Читаем главу Торы «Экев»: «И будет вследствие того, (экев тишмеун – תִּשְׁמְעוּן וְהָיָה עֵקֶב), что будете слушать законы эти и хранить и исполнять их, то хранить будет Г-сподь, Б-г твой, для тебя союз и милость, о которых Он клялся отцам твоим» (Дэварим 7:12).
Обратим внимание на слова «экев» и «тишмеун».
«Экев», как имя существительное, означает пята, след, и как союз – вследствие чего-то (каких-то причин). Смысл слова «тишмеун» – не только услышать, но и исполнить, как повеление сыну слушать отца своего, слушаться, подчиняться, исполнять. «Всякий раз, когда используется выражение (слушание, послушание) по отношению к Б-гу… это означает постижение и знание» (Рамбам, «Путеводитель растерянных» 45).
«Он (Милосердный) будет любить тебя и благословит тебя, и умножит тебя…» (Дэварим 7:13), если ты будешь достойным своего Создателя. Это взаимная любовь, еврейского народа с Нему и Его к Своему народу.
Чрезвычайно важную заповедь дал Всевышний еврейскому народу: «Освободить Эрец Исраэль от недостойных племён. Следует изгнать их, чтобы они не могли влиять своим безобразным поведением на еврейский народ.
Не надо бояться этих рослых и кровожадных солдат. «Не трепещи пред ними, ибо Господь, Б-г твой, в твоей среде, Б-г великий и грозный» (Дэварим 7:21).
Мы живые свидетели, видим и ощущаем Его поддержку, как это было совсем недавно. Тысячи смертоносных ракет посылали бандиты из Газы на города Израиля, но почти все они, не причиняя вреда, падали и взрывались на открытой местности или между домами.
Каждый из народа Израиля обязан утром и вечером читать «Шма»: чтобы помнил: «И будет так: если послушаетесь Моих повелений, которые Я даю вам сегодня, [послушаетесь], любя Г-спода, Б-га вашего и служа ему всем сердцем вашим и всею душой вашей, то дам Я дожди земле вашей в срок: дождь после сева и дождь перед жатвой, – и соберёшь ты свой хлеб, и вино своё, и масло олив своих. И дам траву на поле твоём для скота твоего, и будешь ты есть досыта».
Изначально это была клятва детей Яакова Исраэля, которую они дали, стоя у постели умирающего отца, в том, что признают единство Б-га Израиля и всегда будут верны Ему:
Потом клятва «Шма» стала обязательной для всех потомков Яакова Исраэля. То есть для всех евреев, восточных и европейских, африканских и американских, корни которых восходят к Яакову-Исраэлю.
Моше рабену обязал завершать её шёпотом: «Барух Шем кевод малхуто леолам ваед!» (Благословенно славное Имя царства Его во веки веков!).
«Значение первого стиха «Шма» (Слушай Исраэль, Ад-най – Эло-эйну, Ад-най Эхад!) – свидетельство признания и единства Всевышнего во всех его аспектах (существование, власть и управление), принятие ига царства Творца, воцарение Его над всем миром и принятие решения отдать жизнь для освящения Его Имени» (Рамхаль, «Путь Творца» 4:6).
Эта клятва – чрезвычайное средство для нашей защиты в момент опасности и хорошая поддержка в исполнении наших добрых желаний. Сказал раби Аваhу: «Не был бы разрушен Йерушалаим, если бы все евреи читали там «Шма» утром и вечером» (Шабат 119б).
Молитву «Шма» следует провозглашать после сна, после утренних благословений, и вечером, перед сном. «Когда ты ложишься, и когда ты встаёшь...» (Дэварим 6:4-7). Тот, кто читает утреннюю молитву шахарит и вечернюю арвит (маарив), повторяет «Шма» в полном объёме. Не следует удваивать «Шма», а если пропустил время для «Шма», не восполнишь деньгами.
Утреннее «Шма» следует закончить с восходом солнца. Восходом считается время на десятую часть часа раньше, чем видно все солнце. Если человек опоздал и прочёл «Шма» после восхода, он выполнил заповедь, потому что время чтения «Шма» продолжается в течение трёх часов от начала дня. При острой нужде читаем «Шма» с рассветом (Рамбам, Законы «Шма» 1:11-12).
Следует прикрыть глаза ладонью правой руки так, чтобы пальцы образовали четырёхглавую букву Шин, подобно той, что на левой стороне головного тэфилина. Произносить надо с полным убеждением, что Б-г – единственный Создатель и Всемогущий Правитель всех миров. Потому что Своим Именем, которое сокрыто здесь, Он создал Вселенную и управляет миром.
Следует представить в своём воображении, что весь народ Израиля в этот момент находится перед Ним и обратился к Нему, а тебя Он вознёс над всеми твоими бедами, поднял над всеми твоими недоброжелателями. Ты должен быть уверен, что теперь твоё чистое желание исполнится.
Не всякое желание, но только то, что связано с исполнением Его заповедей, то есть, Его желаний.
