|
Рав Адам Давидов

Комментарий р. Адама Давидова к главе «Лех Леха»

Комментарий р. Адама Давидова к главе «Лех Леха»

ЛЕХ ЛЕХА

 

«И сказал Г-сподь Авраму: уйди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе» (Бэрешит 12:1). Это приказ уйти от «авода зара», от служения идолам и от тех, кто служит идолам, леhитпареш (להתפרש), отделиться от своих родных, от своего народа, чтобы быть посвящённым Б-гу, леhиткадеш (להתקדש).

До Аврама не были наставников, учителей человечества, он – первый. Он выделен из своей среды, чтобы была дистанция между учителем (Авраhамом) и его учениками, его современниками. Сказал Всесильный: «Переходи с места на место, и Я возвеличу имя твоё» (Бэрешит Раба 39:2).

И ещё сказал: «И Я благословлю благословляющих тебя, а проклинающего тебя прокляну; и благословятся тобой все племена земные» (Бэрешит 12:3). Мы благословляем своих детей, своих родных, друзей и всех, кому желаем добра благословением Авраhама (Псахим 117-б).

После того, как Аврам  и Сарай оставили дом Тераха, и ушли из Харана в Кэнаан, их стали называть иври, ев­реями. Этимология слова иври в корне глагола лаавор (לעבור) – переходить, иври это тот, кто авар (עבר), перешёл на другую сторону. Действительно, в пути им пришлось преодолеть реку Ярмук, приток Ярдэна. Мостов там не было, и они перешли вброд сильное, но не глубокое тече­ние в её верховьях на другую сторону, в страну Кэна­ана.

Однако в данном случае речь идёт не только о фи­зическом переходе с одного берега на другой или из од­ной страны в другую. Аврам и Сарай с полной верой пришли к единому Творцу, заключили с Ним союз и под­чинились Его  законам, духовный переход к единобожию сделал их иври, евреями.

С этого события начинается еврейская история. А Ав­рам и Сарай  пер­вые в мире евреи, заложившие ос­новы еврейской тра­диции.

Тогда же в стране Шинъар жил некий человек по имени Рэкйон, познавший все премудрости своего вре­мени. Он был очень беден и тяготился этим. Решил Рэкйон отправиться в страну Мицраима, к дальнему родственнику из наследников Хама, к царю Ашвирашу сыну Аннама, показать свою мудрость, занять там должность советника и получить обеспе­чение при царском дворе.

Он добрался до столицы, подошёл к воротам царского дворца, но дальше его не пустили. Сказали, что царь скрывается в своих покоях, а выходит только раз в году на один день, чтобы решать государственные дела и судить народ.

Очень огорчился Рэкйон: «Что делать, как жить?» Добрался до старой заброшенной пекарни, переноче­вал там, а утром пришёл на базар, на тот участок, где продают зелень. Купил оптом корзину зелени и думает: «Буду продавать пучками, и на этом заработаю». Но не учёл, что у каждого продавца на базаре своё место и свой хозяин, отобрали у него корзину и выгнали вон.

Вернулся  Рэкйон на место прежнего ночлега, переночевал, а утром снова пришёл на базар и нанял там трёх огромных негров, вооружённых кинжалами. Привёл их на кладбище и велел от имени царя не пропускать ни одну похоронную процессию, пока не уплатят двести монет, налог за каждые похороны.

Через восемь месяцев уже на всех клад­бищах страны стояли его люди и взи­мали налоги. Рэкйон разбогател, купил себе дорогую одежду, дом и лошадей.

Между тем наступил день, когда царь явился к народу, судить и разбирать государственные дела. Тогда подступили к нему египтяне и говорят: «Что это за новый налог, который ты ввёл на мёртвых, разве не достаточно тебе того, что платят живые?» 

Возмутился и разгневался царь, что такое происхо­дит без его ведома. Приказал доставить к нему человека, который собирает налог на мёрт­вых от его имени. Пришли стражники за Рэкйоном, а он надел белые одежды, взял часть из своего зо­лота, серебра и драгоценностей и верхом на белом коне в сопровожде­нии детей всей округи приехал к царю.

