|
Рав Адам Давидов

Комментарий р. Адама Давидова к главам «Матот» и «Масъэй»

Комментарий р. Адама Давидова к главам «Матот» и «Масъэй»

МАТОТ

 

Евреи принимали Тору у горы Синай и дали клятву: «Наасэ вэ-нишма!», то есть – будем исполнять и слушать. «И говорил Моше главам колен сынов Исраэля… Вот что повелел Г-сподь: Если кто даст обет Г-споду, или поклянётся клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего: все, как вышло из уст его, должен он сделать» (Бэмидбар 30:2-3).

Почему он обратился не ко всему народу, а только к главам его? («Аhават хаим», «Кисе рахамим»).

Моше рабену был пророком и знал, что в будущем духовные вожди народа отменят недэр Цидкияhу, которого Нэвухаднэцар поставил царём в Йерушалаиме, и это приведёт к страшной беде всего еврейского народа («Недарим» 65а).

Случилось так, что Цидкияhу увидел, как Нэвухаднэцар, словно хищник, ест живого зайца, а есть от живого, как известно, один из запретов «бней Ноах», запрет для всего человечества. Тут же Нэвухаднэцар потребовал от Цидкияhу сохранить это преступление в тайне, и тот поклялся, что будет молчать, но потом пожалел о своей клятве и попросил Санhэдрин, Совет мудрецов Торы, он же Верховный Суд, отменить её.

К Цидкияhу пришли пять правителей малых народов, подвластных ему, и стали обсуждать жестокость бавельского царя, а он рассказал им, что видел, как Нэвухаднэцар ел живого зайца. От них Нэвухаднэцар узнал, что евреи предали его и он стал посмешищем для людей.

Прежде он признавал Цидкияhу и тех мудрецов, как своих верных поданных, теперь гневу его не было предела. Он призвал их и приказал казнить за то, что отменили клятву Цидкияhу, а его самого обвинил в измене.

Цидкияhу пытался скрыться, но его поймали, зарезали перед ним его сыновей, выкололи ему глаза и в кандалах отправили в тюремную яму. Нэвухаднэцар успокоился только тогда, когда его солдаты под командованием Нэвузардана разрушили стены Йерушалаима, сожгли еврейский Храм и увели в плен почти всё население Эрец Исраэль (Аhават Хаим, «Матот»).

Мы не можем сегодня исполнять все из 613 заповедей, переданных нам Моше рабену. Например, те, что связанны с Храмовой службой. Но есть такие, которые мы обязаны исполнять всегда, во все времена и в любом месте. От этого зависит благополучие и добрая жизнь каждого из нас и всего нашего народа.

Еврейский закон не запрещает дозволенное, но не дозволяет запретное (Сифри). Так же, как запрещается сплетничать, злословить, доносить, и тому подобное, нельзя клясться и давать напрасные обещания. Не следует подвергать свою жизнь опасности, нужно быть очень осторожными в своих обещаниях, даже исполнить заповедь пожертвования (Шулхан Арух 203:4).

Всегда следует говорить: «Бэли недэр…», то есть без обещания. Тем более нельзя клясться. Того, кто обещает, и клянётся, Тора называет злодеем и преступником, «раша» (Бавли, Недарим 77а; Йерушалми, Недарим, 9:1).

Разница между недэром и клятвой, когда человек клянётся выполнить или не выполнить действие, в том, что недэр связан с Именем Творца, а клятва, как зарок, ограничивает человека в его действии (Рабену Бахье, «Матот»).

Нельзя дать недэр и запретить себе то, что обязан исполнять.

Например, мужчине возлагать тэфилин, а женщине в своё время окунаться в микве, и наоборот – нельзя дать обязательство совершить то, что противоречит законам Торы и дэрех эрец (морали), нельзя дать обязательство совершить преступление во имя чего бы то ни было (Шулхан Арух 208).

Но можно дать такой недэр, который поможет преодолеть отрицательные качества, вредные привычки или болезнь. Иногда только это помогает человеку избавиться от вредных привычек и от алкогольной зависимости.

