жественное управление миром, начинается «сокрытие Его лица», «hэстэрет паним». Сокрытие лица Б-га – трагедия не только для евреев, но для всего человечества («Даат твунот»).

Не будем перечислять все возможные несчастья, следует знать, что всё, сказанное в Торе, не проклятие, а предупреждение. Создатель наш наделил нас свободой выбора, поэтому всегда есть надежда, что добро, которое мы выбираем, восторжествует над злом. Поэтому Он сказал: «И вспомню для них завет с предками…» (Ваикра 26:45).

Рабену Бахья бен Йосеф ибн Пекуда писал («Обязанности сердца»), что ничто в этом мире не случается без вердикта Творца, и ничто не случайно в нашей жизни. Рамхаль учил, что над еврейским народом распространяется «hашгаха клалит» (всеобщий надзор Небес), а над каждым человеком «hашгаха пратит» (индивидуальный надзор Небес). Когда мы забываем об этом, не стыдимся совершать проступки и даже преступления.

Время от времени над еврейским народом возникает угроза тотального уничтожения. Когда уже не остаётся надежды, приходит чудо спасения, и после тяжких потерь народ возвращается к жизни с просветлённой душой, так было после войны за независимость и после «шестидневной войны». Но, увы, мы возвращаемся к прежним ошибкам.

«Противны Всевышнему замыслы злодея, слова непорочных угодны ему» (Мишлей 15:26). Позор тому, кто славит себя, надеется на себя, и уверен, что завтрашний день в его руках. Это не нормально, это опасная болезнь. «Так сказал Г-сподь: проклят тот человек, который полагается на человека и делает плоть опорой своей и чьё сердце удаляется от Г-спода» (Ирмияhу 17:5).

Тот человек, который полагается только на собственные силы или на человека, даже на чрезвычайно сильного и наделённого большой властью, оскверняет Имя Всевышнего. Когда юный Давид вышел на битву с хорошо вооружённым великаном Гольятом (Голиафом), в руке его кроме палки и пращи не было другого оружия. Уста его произнесли Имя Б-га и он победил.

Когда медицина бессильна при лечении таких болезней, как диабет, рак костного мозга, астма, псориаз или шизофрения, невежественный человек ищет защиты у знахарей и колдунов. Не помогут они, только при содействии Творца врач может вылечить больного. И только человек, обладающий полным и беспредельным доверим к Б-гу, вернётся к нормальной здоровой жизни. «Благословен человек, который полагается на Г-спода и чьей опорою будет Г-сподь» (Ирмияhу 17:7).

С давних времён страна Израиля притягивает к себе захватчиков, словно навозных жуков к чашке с мёдом. Ассирийцы и персы, греки и римляне, арабы и турки ходили по святой земле, убивали и грабили евреев, банды крестоносцев проливали здесь свою и чужую кровь.

Две тысячи лет тому назад в период правления Селевкидов греки запрещали евреям под страхом смертной казни исполнять заповеди Творца, изучать и читать Тору, как это издавна было принято (в субботу, во второй и в пятый день недели). С тех пор под чуждым влиянием евреи стали осваивать чужие законы и чужие традиции.

«Награды и наказания народу Израиля, само его пребывание в Эрец-Исраэль связаны с его поведением в этой стране» (Рав Ицхак Зильбер). Евреи обязаны были вернуться к законам Торы и просить о благополучии Израиля подобно Хизкияhу, царю Йерушалаима, который возложил на Всевышнего защиту жителей города от многочисленной ассирийской армии.

Это было мудрое решение – так он город защитил и народ укрепил в вере.

Еврейский народ выдержал множество страданий от преследований христиан и мусульман и не озлобился. Ибо веками его питает надежда, что, в конце концов, человечество образумится и оставит гнусный образ жизни ради добра и любви. «Но народы земли пока ещё удерживаются от раскаяния и по общему согласию продолжают совершать преступления» (Рабену Бахья «Обязанности сердца»).

