«И Он сказал мне: сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Исраэля…» (Йехэзкель 2:3). И пошёл пророк, избранный Б-гом, и не смог отказаться от своей миссии. Моше решился вернуться в Египет, где его хотели казнить.
Посланник Всесильного – это не вдохновенный поэт и не провидец, это Его раб и солдат, который обязан неукоснительно выполнять волю своего Господина и Командира. Посланник не отвечает за содержание сведений, которые обязан передать, а только за то, насколько верно и полно исполняет задание. В это время он защищён от несчастного случая, от вреда, который ему могут причинить, от любой помехи пока не исполнит всё, что ему велено делать и говорить. Поэтому фараон и его слуги не могли причинить вред Моше и Аhарону, но были вынуждены выслушивать их.
Следует помнить, что Небеса защищают не только пророков, но и любого еврея, который идёт выполнять заповедь Торы.
Моше встретился с братом своим, Аhароном, и передал ему повеление Всевышнего вывести евреев из Мицраима. Пришли старейшины всех колен Исраэля, и Моше показал им особые знаки, свидетельствующие о близком освобождении. Ему поверили, народ ликовал, а Моше и Аhарон пришли к Паро и потребовали отпустить евреев из страны. Моше – посланник Творца, а Аhарон был его рупором, они вместе стали вождями еврейского народа и обрели в глазах фараона и египтян почёт и страх перед их духовным могуществом.
В тот день Паро принимал послов из соседних стран. Каждый из них принёс богатые дары, поэтому он обрадовался, когда ему доложили, что пришли два важных старца, и велел им войти. Увидел, что они без подарков и спрашивает:
– Кто такие? Зачем пришли?
Ответили ему:
– Так сказал Б-г, Всесильный Израиля: «Отпусти Мой народ, чтобы они могли совершить Мне праздник в пустыне» (Шмот 5:1).
Удивился Паро – о ком они говорят? Велел принести «Книгу мёртвых», где были имена всех египетских богов, провёл пальцем по папирусу и говорит:
– Кто такой ваш Б-г, чтобы я послушался Его голоса отпустить исраэльтян? «Я не знаю Б-га, и, тем более, не дам исраэльтянам уйти» (Шмот 5:2).
Египетских, кэнаанейских, вавилонских богов, которых он знал, можно было трогать руками, кормить, поить и даже бить, если они не удовлетворяют своего подопечного. Но невозможно понять то, что не охватишь ни глазами и ни разумом!
Ответили ему Моше и Аhарон:
– Не ищи Б-га среди мёртвых, наш Б-г – живой, Его имя – Владыка. По воле Его был создан мир. Он, Всесильный, царствовал до создания Им всех творений, и будет царствовать после конца мира.
Покраснел Паро от злости и закричал:
– Это я всемогущий и всесильный! Это я владею всем! А вы бездельники, не хотите работать на благо государства?
Он отказался отпустить евреев, ведь сам себя считал божеством для египтян. Он не мог поверить, что есть высшая сила, которая может лишить его власти и миллионов рабов. И приказал загрузить евреев работой так, чтобы у них не было времени для отдыха. (Шмот Раба 5:18).
«И говорил Б-г Моше, и сказал ему: Я Г-сподь, и являлся (ваэра - וָאֵרָא) Я Авраhаму, Ицхаку и Яакову Б-гом Всемогущим, а именем Моим «Превечный» не открылся им» (Шмот 6:2-3). Для Авраhама, Ицхака и Яакова Он был Эль Шадай, именно это Имя мы видим на мезузе у входа в еврейский дом. Он открывался им, как Б-г Всемогущий, но они не спрашивали у Него: «Как Твоё Имя? Какое Имя выражает Твою сущность?» А Моше спросил (Шмот раба 6; Санhедрин 111 a).
Он открылся для Моше во всех Своих качествах и посвятил его в тайну своего Имени (Зоhар, Ваэра). Основа Его Имени – Йуд-Кей-Вав-Кей. Имя Его – Судья, где Йуд (י) – священный меч Суда, Вав (ו) – обоюдоострый клинок, а два hей (ה - ה) – два лезвия. Это Его грозное Имя.
Суд покоится в ножнах, а когда читаем «Шма Исраэль», выходит меч и возносится над миром охранять жизнь (חי) в справедливости за 18 благословений (חי). После того, как мы произнесли в начале молитвы: «Г-сподь, открой уста мои восславлять Тебя», меч возвращается в ножны и завершается справедливый суд (Зоhар, Шофтим).
Четырёхбуквенное главное Имя Всевышнего –- проявление Его бесконечного милосердия. Запрещено произносить Его так, как Оно пишется. Только коhен-гадоль в День Искупления, в Йом Кипур, во время исповеди, видуя, имел право произносить это основное Имя Всевышнего (Бавли, Йома). «В нашем мире, в Олам hа-зэ, нам заповедано различать Имена, но в Будущем мире, в Олам hа-ба, они соединятся в одно.
Для сыновей Исраэля Его Имя означает: «Я был с вами, Я сейчас с вами и Я буду с вами». Если вы ежедневно будете повторять «Шма Исраэль», свидетельство и признание единства Всевышнего во всех его аспектах (существования, власти и управления), принятие ига царства Творца, воцарение Его над всем миром... (Рамхаль, Путь Творца 4:6).
Евреи стонали от непосильной работы и упрекали Моше, что положение их ухудшилось. Он успокаивал их, объяснял им, что это временно, они обязательно выйдут на свободу, придут и поселятся на своей земле, как Всевышний обещал Яакову. «Но не слушали они Моше из-за стеснённого духа и из-за тяжкой работы» (Шмот 6:9).