Пусть он одновременно с лечением даст недэр навсегда отказаться от употребления вина и других продуктов с содержанием спирта. Известны случаи, когда клятва с Именем Б-га удерживала наркоманов, прошедших курс лечения от рецидива.

Можно дать недэр поститься в определённый день или дать пожертвование в минуту опасности или во время тяжёлой болезни близкого человека (Шулхан Арух 215:4). Недэр должен быть высказанным, даже если никто, кроме того, кто даёт, его не слышит. Но если кто-то слышит и говорит «амен», словно ставит печать, закрепляет этот недэр.

94-я и 95-я заповеди в книге «Сефер мицвот» Рамбама предупреждают нас об ответственности за все произнесённые нами вслух обязательства: клятвы, обеты, обязательства дать благотворительное пожертвование, принести жертву и т.п.

Праведники, которые воздерживаются от излишеств, дают недэр, чтобы материальные привязанности не ослабляли их связь с Творцом (Пиркей Авот 3:13). В таком случае недэр приближает их к святости. Поэтому сыновья Рехава отказались от вина и от всех материальных удобств в своей жизни и заслужили Олам hа-ба (Ирмеяhу 35).

Когда произносим слова обещания или клятвы, вызываем на себя силы противодействия (Зоhар, Бэмидбар 65). Даже великие праведники терпели поражение в такой битве. Неисполненное обещание, недэр, или клятва, «шевуа», свидетельствуют против человека в День Суда.

Один еврей вечером в Йом Кипур взял в руки свиток Торы и обещал пожертвовать синагоге 3000 долларов, прошёл год, он забыл о своём недэре, и на следующий год так обеднел, что не мог пожертвовать даже самую малую сумму.

Многие несчастные случаи, травмы и болезни, результат неисполненных обещаний и клятв. Поэтому Моше предупреждает об обязательном их исполнении, или об отмене недэра, если его невозможно исполнить.

Недэр мальчика с 13 лет и одного дня и девочки с 12 лет имеет полную силу. Однако отец может в течение дня отменить недэр, данный дочерью, даже взрослой, живущей в его доме. Услышал и промолчал – она обязана исполнить, если отменил – Небесный Суд её простит. Обещания и клятвы маленьких детей не имеют силы, тем не менее, следует приучать детей воздерживаться от них.

Муж в течение дня может отменить недэр жены. В еврейской семье муж обеспечивал жену и детей, защищал их, но главное – был для них судьёй, равом, наставником. Он отвечал перед Б-гом за духовное и материальное состояние своей семьи.

Горе той семье, где каждый предоставлен сам себе, или во главе её недостойный отец и муж, а женщина несёт этот груз на своих женских плечах, разве мало у неё других важных обязанностей! Общество, состоящее из таких семей нежизнеспособно.

Недэр, который мы дали необдуманно или по ошибке, может отменить бет-дин, еврейский суд из трёх и более судей, в некоторых случаях рав, талмид-хахам (мудрец Торы). Для нужд шабата отменить недэр можно даже в шабат (Бавли, Недарим 77; Бавли, Шабат 157а).

Раз в году перед Судным Днём, перед Рош hа-шана, богобоязненные евреи стоят перед бет-дином и отменяют все обещания, обеты и клятвы, высказанные в течение года. Трое или более евреев общины, соблюдающих заповеди Торы, сидят и исполняют обязанности судей, а тот, кто просит отменить его недарим, в частности говорит:

– Слушайте, господа! Я прошу вас освободить меня от всех обетов, которые связаны с телом, душой или достоянием моим. И хотя тот, кто раскаивается, должен подробно рассказать суду об обете, но знайте же, господа, что множество обетов дал я, и есть такие, которые я дал и забыл о них, и невозможно подробно рассказать обо всех. Я не прошу освобождения от тех обетов, от которых по закону нельзя освободить, но от всех, от которых можно, прошу освободить, как будто бы я рассказал о них...