Причину враждебного отношения к евреям следует искать в самом еврейском обществе. Сторожевые псы Всесильного кусают, когда оно терпимо к коррумпированным правителям и лживым судьям, к предателям и доносчикам, к ворам и сексуальным извращенцам, и нетерпимо к богобоязненным. Когда в стране десятки партий, «мифлагот» (производное от глагола «лефалег», что значит расколоть, разделить), и они, чтобы добиться преимущества и удовлетворить свою корысть, разделяют еврейский народ. Партии и секты, как мотыльки, приходят из небытия и исчезают. И люди подменяют законы Торы вседозволенностью, которую в средствах массовой информации называют демократией.

Желание «быть, как все» часто одолевает чувство стыда, вполне благоразумный человек отказывается покрывать голову, соблюдать законы субботы, отказывается от кошерной пищи. «Четверо не удостоятся «шехины» (божественного присутствия): насмешники, лжецы, лицемеры и злоязычные» (Бавли, Санhэдрин 103а). Эти недуги опасны для евреев во всех странах, где они живут, об этом предупреждает пророк. И если болезнь будет прогрессировать, мы не обойдёмся без хирургического вмешательства Творца.

Мир держится на праведниках и на простых евреях, сохраняющих традиции. Это они ежедневно обращаются к Всесильному со словами: «Мы не настолько дерзки и упрямы, чтобы сказать Тебе, что не совершали грехов и т.д.» (Таханун).

Их чистосердечное раскаяние защищает весь еврейский народ от наказания. «В то время, пока нет Храма, и нет жертвенника, искупление даётся только через раскаяние. Раскаяние искупает все прегрешения. Даже если все свои дни человек совершал злодеяния, а в последний момент раскаялся – не вспоминают ему никаких злодеяний» (Рамбам, Законы Раскаяния 1:8).

От духовного и морального состояния зависит благополучие еврейского народа. В прямой зависимости от этого Создатель определяет жизнь Израиля. Евреям не следует волноваться, беспокойство должно быть направлено на то, чтобы тщательно исполнять заповеди, как работу, которую получили на горе Синай.

 

 

– 2 –

 

Говорит Тора, что если человек из народа Израиля «по обету (дал недэр) посвящает какую-либо душу Г-споду» (Ваикра 27:2), может её выкупить.

Человек посвящал Б-гу себя, своих детей или своё имущество, но после каких-то событий или в силу обстоятельств изменил своё решение. В таком случае он должен был возместить свой недэр деньгами.

Если это мужчина в возрасте от 20 до 60 лет, он мог внести за себя в Храм 50 священных шекелей серебра (1 шек. = 9,6 грамма), если это женщина, то 30 шекелей серебра. Если ему или ей больше шестидесяти лет, то выкупить себя можно было соответственно за 15 и 10 шекелей серебра. Недэр бедного человека коhен в Храме оценивал соответственно его возможности.

Каждый еврей, если он не коhен, обязан выкупить своего первенца, как сказано: «всякого первенца из сынов твоих выкупай» (Шмот 34:20). А царь Шеломо сказал: «Плод праведника – древо жизни…» (Мишлей 11:30). Плоды праведника – его дети, это и есть дерево жизни. А тот, у кого нет детей, горе ему, он подобен засыхающему дереву.

Все первенцы изначально посвящены Б-гу. Выкуп мальчика первенца по истечении 30 дней после рождения – закон Торы. Мальчика в возрасте от 30 дней до пяти лет выкупали за пять шекелей, а девочку за три (Шмот 13:2,15). Отец обязан выкупить своего первенца, первого, родившегося у матери, а мать не обязана. Если не выкупил отец, по просьбе матери это может сделать бет-дин, и может выкупить себя сам мальчик, когда ему исполнится 13 лет.

В субботы и праздники первенца не выкупают, но в холь hа-моэд это делать разрешено.

Коhену дают за мальчика пять серебряных монет (5 слаим) общим весом не менее 96,15 грамм или любую ценную вещь на эту сумму, но не недвижимое имущество и не банкноты или иные ценные бумаги.

