РЕЭ
Предыдущая глава «Экев» начиналась так: «Экев тишмеун» – «Если послушаете», а теперь говорит: «Реэ» – «Смотри!» Это подобно приближению грозы, сначала слышим голос ветра, а потом видим потоки воды, низвергающейся с небес.
Но у однокоренного слова «реиа» есть несколько значений: зрение, видение, улика, довод. доказательство. Это или конкретное видение, или духовное зрение, когда человек, наделённый особым даром, видит то, что недоступно глазам других людей.
Пришёл к раввину молодой еврей и просит дать благословение для больной бабушки, а рав спрашивает:
– У тебя есть дочь?
– Есть, но я пришёл ради бабушки, я прошу ей помочь.
– Не о бабушке беспокойся, о дочери, срочно веди её к врачу, её жизнь в опасности.
Удивился он, но спорить не стал. Обследовали девочку и обнаружили страшную болезнь «талассемию», хорошо, что вовремя заметили и спасли от смерти.
Всё, увиденное нами, оставляет след в нашей душе. Следует уводить в сторону свои глаза от лица злодея, от актов насилия, от порнографии, иначе грязь ляжет на душу таким крепким слоем, что невозможно будет отмыть (Рамбан, «Оцар агадот»).
Но если на наших глазах совершается преступление, мы обязаны свидетельствовать об этом на суде. А когда мы свидетели подвига, должны рассказать о нём всему миру, чтобы прославить героя и пользоваться его примером.
Есть особое правило Торы для того случая, когда наши действия воспринимают, как ошибку, то, что называется «марит-айин». Например, не следует есть на виду у людей соевые сосиски с молоком, чтобы ни у кого не создалось ложного впечатления о том, что мы едим молочное с мясным, если нет при этом «симана», особого знака (Бавли, Шабат 146б).
Когда судья рассматривает обвинение и показания свидетелей, закон Торы обязывает его быть беспристрастным, чтобы весь процесс был перед его глазами справедливым для всех сторон. Всевышний, Верховный Судья, его суд абсолютно справедлив, и от нас с вами зависит, каким будет Его приговор.
Почти каждый человек может научиться видеть то, что находится за пределами физического зрения. Для этого следует установить для себя такой порядок, чтобы духовное начало главенствовало над материальным. Начинать надо с того, чтобы дать подлинную оценку вещам, которые окружают нас и без которых, как нам кажется, мы не можем обойтись. Тогда мы увидим, что все они даны нам, как инструменты для исполнения заповедей Творца. И тогда откроется смысл и значение каждого события в нашей жизни и в жизни других людей.
– «Реэ», смотри, – сказал Творец через своего посланника Моше, – Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие. Благословение, если послушаете заповедей Б-га, Всесильного Вашего, которые Я заповедую вам сегодня. И проклятие, если не послушаете заповедей Б-га, Всесильного Вашего, и совратитесь с пути, который Я указываю вам сегодня, и пойдёте за божествами иными, которых вы не знали (Дэварим 11:26).
Это обращение к одному конкретному человеку распространяется на весь еврейский народ. «Реэ» – приказ, обязавший каждого из нас не только видеть и знать заповеди Торы, но и исполнять их. В силу нашего умственного и духовного состояния мы свободны в своих поступках, только следует помнить, что наградой за них может быть благословение или проклятие.
Человек в отличие от животного волен выбирать свой путь в жизни. Голодный хищник не задумается – хорошо или плохо сожрать другого зверя, а нормальный человек, даже очень голодный, не должен есть себе подобных. И в отличие от всех других существ человек может мечтать, страдать и даже жизнь отдать за свои убеждения. Тысячи и тысячи евреев, которых заставляли принять христианство или ислам, умирали, но не изменяли заповедям Творца. Благословенны праведники!В суровое сталинское время, в 1952 году, заключённые советских тюрем и лагерей умирали от голода и от каторжной работы. Что же делать там еврею в праздник Пурим, чтобы выполнить заповедь праздничного подарка, «мишлоах манот»?