Дух людей был сломлен неудачной попыткой обрести свободу и каторжной работой, они уже не хотели слушать новых обещаний и пророчеств о скором избавлении.
День за днём Моше и Аhарон убеждали евреев надеяться на милосердие Творца и готовиться к освобождению. Нелегко было им преодолеть страх перед властью фараона, но только когда увидели беспомощность египтян перед казнями, они воспрянули духом и прониклись доверием и безмерным уважением к своим вождям.
Сказал Всесильный: «Я поставил тебя (вместо) Б-га перед Паро, а Аhарон, брат твой, будет твоим пророком» (Шмот 7:1).
Фараон называл себя сыном бога солнца Амона и, чтобы скрыть свою животную сущность от людей, ходил оправляться в Нил. Его именем назвали новую столицу Египта, которую построили многочисленные рабы, в том числе и евреи. Там строительный камень был дороже человеческой жизни. Но, в конце концов, и его жизнь прервалась, как это было с другими живыми существами, которых обожествляли египтяне. Сказал мудрый Шеломо: «Если ожесточается тот, кого обличают, внезапно и без исцеления он будет сокрушён» (Мишлей 29:1).
При каждой встрече Моше и брат его, Аhарон, убеждали фараона повиноваться Б-гу. Он должен признать существенную разницу между наказаниями Небес и фокусами, на которые были способны египетские чародеи. Каждое наказание могло бы быть последним, а он только ожесточался.
Рабену Бахье пишет, что народы-идолопоклонники получили право на жизнь из-за греха Первого человека, Адама. Поэтому Всевышний не уничтожил фараона и его слуг, а наказывал. Но сила наказания возрастала с каждым разом.
Первое наказание Мицраима – вода превратилась в кровь. Пусть же вспомнится им кровь еврейских детей! Воды Нила и других источников Египта напомнили египтянам о смерти. В то время как для еврейского народа вода стала эликсиром Творца, живой Торой.
Вторая кара – лягушки. Чтобы знали, что они омерзительны подобно этим тварям.
Третья кара – вши. Когда весь их мир стал мерзостью.
Четвёртая кара – дикие звери. Египтяне были подобны хищникам.
Пятая кара – мор скота, потеря основного имущества.
Шестая кара – кожные заболевания, особенно мучительные для египетской знати.
Седьмая кара – град, странная и страшная смесь огня и замёрзшей воды.
О первых пяти карах написано: «И укрепилось сердце фараона», а потом, когда он не отпустил сынов Исраэля, сказал Всевышний: «С этого момента и далее если ты и захочешь их отпустить, Я не соглашусь». О пяти последних карах написано так: «И укрепил Г-сподь сердце фараона» (Танхума).
Пять раз фараон сам упорствовал и сжимал своё сердце, думал: «Не пойду на уступки, если сейчас обошлось, отстанут от меня эти евреи». Пять раз он мог совершить тэшуву, раскаяться, но после пяти других казней Всесильный закрыл перед ним «ворота тэшувы» (Меам лоэз, Ваэра 14). Человек сам избирает свой путь, он сам раскрывает своё сердце или делает его бесчувственным, а Всевышний поддерживает его в его выборе.
Милосердие Всесильного распространяется даже на самых отъявленных преступников, и хотя наказание неизбежно, раскаяние перед смертью помогает избежать карет, уничтожение души. Сказал раби Иеhошуа бен Леви: «Тому, кто, совершив преступление, победил зло в себе и раскаялся, проявил уважение к Творцу, будет засчитано в этом мире и в будущем» (Санhэдрин 43б).
Фараон в своём чрезвычайном упрямстве не уступил требованиям Моше и Аhарона. Он сам избирал свой путь, сам сделал своё сердце бесчувственным, а Всевышний поддержал его в его выборе. Страна гибнет, страдают обыватели и знать, однако ненависть к евреям сильнее чувства самосохранения. Так же исламские фанатики и палестинские арабы обрекают себя и свой народ на страдания, но не признают право евреев на Эрец Исраэль.
Моше готов вывести евреев из Египта для того, чтобы служили Творцу (Шмот 7:26). Великое несчастье быть рабом человека, великая радость быть рабом Творца. Как сказал царь Давид: «Благо ты даровал рабу Своему, Г-сподь...» И ещё: «Возвратись, Г-сподь! Сколько ещё ждать? Будь милостив к Своим рабам!»
Всевышний, Творец и Владыка надзирает над миром (hашгаха), над народами и над каждым человеком, Его влияние (hашпаа) не ограничено. Евреи не думали об этом, пока не пришло для них время выйти на свободу, пока на их глазах не проявились чудеса египетских казней (Зоhар, Реайа меhимна).
Всевышний обещал евреям «Эрец зават халав у-дваш», землю, текущую молоком и мёдом. Но не ради материального благополучия они получат освобождение из рабства, а ради Торы, которую Он приготовил для них, ради служения Ему. Сказал: «Возьму я вас народом себе, и буду вам Всесильным...» (Шмот 6:7).
Среди множества чудес, сопровождавших евреев при выходе из Египта, особенное то, что Всесильный дал евреям вождей, беспредельно преданных Б-гу и беспредельно любящих свой народ. Два брата, Моше и Аhарон, и сестра их, Мирьям, пророчица и мать еврейского народа. Такое чудо в наши бы дни!