Плод праведника – Тора, это древо жизни и существования мира. Беда, когда человек живёт без Торы. Так Ифтах Гилади, главнокомандующий еврейской армии, на своё несчастье дал недэр: «Да будет так, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, по возвращении моем с миром (с победой) от Аммонитян, Г-споду я вознесу во всесожжение» (Шофтим 11:31).

Не думал он, что из ворот его дома может выйти навстречу ему собака, свинья или верблюд. Всевышний в наказание за этот недэр послал ему навстречу его любимую дочь. Это стало уроком для всего народа Израиля.

«И вот, когда он увидел её, разодрал он одежду свою и сказал: увы, дочь моя, ты сразила меня и стала сокрушением моим! Я же отверз уста мои пред Г-сподом и не могу отречься» (Шофтим 11:35).

Если бы Ифтах следовал закону Торы, обратился бы к Пинхасу, Главному Коhену Израиля и отменил недэр. Но он сказал: «Я, словно король в Израиле, не пойду унижаться к коhену». А Пинхас ответил: «Я Главный Коhен в Израиле, не пойду унижать себя перед «ам hа-арец», перед невеждой».

Ифтах вскоре умер, а Пинхас потерял «руах hа-кодеш», потерял связь с Б-гом. (Мидраш Танхума, Бэхукотай 5).

Любого человека можно было выкупить, но не осуждённого на смерть.

В наше время, когда человеку грозит смертельная опасность или болезнь, следует молиться за его душу и дать цэдаку, ибо «цэдака спасает от смерти» (Бавли, «Бава Батра» 9б).

Человек может посвятить Б-гу своё имущество, и оно приобретает статус святости. Как сказано: «Всё посвящённое – святая святых».

Чувство глубокой любви к Б-гу подвигает евреев вкладывать свои средства в строительство синагог и иешив, приобретать для общины свитки Торы, книги Талмуда, hалахот и мидрашей, содержать раввинов и студентов, изучающих Тору. Таким образом они спасают от смерти и от беды народ Израиля.

Всесильный сохранит и благословит вас и детей ваших. Амен.

 

 

 

hафтора главы Торы «Бэхукотай»

(Ирмияhу 16:19-21; 17:1-14)

 

Страна Израиля притягивает к себе захватчиков, словно навозных жуков к тарелке с мёдом. По святой земле ходили и грабили евреев ассирийцы и персы, греки и римляне, арабы и турки, банды крестоносцев проливали здесь свою и чужую кровь. Две тысячи лет тому назад в период правления Селевкидов в Эрец Исраэль греки запрещали евреям под страхом смертной казни исполнять заповеди Творца, изучать и читать Тору, как это издавна было принято в шабат, во второй и в пятый день недели.

И тогда еврейские мудрецы постановили, чтобы вместо недельной главы Торы читали в субботу соответствующий раздел из книги пророков. Этот раздел называется «hафтара». Значение слова «hафтара» – освобождение, завершение, окончание, вывод, заключение. Слова пророков подводят итог нашим размышлениям над недельной главой Торы (Тосефта, «Мегила» 3:9-13).

Обязательное чтение Торы в субботу возобновили после освобождения Йерушалаима от греческих захватчиков и восстановления службы в Храме (Псикта де-рав Каhана). Вся глава делится на семь частей, «алийот» (восхождений к чтению Торы). Но того, кто поднимается после седьмой «алии» к «hафтаре», обязали читать «мафтир» – не менее трёх завершающих предложений (псуким) недельной главы Торы (Мишна «Мегила» 4:4). Эту заповедь следует тому, кто вспоминает своих близких в годовщину их смерти, и читать «мафтир» и «hафтару». Завершает чтение Торы «hафтара» также в праздники и 9 Ава.

В словах пророка Ирмияhу, дошедших до нас из глубин времён, глубокий смысл. И хотя нам трудно понять пророчества так, как их понимали его современники, для нас они не менее важные, так как объясняют корни наших проблем.