Удивился царь, и удивились все царские слуги, уви­дев эту необычную процессию. А Рэкйон покло­нился царю и поднёс ему дорогие по­дарки. И сказал он, что есть у царя право на рожде­ние, на жизнь и на смерть всех своих поданных, по­этому они обязаны пла­тить царю и за живых, и за умерших.

Царю понравился ответ  Рэкйона, он с удо­вольствием принял подарки и сказал: «Как тебя зо­вут, Рэкйон? Теперь твоё имя будет Пар'о, потому что взял ты плату с мёртвых». Царь назначил его своим за­местителем и скрылся в дальних покоях на 12 месяцев. А Рэкйона с этого момента стали назы­вать Пар'о (Фараоном).

Мудрый Пар'о навёл порядок в стране, усилил ар­мию и отстроил город hИкуптах (Египет). Впоследствии греки всю страну Мицраима сына Хама назвали hИкупта (Айгюптос).

Прошёл год и уже мало кто вспоминал о царе за­творнике, так как на­стоящим правителем страны стал Пар'о, ему подчинялись министры и армия, и из его рук они полу­чали жалованье.

Сказали еврейские мудрецы: «Десятью испытани­ями был испытан наш праотец Авраhам — да покоится на нем мир! — и выстоял во всех» (Авот 5:3). Одно из них – временное переселение в Мицраим. Когда был го­лод в Кэнаане Аврам с Сарай и Лотом, бра­том её, ушли (спустились) в Мицраим, в Египет. Аврам (Авраhам) многие годы опекал Лота, он знал из открывшегося ему видения, что от Лота выйдет Давид (Зоhар, «Ситрей Тора»). Он был мудрым провидцем и каждое его действие имело благие последствия.

Стражники пограничных войск проверяли всех, входившие на территорию Египта. Записывали на па­пирусе, сколько человек входит в страну, причину и срок пребывания в стране, а также какой груз у них с собой. И тогда начальник стражи взимал налог и разре­шал войти в страну.

Аврам спрятал Сарай от глаз египтян в особом ящике, но они обнаружили её. Сарай арестовали и отправили начальнику  царской стражи. Царские чиновники увидели, как она пре­красна, и привели к своему господину, а Аврама хотели убить. Сказала Сарай, что он её брат, и его тоже впустили в город.

Сарай оставили во дворце, как царскую наложницу. Но молился Аврам о спа­сении Сарай, и когда царь прика­зал привести её вечером к своему ложу, язвы проказы покрыли всё его тело и он не мог приблизиться к ней. Одновременно заболели слуги царя, они страдали так, что ни лекари, ни колдуны Мицраима не могли по­нять причины болезни и излечить их.

В ту же ночь в тревожном сне своём увидел царь лицо Аврама и узнал он, что эта необычайно красивая женщина запрещена ему, так как её и мужа её, Аврама, за­щищает Всесильный. Утром он призвал Аврама, про­сил простить его и молиться об исцелении, его и слуг его.     

Аврам молился,  он выздоровел и отправил Аврама, Сарай и Лота из своей страны с большими подарками. И даже дочь свою, hАгарь, подарил, чтобы служила Сарай.

Аврам со всем своим хозяйством постепенно дви­гался по стране. Он пришёл к Бет-Элюи построил  жерт­венник. Потом он перекочевал на юг, к Хеврону и спустился в Нэгев.

Аврам поселился на старом месте, а Лот выбрал себе Сэдом. «И поставил Аврам шатёр, и пришёл, и посе­лился в Элоней-Мамре, что в Хевроне, и жил там, и по­строил жертвенник Б-гу» (Бэрейшит 13:18). Тогда в дом Аврама и Сарай вернулась шехина, Божественное присутствие (Зоhар, «Лех леха»).