Тот, кто хотел бы узнать себе цену, пусть поставит себя на место рава Ицхака Зильбера (з.ц.л.), который тяжко работал и голодал в “лагерной зоне”. Ему посчастливилось найти луковицу и ложку сахарного песка, и он послал это, как подарок, с посыльным, с другим евреем, третьему голодному еврею Айзеку Мироновичу.
Это называется «кидуш Ашем», освящение имени Творца.
А бывает, что глупый еврей совершает «хилуль Ашем». Например, пьёт и ест непотребное или не соблюдает законы седьмого года, «шана шмита», когда земля согласно заповеди должна отдыхать. Или не прощает долг, а ведь заповедь седьмого года, Шмита, состоит в том, чтобы всякий кредитор, который даст в долг ближнему своему, простил и не взыскивал с ближнего своего и с брата своего, ибо провозглашено прощение ради Г-спода» (Дэварим 15:2).
В Торе есть два понятия: когда действие выполнено «бэ-мезид» – со злобным умыслом или «бэ-шогэг» – непреднамеренно, ошибочно.
Пример первого – убийство по заранее составленному плану, предательство или разрыв связи с еврейским народом с целью получить доступ к обещанным благам.
Пример второго – еврей по забывчивости нарушил один из запретов шабата или совершил непреднамеренное убийство, например, упал с лестницы на стоящего внизу человека и тот погиб.
Ашем даёт человеку возможность совершить преступление или отказаться от совершения преступления. «Поступки человека в руках человека; и Святой, Благословенный, его не подталкивает и не предопределяет для него делать нечто или не делать чего-то» (Рамбам. "Законы Раскаяния." 5:12).
Всегда есть возможность отказаться от злого намерения и избежать проклятия. Не хотел Ашем, чтобы мы были прокляты и дал заповеди, то есть подробную инструкцию, правила, которые следует изучать и исполнять, чтобы быть человеком, а не хищником.
Среди многих заповедей, исполнения которых удостоились евреи, – заповедь: «И ешьте там пред Г-сподом, Б-гом вашим, и радуйтесь вы и семейства ваши всякому произведению руки вашей, которыми благословил тебя Г-сподь, Б-г твой» (Дэварим 12:7).
Есть ли другой народ, кроме евреев, который включил бы в кодекс своих законов обязанность питаться? Нам запрещено голодать, в шабат мы устраиваем три трапезы и должны съесть не менее 180 грамм хлеба (трижды по 60 грамм). Многие богобоязненные евреи устраивают дополнительную, четвёртую трапезу, «сеудат малка».
Одна из главных заповедей в этой недельной главе – кашрут.
Запрещено совместное употребление молочного и мясного.
Запрещено употребление крови: «Только крови не ешьте; на землю выливайте ее, как воду» (Дэварим 12:16). Никакой святости в крови животных нет, употребление крови в пищу – один из обрядов «авода зара» (служения идолам), нам это категорически запрещено. Употребление крови пробуждает в человеке звериную жестокость. Как тут не вспомнить с каким вожделением ели колбасу и бифштекс с кровью участники кровавых расправ над евреями.
Запрещено мясо животного, у которого не раздвоены копыта и которое не отрыгивает жвачку (верблюд, свинья, кролик и т.п.), или зарезанного не в соответствии с законами шэхиты. Запрещено трефное и «нэвела», мясо дохлого животного.
«Всякую птицу чистую можете есть» (Реэ 14:20). «Не оскверняйте души ваши» (Ваикра 11:44), - требует Ашем. Чистое питание сохраняет душу и полезно телу. Пусть будут благословенны ваши чистые души!
Мы не признаём «наставников», которые призывают следовать обычаям и правилам, противоречащим Торе. Даже если это твой родной брат, «...не соглашайся с ним и не слушай его, и не щади его, и не прикрывай его» (Реэ 13:9).
В истории есть множество примеров, когда лжепророки приносили несчастье еврейскому народу.
В восемнадцатом веке в Польше появился последователь Шабтая, лжепророка и лжемессии, перешедшего в ислам. Этот новый "пророк", недоучка по имени Яаков Франк, изучал практическую каббалу. Талантливый организатор, он собрал вокруг себя несколько тысяч единомышленников. Франк объявил, что он приближает приход Машияха. Сектанты устраивали пьяные оргии, где женщины развратничали в присутствии своих мужей.