Сказал Ирмияhу:

– Бог сила моя и оплот мой, и убежище моё в день скорби! К Тебе придут народы от краёв земли и скажут: «Лишь ложь наследовали отцы наши, суетных (идолов), от которых нет пользы».

Он сила и оплот еврейского народа. И твои силы умножит Всесильный, надёжной опорой будет тебе и от беды укроет, в Нём найдёшь убежище от несчастья (Раши). Обратятся к нам все народы земли с признанием, когда поймут, что произведения рук их, которые они боготворили, никчемны.

Еврейский народ выдержал множество страданий от преследований христиан и мусульман и не озлобился. Ибо веками его питала надежда, что, в конце концов, человечество образумится и оставит гнусный образ жизни ради добра и любви. «Но народы земли пока ещё удерживаются от раскаяния и по общему согласию продолжают совершать преступления» (Рабену Бахья «Обязанности сердца»).

Сказал Ирмияhу:

– Сделаешь ли себе богов, которые бессильны? Поэтому вот (сказал Всесильный), Я даю им знать, дам Я им узнать на этот раз руку Мою и могущество Моё, и будут знать они, что имя Моё – Бог.

Вожди народов Европы и Азии хватали крохи из великого еврейского наследия, искажали заповеди Творца и подменяли Его законы своими с ненасытной жаждой насиловать и убивать. В наши дни они от имени придуманных богов ведут войны за власть над миром.   Горе и беда распространяются от них по всей земле.  

Пророк предупреждает, что их сила не имеет основы, они тлен. «Ибо они поклоняются пустоте и тщете и молятся божествам, которые не спасают» («Алейну ле шабеах»). А Мальбим приводит слова царя Давида: «Г-сподь – свет мой и спасение моё. Кого мне бояться? Г-сподь – опора жизни моей. Кого страшиться мне? Когда приблизились ко мне злодеи, противники мои и враги мои, чтобы пожрать мою плоть,– они-то споткнулись и упали» (Теhилим 27:1-2).    

Сказал Ирмияhу:

– Грех Йеhуды написан железным резцом, алмазным острием; начертан на скрижали сердца их и на рогах жертвенников ваших.

В чём же наша вина, за что нас преследуют из века в век, и вернувшимся из изгнания нет сегодня покоя на своей земле? Сказал раби Иеhуда: «В том, что служили открыто идолам разврата» (Ялкут Шимони, Ирмияhу 17). Ибо утверждают в Израиле пороки, которыми гордятся европейские народы и народы ислама. И оправдывают распутство, гомосексуализм и извращённый суд, словно города Сэдома восстали для них из руин.  

Сказал Ирмияhу:

– И из-за себя самого будешь ты лишён наследия своего…

Слова пророка исходят прямо из Торы, недельная глава «Бэхукотай» и «hафтара» звучат в унисон: «Если вы по уставам Моим будете поступать и заповеди Мои будете соблюдать и будете исполнять… водворю мир в стране» (Ваикра 26:3-6). И далее: «Если же не послушаете Меня и не будете исполнять все заповеди эти… будете поражены врагами вашими, и будут властвовать над вами неприятели ваши» (Ваикра 26:14-17).

Причину враждебного отношения к евреям следует искать в самом еврейском обществе. Сторожевые псы Всесильного кусают, когда оно терпимо к коррумпированным правителям и лживым судьям, к предателям и доносчикам, к ворам и сексуальным извращенцам, и нетерпимо к богобоязненным. Когда в стране десятки партий, «мифлагот» (это слово – производное от глагола «лефалег», что значит расколоть, разделить), и они, чтобы добиться преимущества и удовлетворить свою корысть, разделяют еврейский народ. Партии и секты, как мотыльки, приходят из небытия и исчезают. И люди подменяют законы Торы вседозволенностью, которую в средствах массовой информации называют демократией.

Желание «быть, как все» часто одолевает стыд, и вполне благоразумный человек отказывается покрывать голову, соблюдать законы субботы и отказывается от кошерной пищи. Отказывается от еврейского образа жизни. «Четверо не удостоятся «шехины» (божественного присутствия): насмешники, лжецы, лицемеры и злоязычные» (Бавли, Санhэдрин 103а). Это те недуги, которые заражают евреев в разных странах, об этом предупреждает пророк.