На каждой стоянке он приглашал в свой шатёр, соседей и путников, угощал их и учил благодарить Творца за пре­красную землю и за плоды этой земли. Аврам обращал в истинную веру мужчин, а Сарай – женщин. Слава о нём разошлась по всему краю. Люди обращались к нему, как к мудрому учителю и су­дье, за советом и за разрешением своих споров. 

В 2023 году от Сотворения мира началась самая первая в мире мировая война. Амрафель (Нимрод) – царь Шинъара, Арьёх – царь Эласара, Кэдарлаомэр –  царь Эйлама, и Тидъаль – царь Гоима, объединили свои войска и пришли востребовать неуплаченную дань от царей народов, населявших долину Сидима, от Аморры, Адмы, Цоара, Цеваима и Белы (Бэрешит Раба, 42). 

Война была жестокой и скоро закончилась поражением царей Сэдома. Победители захватили золото, серебро, скот и всё, что было ценным у побеждённых, и увели с собой  пленников. Тогда к Авраму-иври прибежал великан Ог, уцелевший в битве, и рассказал, что Лота, племянника Аврама, тоже пленили и уводят в  страну Шинар. Описывая эти события, Тора впервые называет Аврама – иври, евреем (Бэрешит 14:13).

Узнав, что брат жены оказался в плену, Аврам собрал своих учеников и слуг, триста восемнадцать человек, и бросился в погоню. Они успешно атаковали захватчиков, вызволили из плена Лота и остальных пленников и вернули им все награбленное.

За эту чудесную победу в сражении, когда каждый из соратников Аврама противостоял нескольким сотням обученных воинов, великий старец Шем (Малки-Цедэк) встретил Аврама у ворот своего города Ир-Шалема благословением коhена. А Аврам дал ему, как коhену Всевышнего, десятую часть от военной добычи (Бэрешит 14:20). Пройдут многие ноды и отделять десятину, маасэр, станет обязанностью для всех евреев (Рамбам «Сефер а-мицвот», 78 заповедь).

Б-г дал Авраму в наследие огромную территорию от реки Египетской до истоков реки Пэрат (Евфрат). Пока Аврам дошёл до Беэр Шавы, каждый его переход с места на место был подобен подъёму по ступеням духовного возвышения (Зоhар, «Ситрей Тора»).

Прежде, чем изменить сущность Аврама, Всесильный так же, как и Адама, вводит в особое состояние тардэма, оцепенение и сообщает ему о будущем его и его потомков. «Знай, что пришельцами будут потомки твои в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет. Но и над народом, которому они служить будут, произведу Я суд, а после они выйдут с большим имуществом. А ты отойдёшь к отцам твоим в мире, будешь погребён в старости доброй. Четвёртое же поколение возвратится сюда, ибо доселе ещё не полна вина Эмора (Бэрешит, 15:13-16).

Долгое время у Аврама и Сарай не было детей. Сказала Сарай Авраму, чтобы взял он hАгарь, рабыню её, дар фараона, египетского царя, по обычаю, сохранявшемуся до са­мого позднего времени, когда рабыня или служанка рожает на колени своей госпожи. Поступил он по слову своей жены и забеременела Агарь.

Время от времени в доме Аврама появлялись малъахим, посланцы Всевышнего, поэтому hАгарь не удивилась, когда услышала голос с Небес, предвещающий о рождении сына: «…Вот, ты беременна, и родишь сына, и наречёшь ему имя Ишмаэль… и будет он дикарь-человек – рука его на всех, а рука всех на него…» (Берешит 16:11-12).

Авраму было восемьдесят шесть лет, когда hАгарь родила мальчика, и он дал ему имя Ишмаэль, что озна­чает «услышал Творец». От отца Ишмаэль принял благородные черты Шема,  а от матери – отвратительные качества Хама. Его потомков стали называть ишмаэльтянами (агарянами), но они не были арабами, так как арабы это племена Аравии, арабы-бедуины, они произошли от Йоктана, сына Эвера. (The Interpreters Dictionary of the Bible, under "Ishamelites," p.749)

После жестокой исламизации Аравии, Сирии, Египта, стран Северной Африки и страны Израиля с седьмого по девятый века европейского летоисчисления все покорённые народы этих стран, которые стали пользоваться арабским языком, называют себя арави, арабами.