После того, как еврейский суд предал франкистов отлучению и проклятию, они обвинили евреев в ритуальных убийствах христиан, а Талмуд объявили учением, враждебным христианству. Католические епископы и священники с радостью поддерживали эту секту и сжигали еврейские книги.
Невообразимые несчастья и страдания принесли евреям христиане и мусульмане, последователи своих пророков. И те и другие требовали, чтобы евреи переняли их мировоззрение и образ жизни.
В Испании, в Италии, в других странах Европы насильно крестили десятки тысяч евреев. На Кавказе жители многих еврейских сёл были или уничтожены или приняли ислам, и в Израиле есть арабские деревни, где их жители помнят, что их бабушки зажигали шабатние свечи.
Сегодня миссионеры действуют даже в Эрец Исраэль и привлекают неразумных евреев, которым чужое кажется слаще своего. «Остерегайся, чтобы ты не попал в сети, следуя им…» (Дэварим 12:30).
Некий молодой докторант Еврейского университета, изучавший санскрит, полетел в Индию и добрался до горного ашрама в Гималаях, чтобы получить благословение у знаменитого индийского мудреца. Удивился тот: "Еврей, питающийся из чистого родника, собирается пить из лужи?"
Тора – чистый родник и заповеди её необходимы для жизни. Любой из законов и повелений, которые мы узнаём, ведут нас к совершенству. Мы устанавливаем справедливость по закону Торы: «Цедэк, цедэк тирдоф! – добивайся справедливости!»
Творец требует от нас, чтобы мы были справедливыми и добрыми к еврею и не еврею, к свободному и рабу. «Раскрывай руку свою! – требует Он. – Не угнетай бесправных и прощай долги. Даже раба не корми чёрным хлебом, когда сам ешь белый, и если у тебя одна подушка, отдай рабу».
Нелегко открывать для бедных руку с деньгами, заработанными тяжким трудом. Нелегко остаться без кошерного питания в самолёте, а пассажир, сидящий рядом с тобой, ест чесночную колбасу с салом. И нелегко еврейским женщинам в июльскую жару надевать закрытую одежду с длинными рукавами. Но мы такие, смысл нашей жизни в исполнении законов Творца.
Мы никогда не освободимся от обязанности почитать своих родителей, есть кошерную пищу, соблюдать шабат, праздновать Песах, Шавуот и Суккот.
Наши заповеди всегда современны. Благословение сопровождает евреев всё то время, пока они соблюдают их.
Древние евреи изучали заповеди и шли к Святой Земле. И мы учим и идём. Такая у нас дорога, с обязанностями и запретами, с дозволенным и недозволенным. Трудная дорога. Благословенная.
Убережёт вас Всесильный, чтобы не свернули на ту, которую он проклял.
Будьте благословенны!
hафтара главы РЕЭ
Йешаяhу, 54:11-55:5
Удивительный город Йерушалаим, столица мира! «Бедная, встревоженная, безутешная!» (54:11) Расположилась она на холмах, возведена на скалах, где сквозь камень прорастают деревья, цветы и трава. Была убогая, пока евреи не вернулись и не прикрыли её своим телом и своей душой от сонмища врагов? Сказал пророк, что скала сапфира станет основанием Йерушалаима, ведь на сапфировых скрижалях Моше рабену принёс евреям 10 заповедей Творца.
Наши сыновья отстроят город заново, и мы говорим Б-гу: «Это не сыновья Твои – банаих, а строителями Твои – бонаих (בניך). Тора в их руках, законы Его на устах их, поэтому сказал пророк: «Кто воевать будет с тобой (Йерушалаим), пред тобой падет» (54:15).
Мы проводим у Стены Плача в Йерушалаиме бар-мицвы наших сыновей и видим, как прекрасны они, вступающие в общину мужественных строителей, в них органически сочетается физическая и духовная красота. Они сияют ярче всех драгоценностей мира. Напрасно стараются враги, ибо в них сила Б-га и справедливость Его.
Утешение наше они, «наследие Б-га – дети, вознаграждение – плод чрева» (Теhилим 127:3). В них бессмертие еврейского народа, наше бессмертие.