Они выслушивают его и отменяют все те обещания и клятвы, которые по закону можно отменить.

А в Йом Кипур вечером евреи открывают арон со свитками Торы и три раза повторяют одну из самых глубоких молитв этого дня – «КОЛЬ НИДРЕЙ»:

 – Все обеты, зароки, клятвы, заклятия, запреты, обещания с наложением на себя кары, и разновидности их, которые мы будем возлагать на себя – от этого Дня Искупления и до Дня Искупления, который грядёт нам во благо, – во всех них я заранее раскаиваюсь. Да будут все они отменены, прощены, уничтожены, полностью упразднены, будут они необязывающие и недействительные. И будет прощение всей общине сынов Израиля и пришельцу, живущему среди них, ибо весь народ совершил это неумышленно.

Но не смейте даже подумать, что есть здесь разрешение нарушать клятвы или присяги, даваемые перед судом или в отношении к интересам другого лица, какого бы происхождения или веры он ни был.

Всевышний посылает евреев на «заповеданную войну за Эрец Исраэль». Когда-то направленными силами природы Он сам уничтожил Сдом и другие четыре города в районе Мёртвого моря. Теперь евреи должны выполнить Его заповедь и своими руками уничтожить Мидьян. «Как мщение народа за оскорбление имени Всевышнего, и как мщение Всевышнего за попытку развратить и уничтожить народ» (Сончино).

Во главе армии из 12 000 евреев, удостоенных быть Его посланниками, назначили Пинхаса «машуах мильхама» (помазанного на войну), он начал и он должен её завершить. Евреи исполнили заповедь Творца, вырубили корни эпидемии, победили народ Мидьяна и уничтожили его огромную армию, а Бильаму по приговору суда отрубили голову (Сифри).

 

 

МАСЪЭЙ

 

Еврейский народ шёл к Обетованной Стране сорок лет, и за это время совершил сорок два перехода. Владыка Мира приказал евреям заселять Эрец Кэнаан, дал ей имя Эрец Исраэль и обязал жить там. Он сказал: «...ибо вам Я дал эту страну».

Но земля, данная во владение людям, остаётся Его собственностью, и у Него есть обусловленные требования к тем, кто будет жить на ней (р. Гирш).

«Г-споду принадлежит земля и всё, что на ней, мир и его обитатели» (Теhилим 24:1). Он требует, чтобы евреи изгнали идолопоклонников из Святой Земли, чтобы берегли её, жили на ней, соблюдая Его законы, и защищали её. Иначе они также будут изгнаны, как изгоняет хозяин из своего дома нерадивых жильцов (это уже случалось).

Он навсегда определил границы страны. Так было обещано ещё Авраhаму во время союза «Бен hа-бетарим»: «В этот день заключил Бог с Авраhамом союз, сказав: потомству твоему Я отдал землю эту, от реки Египетской до реки великой, реки Перат и т.д.» (Бэрешит 15:18). Эту страну унаследовали Яаков-авину и его дети. Они унаследовали Его веру и его мировоззрение, его законы и традиции, унаследовали страну «…от реки Египетской до реки великой, реки Перат» (Бэрешит 15:18).

То есть, Тора сообщает о тех границах, которые определят в будущем Эрец Исраэль. От реки Нил на юге до реки Эфрат на севере, и от Солёного моря (озера) на западе до Средиземного моря на востоке.

«С востока на её южной части будет у вас граница от пустыни Цин, возле Эдома, южная граница от конца моря Солёного к востоку. И повернёт граница от юга к Маале Акрабим, пройдёт к Цину, и будет выход ей к югу от Кадэйш-Барнэа, и выйдет она к Хацар-Адару, и пройдёт к Ацмону.

И повернёт граница от Ацмона к ручью египетскому, и выйдет к морю. А западной границей будет у вас Большое море с границей его. Оно будет у вас западной границей. А это будет у вас граница северная: от Большого моря отметьте её к самой высокой горе. От неё отметьте границу к входу в Хамат, и будет выход границы к Цедаду.