Каждое утро Аврам обращался с молитвой к Всесильному. Он установил для себя и для своих слуг обязательную молитву шахрит. Голос с Небес был для него привычным, смысл жизни стал доступен его пониманию, и каждое новое веление свыше он  принимал к исполнению.  «Аврам был девяноста девяти лет, и Г-сподь явился Авраму и сказал ему: Я Б-г Всемогущий, ходи предо Мною и будь непорочен» (Бэрешит 17:1)

Удивился Аврам: «Разве я был нечист перед Тобой?» Ответил ему: «Есть у тебя мум (מום), дефект, который хуже всех других, он ограничивает твои духовные силы. Адам, Ноах, Шем, они родились обрезанными и были свободны от этого, а ты не обрезан» (Пиркей де-раби Элиэзер, 29). «Вот завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и вами, и между потомством твоим после тебя: обрезан да будет у вас всякий мужчина. Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и это будет знаком союза между Мною и вами» (Бэрешит 17:10-11).

Та часть, которую удаляют с крайней плоти при обрезании называется арла (נְמַלְתֶּם אֵת בְּשַׂר עָרְלַתְכֶם). Плоды деревьев первые три года тоже называются арла. Сказал раби Зеира, что есть пять видов арла, один у деревьев и четыре у людей (Пиркей дэ-раби Элиэзер 29).  

Сказал раби Зеира, что человек должен избавиться от арлат озен (уши), чтобы не слушали уши плохого, от арлат сфатаим (уста), чтобы не произносили уста плохого, от арлат эйнаим (глаза), чтобы не смотрели глаза на запретное, от арлат басар минаин (крайняя плоть), чтобы не было препятствия для союза с Б-гом, и арлат лев (сердце), тэшува, раскаяние, как сказано: «И обрежет Г-сподь Б-г твой сердце твое» (Дэварим 30:6). Сказал Всесильный, что сохранит народ Израиля, верный союзу с Ним: «И дам вам сердце новое и дух новый вложу в вас. И удалю из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце из плоти»  (Йехезкель 36:26).

В этот же день Аврам совершил обряд обрезания, брит мила, над собой, над Ишмаэлем, которому было уже 13 лет, и над всеми мужчинами в своём доме.

 «Открылся (Авраму) Господин всего, Благословенный – навсегда Его Имя, усадил его у Себя, назвал именем Авраhам, Мой любимец, и установил с ним и с потомством его союз навечно. И поверил он Б-гу, и засчиталась ему праведность» (Бэрешит Раба, 35,44,49). Полное доверие называется битахон (בטחון), гарантия безопасности, так как никогда не случится несчастье с тем, кто доверился Ему. «Даже если иду долиной смерти – не устрашусь зла, ибо Ты со мной; посох Твой (Б-г мой) и опора Твоя – они успокоят меня» (Теhилим, 23:4).

В Харане Всесильный наделил Аврама и Са­рай пророческим даром и умением влиять на лю­дей. А в стране Кэнаана изменил их имена и добавил каждому букву hей (ה). Аврам стал Авраhамом (אברהם), а жена его Сарай – Сарой  (שרה).

Гиматрия имени Авраhам –  248, что соответствует числу органов в теле человека и количеству заповедей, обязанных к исполнению для евреев. С этим именем он получил право на возрождение в Олам hаба, в Будущем Мире (Сефер hа-Баhир).

У Аврама и Сарай не могло быть детей, но теперь они стали едиными телом и душой с Именем Всесильного. Это от них произошёл народ, который стал, как звёзды, многочисленный и видимый всем людям на земле. Сказал Б-г Авраhаму: «Союз Мой установлю с Ицхаком, которого родит тебе Сара» (Бэрешит 17:21).
Похожие статьи