А Он желает, чтобы мы любили Его творения, любили друг друга и не пачкали себя обманом, воровством, сплетнями, нечистой пищей, чтобы соблюдали шабат и праздники. Чтобы мы были здоровы и счастливы в этом мире.
Поэтому надо научиться произносить «Шма» так, чтобы слова этой молитвы исходили не только от разума, но и от сердца.
Когда читаем «Шма Исраэль», делаем задержку – «икув» (עיקוב), на каждом слове, каждое слово оживляем в своём сердце:
«И положите эти слова на сердце ваше и на душу вашу, и повяжите их как знак на руку вашу, и да будут они знаками между глазами вашими» (Дэварим, "Экев" 11:18).
Это о заповеди для всех мужчин старше тринадцати лет – возлагать тэфилин.
Три заповеди: брит мила, шабат и тэфилин свидетельствуют о человеке, что он еврей. А если нет свидетелей, т. е. он не обрезан, он не возлагает тэфилин, он не соблюдает шабат, кто ему поверит?
Творец доверяет нам и от нас тоже требует полного доверия. Мы должны постоянно поддерживать в себе это состояние полного доверия, «битахон». Следует выучить наизусть слова «Шма».
Отец ребёнка во время брит-мила обязан произнести «Шма» во весь голос, в тот момент, когда его новорождённый сын входит в союз с Создателем.
Умирающий должен читать «Шма» в последние мгновения своей жизни. Если сам не может, читают те, которые в это время находятся рядом с ним.
Молитву «Шма» следует читать сидя или стоя, но не на ходу, еслинадо остановиться, прочитать и идти своей дорогой. Если человек болен и не может сидеть, читает лёжа, но желательно, чтобы он повернулся на бок.
Нельзя читать в нечистом месте и там, где плохо пахнет.
Во время чтения нельзя отвлекаться, спрашивать или отвечать, делать другим знаки рукой или пальцами и даже губами.
В молитве «Шма» выделены две буквы: Аин (ע) и Далет (ד), это – слово «ЭД» (עד), свидетель.
Когда произносим «Шма» (שמע), особое внимание следует обратить на Аин (ע), так как мы постоянно находимся под её надзором от Рош hа-шана до Рош hа-шана. В ней сокровенная тайна, сокровенный смысл нашей веры, тот, кому она будет открыта, поймёт, каким образом Владыка миров управляет Этим Миром – Олам hа-Зэ и Будущим Миром – Олам hа-Ба. Гиматрия Аин – 70, а это семьдесят Имён Творца. (Зоhар Хадаш, «Ваэтханан»).
Все слова следует произносить чётко и слышать, что говоришь. Важно произнести букву «заин» (ז) в слове «тизкеру» ясно, чтобы не звучала, как «самех» (ס).
«Шма» мы произносим, как свидетели на суде, где судится наш мир. Мы свидетельствуем, что у этого мира есть Хозяин, давший нам конкретные законы, а мы принимаем на себя обязанность их исполнять.
Мы свидетельствуем, что только исполнение заповедей Творца даёт право пользоваться благами этого мира. Поэтому на протяжении веков нас, как опасных свидетелей, пытались уничтожить все те несчастные язычники, которые сопротивлялись Его законам и не могли или не желали их принять.
А если ты скажешь, что злодеи получают все блага, а праведники нищенствуют, так подумай, почему откармливают баранов? У злодеев нет Олам hа-ба, а ты будешь жить в обоих мирах, в Олам hа-зэ и Олам hа-ба.
Тора обращается непосредственно к тебе и обещает, что исполнение заповедей сделает твою жизнь духовно и материально содержательной. Но если мы будем действовать, как отдельные индивидуумы вопреки воле Творца, пострадает весь народ. «Как народы, которых Г-сподь уничтожает пред вами, так погибнете вы, если не послушаетесь голоса Г-спода, Б-га вашего» (Дэварим 8:20).
Первому предложению в главе Раши даёт такое объяснение: «Если будете слушать "пяту", попираемое пятой. Если будете внимать заповедям лёгким, которые человек (обычно) попирает своими пятами (т. е. склонен пренебрегать ими), то...» хранить будет тебя Г-сподь.
Раши от причины сразу же переходит к следствию, а мы рассмотрим симптомы, сопровождавшие все события еврейской истории. Исследуя симптомы, мы поймём, что стало причиной неимоверных страданий еврейского народа в период от бавельского изгнания до двадцатого века новой эры.
Эти три этапа проявляются так: вирус проникает в организм, начинается абсцесс, а потом смертельный недуг.
Две с половиной тысячи лет тому назад народ Израиля был заражён вирусом идолопоклонников, потерял защиту Б-га своего и потерял родину. «Из-за чего был разрушен Первый Храм? Из-за трёх грехов: идолопоклонства, разврата и кровопролития» (Йома 9б). Десять колен (и с ними часть коhенов и левитов) пропали среди других народов, а колена Иеhуды и Биньямина увели в Бавель.