Если болезнь будет прогрессировать, мы не обойдёмся без хирургического вмешательства нашего Творца.

Мир держится на праведниках и на простых евреях, сохраняющих традиции. Это они ежедневно обращаются к Всесильному со словами: «Мы не настолько дерзки и упрямы, чтобы сказать Тебе, что не совершали грехов и т.д.» (Таханун). Их чистосердечное раскаяние защищает весь еврейский народ от наказания. «В то время, пока нет Храма, и нет жертвенника, искупление дается только через раскаяние. Раскаяние искупает все прегрешения. Даже если все свои дни человек совершал злодеяния, а в последний момент раскаялся – не вспоминают ему никаких злодеяний» (Рамбам, Законы Раскаяния 1:8).

Слова пророка:

– Так сказал Г-сподь: проклят тот человек, который полагается на человека и делает плоть опорой своей и чьё сердце удаляется от Г-спода» (Ирмияhу 17:5).

Пророк говорил о правителях эпохи царей Израиля, обращавшихся за защитой в соседние страны. Но его слова были обращены также в будущее к евреям эллинистам, которые утверждали, что Птолемей и другие греческие правители, настоящие защитники Израиля. Они были уверены, что благополучие народа в покорности и в эллинской культуре, которая должна сменить «устаревшую» еврейскую традицию.

А возможно он предупреждал военачальников Израиля, что многомиллионная арабская армия потерпит поражение за шесть дней в 1967 году по воле Творца, а не от еврейской мощи. Именно так, несмотря на неумелое руководство, Бог защитил свой народ от врага, который многократно превосходил их живой силой и вооружением, и пользовался поддержкой огромной советской империи. В то время многие евреи ещё понимали, что победа была дарована свыше. Но со временем забыли и уверились, что сами могут обеспечить свою защиту.

Предупреждал мудрый еврейский царь Шеломо: «Чтобы только на Бога была надежда твоя, чтобы знал ты это всегда» (Мишлей 22:19).

Спорили двое в жаркий день, лёжа под старой яблоней. Сказал один: «Всё от Бога, и богатство, и нищета, и хлеб, и защита от врагов». Ответил ему его товарищ: «Всё от рук моих, и богатство, и защита от врагов, если не я за себя – кто за меня! Видишь на ветке большое красное яблоко? Разве съем его, если сам не сорву?»

Сказал и полез, высоко поднялся, ухватился за ветку, на которой держался плод, обломилась она, и упало яблоко в руки товарища, что сидел под деревом.

Рабену Бахья бен Йосеф ибн Пекуда писал («Обязанности сердца»), что ничто в этом мире не случается без вердикта Творца, и ничто не случайно в нашей жизни. Рамхаль учил, что над еврейским народом распространяется «hашгаха клалит» (всеобщий надзор Небес), а над каждым человеком «hашгаха пратит» (индивидуальный надзор Небес). Если мы забывает об этом, то не стыдимся совершать проступки и даже преступления. К сожалению, наша память слабеет, забываем и теряем защиту.

– Благословен человек, который полагается на Г-спода и чьей опорою будет Г-сподь (Ирмияhу 17:7).

Когда юный Давид вышел на битву с хорошо вооружённым великаном Гольятом (Голиафом), в руке его кроме палки и пращи не было другого оружия, но уста его произнесли Имя Бога, и он победил.

Мы знаем, что, увы, нет такой страны, где нет насилия и страха. А на нас нацелена ненависть многих народов. Нам следует просить о благополучии Израиля подобно Хизкияhу, царю Йерушалаима, который возложил на Всевышнего защиту жителей города от многочисленной ассирийской армии. Это было мудрое решение – так он город защитил и народ укрепил в вере. Замыслил Санхэрив, царь Ассирии, ограбить и уничтожить Израиль, и послал Равшаке с большим войском на Йерушалаим. Хизкияhу, царь Йерушалаима, молился и говорил: «А ныне, Г-споди, Боже наш, спаси нас, умоляю, от руки его; и узнают все царства земли, что только Ты, Г-споди, – Бог. И было в ту ночь: вышел ангел Всесильного и поразил в стане ассирийском 185 тысяч. И встали поутру, и вот, все они – мёртвые тела» (Мелахим 2, 19:19-35).