И пойдёт граница к Зифрону, и будет выход её к Хацар-Энану. Это будет у вас граница северная. И отметьте себе линию для границы восточной от Хацар-Энана к Шефаму. И спустится граница от Шефама к Ривле с восточной стороны Айна, и сойдёт граница и коснётся берегов моря Кинерет с востока. И спустится граница к реке Ярден, и будет выход её к Солёному морю. Это будет земля ваша по границам её со всех сторон» (Бэмидбар 34:3-12).

(Река Пэрат, она же Эфрат, берёт начало в горах Кавказа, с Арарата, дельта её в современном Ираке. А Солёное море – озеро Урмия, в Иране).

Это довольно обширная область, включающая Синайский полуостров на юге, весь Ливан и южную Турцию на севере, а также Сирию, Иорданию и западный Ирак. Но евреи ограничились только малой частью от Синайской пустыни на юге до гор Леванона на севере, и от Иордана, на востоке, до Средиземного моря, на западе. Тем не менее, существует заповедь приносить в Храм «бикурим», первые плоды нового урожая, выращенные евреями не только здесь, но и на территории современной Сирии и Иордании (Шмот 23:19).

Тора определяет чёткие законы о наследовании, распространяющиеся на евреев. Земля и имущество передаются от отца сыновьям и сыновьям сыновей или дочерей, но посторонние не могут наследовать землю в стране Израиля. Эта страна, предназначенная свыше еврейскому народу, связана с духовной миссией евреев в этом мире.

Когда евреи осваивали Эрец Исраэль, каждая семья получила свой надел, так было обещано Творцом Яакову-Исраэлю. Сказал Он: «А земля не может быть продана навеки, ибо Моя земля, вы же пришельцы и поселенцы у Меня (Ваикра 25:23). С тех пор запрещено передавать семейный или родовой надел другому колену и тем более продавать его неевреям.

И запрещено изменять границы и отдавать часть священной земли.

Следовательно, все посторонние, например, арабы, греки, русские, турки, англичане и другие, владеющие сегодня участками и территорией на Святой Земле, не имеют права на эти владения. Они подлежат суду, как захватчики, и должны вернуть их законным наследникам.

Тора в глазах христиан и мусульман имеет силу юридического документа. Если так, следует им напомнить, что они пытаются присвоить себе чужое достояние.

Сказал раби Юдан, сын раби Симона: «Вот эти три места (которые подтвержают право владения): пещера Махпела, Храмовая гора и гробница Йосефа (в Шхеме). О пещере Махпела написано в Торе: «И понял Авраhам Эфрона, и отвесил Авраhам Эфрону серебро» (Бэрешит 23:16), о Храмовой горе: «И отдал Давид Арнону тут же, на месте, золотые шекели весом шестьсот» (Диврей hаямим 1 – 21:25), а о месте гробнице Йосефа: «И купил он (Яаков) участок земли, на котором раскинул шатры свои, у сыновей Хамора, главы Шхема, за сто монет» (Бэрешит 33:19); (Бэрешит Раба 79:7).

Эрец Исраэль разделили между коленами Израиля, по родам и семьям. За исключением колена Леви. Левиты не получили земельный надел, они расселялись в 48 поселениях, шесть из них получили особый статус города-убежища.

Но евреи из колена Реувена и Гада и часть народа из колена Менаше решили остаться на левом берегу Иордана (на территории современной Иордании). Впоследствии их первыми увели в изгнание, а оставшиеся совершенно растворились в поработивших их племенах.

По закону Торы родителям наследуют сыновья, если нет сыновей, наследуют дочери. Дочери Целофхада, казнённого за нарушение шабата, получили тройную долю наследственного надела в Эрец Исраэль. Две части своего отца, Целофхада, имевшего право первенца на двойную долю, и третью часть – своего деда Хэфэра.