Прошли века, и евреев поразил новый вирус – эллинское влияние, когда евреи стали подражать чуждым обычаям. Симптомы этой болезни проявились на самом высоком уровне, когда Первосвященниками, Главными коhенами становились недостойные этого звания.
Вместо того чтобы объединиться для противодействия оккупантам, в стране создавали партии, враждовали и даже в самый критический период в осаждённом городе Йерушалаиме не пришли к взаимному согласию. Из-за беспричинной вражды между евреями, которая, как три греха, вместе взятые: идолопоклонство, разврат и кровопролитие– были разрушены Второй Храм и Йерушалаим, погибли, были порабощены и изгнаны миллионы евреев (Йома).
А в новейшей истории евреи Европы пережили страшную трагедию Холокоста, итог еврейского реформизма.
Всесильный вернул Свой народ на Святую Землю, однако спустя короткое время стал в стране распространяться вирус вседозволенности. Симптомы: насилие, разврат, растущая преступность. Если евреи не поймут, что следует немедленно обратиться к лечению, последствия могут быть ужасными. Тора предупреждает нас о возможной новой беде (Дэварим 8:19). На Израиль нацелены тысячи ракет, и во многих странах наши недруги готовятся к погромам.
Каково будет лечение, возможно ли обойтись без хирургического вмешательства и какие лекарства окажутся действенными?
Проблема не является из «ничего». «Чего бояться мне в дни бедствия? – сокрушался царь Давид – Грехи, которыми я наследил, меня окружают» (Теhилим 49:6).
Мы счастливы или мы страдаем:
– вследствие нашего желания (или нежелания) изучать и исполнять законы Творца;
– вследствие нашего умения (или неумения) надеяться и полагаться на Творца;
– вследствие нашего доброго (или недоброго) отношения к земле, которую Он нам дал.
Тора предупреждает о последствиях и указывает на причину. Причина порождает следствие, на иврите – сиба (סיבה), и остаётся след – акэв (עקב).
Большинство людей на земле хотят быть здоровыми и богатыми, Творец тоже желает человеку здоровья и достатка. Наши желания совпадают. Как же их осуществить?
Согласно договору, евреи должны изучать и исполнять законы, а Он – создавать условия для обильного урожая и защиты от болезней и от врагов.
Сказал рабби Аба: «Написано, что Ашем будет беречь тебя, когда ты выходишь и заходишь». И объясняет, что когда входишь в дом, чего тебе бояться? Если мезуза у входа, значит, Он охраняет твой дом. Но когда ты вышел из дома, как Он убережёт тебя?» (Зоhар, Ваэтханан).
«Будь осторожен... – говорит Коhэлет... - В конце концов, всё будет услышано, Всесильного бойся и заповеди Его соблюдай, ибо в этом весь (смысл сотворения) человека».
«Человек, – говорит Рамхаль, – составлен из двух противоположностей, а именно: из разумной и чистой души и земного и тёмного тела». Чаще всего мы ублажаем тело и не уделяем внимание душе. Тело радуется, а душа страдает.
Слушай, «...не одним лишь хлебом живёт человек, но всем, что исходит из уст Б-га, живёт человек» (Дэварим, «Экев» 8:3).
Сорок лет Ашем кормил евреев маном, одежда и обувь их не изнашивались. Чтобы были свободны от материальных потребностей, чтобы учили Тору. Это было замечательное испытание их вере и желанию не зависеть от материальных потребностей.
Многие люди сегодня служат своему телу, как рабы. Что они скажут в последнее мгновение жизни? Сколько мяса съели? Сколько вина выпили? Как удовлетворяли свои сексуальные потребности? Разве это подходящий багаж для того, кто отправился в Мир Грядущий, в Олам hа-ба?
Основные заповеди главы Экев:
Бояться Б-га. «Начало мудрости – трепет перед Б-гом» (Теhилим 111:10).
Каждый день обращаться к Нему с молитвой.
Не получать пользы от служения идолам.
Любить геров, вошедших в еврейскую общину (Бавли, Йевамот 4, 47б).
Приобщаться к мудрецам Торы и их ученикам.
Благословлять на пищу до еды и после еды («Биркат hа-мазон»).
Это одна из главных молитв, которую мы обязаны читать: «И будешь ты есть, и насыщаться, и благословлять будешь Б-га, Всесильного твоего, за страну хорошую, которую Он дал тебе».
Тот, кто ел и не благословил – словно украл (Зоhар, Экев, «Роэ hанэаман») А благословляющий вызывает из Небесного Источника ответное благословение на изобилие и на здоровье, на удачу и на мир.
В молитве Биркат hа-мазон, в благословениях после трапезы, после еды с хлебом, мы говорим об особом качестве Творца и надеемся, что «Он, Милосердный, даст нам обеспечение с почётом, а не с презрением, с тем, что дозволено, а не запрещено, с удовольствием, а не с несчастьем».
Вряд ли найдётся человек, который не согласен с тем, чтобы было ему такое обеспечение. Поэтому говорим: «Всё, что мы ели, пусть нас насытит и что пили – излечит, а что нам дозволено, да будет благословенным».
Благословит вас Всесильный!