– Так сказал Г-сподь: «Проклят тот человек, который полагается на человека и делает плоть опорой своей и чье сердце удаляется от Бога!»

Оскверняет Имя Всевышнего тот человек, который полагается на человека, даже наделённого великой силой и властью. Когда медицина бессильна при лечении таких болезней, как диабет, рак костного мозга, астма, псориаз или шизофрения, невежественный человек ищет защиты у знахарей и колдунов. Медицина бессильна, но не Творец. Однако человека, обладающего «битахоном», полным и беспредельным доверим к Нему, Он возвращает к нормальной здоровой жизни. Этому есть множество примеров.

Были два еврея, которые болели астмой тяжело и долго, и не было им излечения. В синагогу они не ходили, шабат не соблюдали, но когда увидели, что врачи не могут им помочь, пошли к раби Саадиё.

Пришёл один и говорит:

– Раби, тяжко мне, дышать не могу, обессилел совсем, лучше смерть, чем такая жизнь. У медицины нет средства против моей болезни, может быть, ты скажешь, что мне делать?

– Да, – ответил раби, – скажу, есть средство, есть излечение.

– О, раби! Говори скорее, на всё согласен, любые деньги заплачу.

– Средство такое: излечишься с Божьей помощью, если станешь исполнять все Его заповеди.

– Ты смеёшься надо мной, раби? Этих заповедей сотни, а я понятия не имею о них, как же стану исполнять, это невозможно! Моей жизни не хватит на это…

Опустил он голову, заплакал и пошёл домой.

Постучался в дверь раби другой еврей и тоже обратился к нему за помощью.

– Раби, одолела астма, ослаб совсем, хоть ложись и умирай, а медицина бессильна. Помолись за меня, может быть, Бог услышит твою молитву и пошлёт мне исцеление. А может быть, ты знаешь что-то такое, что поможет мне?

– Знаю и скажу тебе, что есть лекарство от болезни: излечишься с Божьей помощью, если станешь исполнять все Его заповеди.

– Правда? – обрадовался еврей. – Спасибо, раби, спасибо тебе, побегу я…

Схватил он руку раби, поцеловал и поспешил домой. В этот же день он накупил в магазине множество книг, Танах, Мишну, Мидрашим, Шулхан Арух, вернулся к себе, разложил всё на большом столе и принялся за учёбу. Всю ночь просидел за книгами, наступил новый день, солнце поднялось высоко, когда он обратил внимание, что дышится ему легко, и оставила его проклятая болезнь.

Снова пришёл он к раби и кричит:

– Раби, ты сказал, что я буду здоров, когда исполню все заповеди Бога, а я уже здоров! Наверное, твоя молитва помогла…

– Нет, – ответил раби, – ты сам себе помог, так написано: «Изучение Торы равносильно исполнению всех заповедей». Учись и будешь благословен.

Время от времени над еврейским народом возникает угроза тотального уничтожения. Когда уже не остаётся надежды, приходит чудо спасения, и после тяжких потерь народ возвращаемся к жизни с просветлённой душой, но увы, к прежним ошибкам. Для еврейской истории нет рационального объяснения.

«Противны Всевышнему замыслы злодея, слова непорочных угодны ему» (Мишлей 15:26). Позор тому, кто славит себя, надеется на себя, и уверен, что завтрашний день в его руках. Это не нормально, это опасная болезнь. Поэтому мы должны просить словами пророка:

– Исцели меня, Г-споди, и буду я исцелен; спаси меня, и я буду спасен, ибо Ты – восхваление моё (Ирмияhу 17:14).

Комментарии