Каждый народ считает свою страну особенной, но для евреев, обитающих в разных странах мира, Эрец Исраэль – боль и радость, отчаяние и надежда свыше двух тысяч лет. Её свойства не поддаются рациональному объяснению.

Её называют «Эрец цви», Земля оленя, не потому, что здесь обитают изумительно красивые тонконогие олени (цви). Её называют так за свойство растягиваться до немыслимых размеров, так, что хватает места для миллионов евреев.

Её другая особенность в том, что здесь обнажаются свойства каждого человека. Если в России, во Франции, в Америке он никак не проявлял себя, на этой земле в нём открываются новые качества злодея или праведника, праведников больше.

Мы сами для себя решаем, кем нам быть на этой Святой Земле.

Сказали наши мудрецы (Кэтубот 110б), что еврей всегда должен жить в Эрец Исраэль, даже в городе, где большинство населения идолопоклонники. И не следует ему жить вне Эрец Исраэль, даже в городе с еврейским большинством. Кто живёт в Эрец Исраэль, подобен тому, у кого есть Бог, а кто живёт вне Эрец Исраэль, подобен тому, у кого нет Бога, как сказано: «Я… вывел вас из Египта, чтобы дать вам страну Кэнаан, чтобы быть вам Богом Всесильным» (Ваикра 25:38).

Право на наследование подтверждаются исполнением законов шабата, праздников, кашрута, земельных законов, законов морали и законов молитвы. Только в таком случае Суд даёт евреям абсолютное право на Святую землю, и тогда захватчики (мусульмане и христиане) освободят страну. «И овладеете вы ею и поселитесь в ней» (Дэварим 11:31).

Порядок в мире будет установлен тогда, когда все евреи в один голос скажут: «Шма Исраэль!». Когда повсеместно отменят произвольные законы, изобретённые людьми, и установят мудрые и справедливые Законы Торы. «И приведут всех братьев ваших от всех народов… на гору святую Мою, в Йерушалаим» (Иешаяhу 66:20).

 

 

последнИЕ главЫ книги «бэмидбар»

hафтара: Ирмеяhу, 2:4-28, 4:1-2

 

«Слушайте слово Бога, дом Яакова и все семьи дома Израиля!» – взывает пророк. Когда евреи принимали Тору у горы Синай, дали клятву: «Наасэ вэ-нишма!», то есть – будем исполнять и слушать.

«Так сказал Г-сподь: что нашли во Мне отцы ваши (неподходящее для себя), отдалились от Меня и последовали за суетой и стали суетны?» Суета сует, «haвэль hавалим, – сказал Коhелет, – hавэль hавалим, всё hавэль» (Коhелет 1:2). Слово haвэль можно перевести, как легкий пар, подобный дыханию человека в холодную погоду, он на глазах растворяется в воздухе, был и исчез. Ещё переводят это, как – ничто, пустое, вздорное.

Сказал Шеломо: «Смотрите, спотыкается тот, кто не следует дорогой Торы!» Рабби Пинхас бен Яир добавил к его словам: «Но тому, кто старается избежать греха, Небеса помогут». Все наши дела, что не во имя Небес, подобны пару. Даже могучий и мудрый царь Шэломо (Соломон), самый важный человек в стране, признался, что его труды были напрасны, haвэль hавалим, подобны пару.

Много ли надо человеку для его тела? Хорошее питание, одежда по сезону, удобное жильё, а всё остальное от похоти, от жадности или от зависти. Люди знают, что всё – суета, но стремятся к приобретению того, что не возьмут с собой в могилу, и не учатся на ошибках предыдущих поколений.

Наши души были среди тех евреев, которых Всесильный освободил из рабства, сделал свободными людьми, провёл через безжизненную пустыню и могильную тьму и привёл в благодатную страну. Разве для того, чтобы мы осквернили её?

Ирмияhу порицал правителей и народ. Но они не вняли голосу пророка, а «восприняли все мерзости окружающих их народов и обычаи их, пока не возгорелся гнев Всесильного и не навел врагов, которые убивали всех подряд, и младенцев и матерей их и стариков, и юношей» (Диврей hа-ямим 2).

Множество несчастий преодолел еврейский народ пока завершился срок изгнания и пришло время возвращения в Эрец Исраэль.

От Имени Всесильного Пророк обращается к нам: «Разве для того возвращаетесь, чтобы пастыри грешили против Меня и пророки пророчествовали именем Баала?» Для того, чтобы мы позорили себя перед народами мира? «Ибо два зла совершил Мой народ: Меня, источник живой воды, (Тору) оставили они и высекли себе водоемы (негодные надуманные законы и чужие традиции), водоёмы дырявые, которые не держат воды» (Ирмеяhу, 2:13).

«Мой народ переменил славу свою на тщету» – сетует пророк. Сколько бы человек ни тянулся к радости, к забавам, к удовольствию, никогда не удовлетворится и не успокоится. Можно ли славу «народа Книги» променять на славу народа свободных нравов.

Создатель требует, чтобы мы были бней Исраэль, единым народом, а не разделялись на этнические группы и секты.

«Как опозорен бывает вор, когда его поймают, так осрамились и (сыны) дома Исраэля: (сами) они, их цари, их сановники и их священники, и их пророки» (Ирмеяhу, 2:26). Цари и сановники – правители Израиля, священники и пророки – раввины. Ирмияhу предупреждает о грозящей нам (нам!) опасности лицемерия, зависти, жадности, озлобления и ненависти, наглости и бесстыдства.

Всё зло, что есть в этом мире не с Небес, а от людей. По глупости своей мы (мы!) ненавидим и воюем друг с другом, утверждаем превосходство один над другим. Поэтому сказал пророк от Имени Всесильного: «За это Я везде буду судиться с вами, – сказал Г-сподь, – и с сыновьями сыновей ваших буду судиться».

Он дал нам (нам!) разум для оценки наших действий, как сказано: «А сейчас, сын человеческий очнись от слепоты своей и увидишь: то, что доставляло тебе удовольствие, как и то, что ты считал благом для себя, – обман и заблуждение» (Хаим Витал, Шаарей кедуша).

Путь к раскаянию всегда открыт.

«Все грешники и злодеи, и вероотступники, и им подобные, которые раскаялись – явно, или, скрываясь, – принимается их раскаяние, как сказано: "Вернитесь, шалящие дети". Несмотря на то, что до сих пор "шалят", то есть раскаиваются тайно, а не публично – их раскаяние принимается (Рамбам, «Законы раскаяния» 3:27).

Возвращение в Эрец Исраэль – возвращение к Богу: «возвратишься, Исраэль, – сказал Г-сподь, – возвратишься ко Мне», чтобы установить законы справедливости и любви на земле. Это путь каждого человека и народа в целом к духовному совершенству.

«Воротись, воротись Шуламит!» (Шир hа-ширим 7:1). Возвратись к своему любимому! Возвращайся община Израиля к своему Создателю. Он примет и простит Свою возлюбленную после полного раскаяния. «И вновь соберёт тебя из среды всех народов, среди которых рассеял тебя Он, Г-сподь, Б-г твой» (Дэварим 30:1-3).

Этот процесс начался, и никто не в силах остановить евреев, ни народы Европы, ни народы ислама, ни «эрев рав», те, что занимают ключевые позиции в стране Израиля. «Сегодня каждый еврей сознает, что быть евреем, — значит нести серьезную ответственность не только за свою общину, но также за все человечество» (Эйнштейн).

«Ибо вот, наступают дни, – сказал Г-сподь, – когда возвращу Я из плена народ Мой, Исраэль и Иеhуду, – сказал Г-сподь, – и верну Я их в страну, которую Я дал отцам их, и будут они владеть ею» (Ирмеяhу 30:3).

И «тогда благословятся ими народы и ими же будут славиться» (Ирмеяhу 4:2).

Похожие статьи