|
Рав Адам Давидов

Комментарий рава Адама Давидова к главе Торы «Шофтим»

Комментарий рава Адама Давидова к главе Торы «Шофтим»

Все народы земли обязаны назначать судей и вершить правосудие. У сообщества людей, где нет праведного суда и охраны закона, нет права на существование.

«Сохраняйте правосудие и творите справедливость! Счастлив человек, исполняющий это, и сын человеческий, придерживающийся этого, соблюдающий субботу, не оскверняя её, и оберегающий руку свою, от совершения зла» (Йешаяhу 56:1-2).

«Судей («шофтим») и стражников («шотрим») ты должен назначить во всех пределах твоих» (Дэварим 16:18). Еврейских судей Тора называет «элоким», они подобны высшим силам, осуществляющим справедливое правосудие. Они на земле, словно Суд Всевышнего, чьё Имя «Эло-им», а стражники, словно «малахим» (ангелы) на Его Суде, но главный обвинитель (קטגור) там ангел смерти Самаэль (Зоhар, «Шофтим»).

Дважды подсуден человек, приговор над ним с двух сторон меча, поэтому сказал Всесильный: «Цедэк, цедэк тирдоф – справедливости, справедливости добивайся!» (Дэварим 16:20). Чтобы жизнь сохранить в двух мирах, в духовном и в материальном. В руках Всевышнего меч, где йуд (י) вершина, а hей и hей (ה- ה) – два лезвия с каждой стороны и вав (ו) – клинок его. А жизнь на святом языке –חי (хай), гиматрия, числовое значение этого слова – 18.

Каждый человек жаждет справедливости для себя, но то, что он желает себе, нередко оказывается губительным для других, поэтому Тора обязала учитывать свои интересы с интересами других людей. Подлинная справедливость не только в том, чтобы доказывать свою правоту, но и соглашаться на компромисс (Бавли, «Санhэдрин» 32б). И даже когда человек уверен в своей правоте, обязан признать решение суда мудрецов Торы, который обвинил его («Меам лоэз»).

Всевышний требует, чтобы наш суд был справедливым и судил по Его законам. Рабан Шимон бен Гамлиэль сказал: «На трёх основаниях стоит мир: на истине, правосудии и мире. Как сказано: "Судом истины, справедливости и мира судите во вратах ваших» (Пиркей авот 1:18). Общество без справедливого суда не имеет право на существование.

Справедливость суда Торы, подлинно еврейского суда, распространяется на каждого человека, как на женщин, так и на мужчин, независимо то их общественного или материального положения.

Письменная Тора говорит о судьях во множественном числе, а hалаха определяет количество судей в соответствие с указаниями Устной Торы.

В прежние времена площадь у городских ворот, внутри города, была местом собрания людей для чтения Торы, для решения общественных или личных проблем и для торговли. Здесь же заседал суд, куда жители города обращались со своими проблемами. Каждое еврейское поселение имело суд, бет-дин, в маленьких городах из трёх судей, а в больших из двадцати трёх.

Мишна (Санhэдрин) определяет, что все имущественные вопросы, споры между людьми и побои, хищение и причинение ущерба имуществу или здоровью и все дела с наложением штрафа разбирает суд из трёх человек. В то же время решение по имущественным искам может принимать только один судья (Бавли, «Санhэдрин» 3-5).

Верховный Суд, Большой Санhэдрин, состоял из 71 судьи – 70 судей и глава Суда. Большой Санhэдрин мог судить Главного Коhена, лжепророков, общину, обвинённую в идолопоклонстве за колдовство и убийство, и давал разрешение на войну. Санhэдрин назначал малые суды, устанавливал hалаху соответственно закону Торы, и даты праздников. Он издавал постановления, обязательные для всего еврейского народа и никто не имел права их оспаривать.

Однако обвинение в «лашон hа-ра» – в злословии, сплетне и клевете (что приравнивается к убийству) и в других преступлениях, влекущих за собой смертную казнь, разбирал суд из двадцати трёх судей – Малый Санhэдрин.

Судьёй Санhэдрина мог стать только известный своей праведностью мудрец, знающий всю Письменную и Устную Тору. Он должен был знать 70 основных языков народов мира, медицину, астрономию, математику, географию, сельское хозяйство, а также приёмы и методы, которыми пользуются колдуны. Главой, президентом (наси) Санhэдрина избирали самого уважаемого и праведного мудреца. Таким был царь Давид, Верховный Судья Израиля.

Когда Первый Храм был разрушен, многие еврейские мудрецы погибли. Но в бавельском (вавилонском) изгнании Эзра и Нехемья заново собрали совет, и назывался он уже Кнессет hа-гдола (Великое Собрание).

Верховный Суд постоянно заседал в Йерушалаиме до разрушения Второго Храма. Когда римляне оккупировали Эрец Исраэль, рабан Иоханан бен Заккай перевёл заседания в город Явне (Академия Явне). Впоследствии мудрецы собирались в Уше, в Шфараме, в Бейт-Шеарим, в Циппори и в Тверии.

В те годы (прим.135 – 220 г.г.), когда во главе Санhэдрина был Иеhуда hа-Наси (рабену hа-кадош) была создана Мишна и упорядочена система изучения Устной Торы на все будущие поколения.

Санhэдрин прекратил своё существование со смертью его последнего президента, рабана Гамлиэля VI, в 425 года н.э.

Мудрость Торы превыше всего, мудрец важнее царя. Раби Шимон сказал: «После смерти царя сразу есть замена, а после смерти талмид-хахама, мудреца Торы, заменить его некому» (Тана дэве Элияhу, Шофтим). Наше время не богато на мудрецов, которые могли бы войти в Санhэдрин.

Судья должен быть мудрым, скромным, богобоязненным, строгим к себе, подавлять все свои вожделения, остерегаться причинять зло, он должен быть стойким, чтобы защитить притесняемого от ненависти, жестокости и преследований со стороны притеснителя (Мишне Тора, «Санhэдрин» 2:1-7).

Добиваться справедливости – закон для всех людей на земле, но сегодня ни евреи, ни другие народы не смогли создать справедливое общество с мудрым правлением и справедливым судом. Мы приблизимся к исполнению этой заповеди только тогда, когда наш народ окажется в состоянии жить по законам Торы.

Любой суд, защищающий интересы одного человека в ущерб другому, – абсурдный, даже когда ему присваивают звучное наименование «БАГАЦ» (Высший суд справедливости). Попытки в Израиле или в других странах создать суд подобный Санhэдрину не имели успеха, потому что не было той основы, которая на иврите называется «цедэк», справедливость. Суд и право, измышлённые человеком, несправедливы и недолговечны.

Решения суда исполняли «шотрим» (полиция). «Шотрим» должны служить не правителям и не правительству, а Закону и исполнять решения судей. У «шотрим» нет права участвовать в политических мероприятиях и преследовать граждан по личным мотивам (как мы это видим сегодня повсеместно, в том числе в Израиле).

Судьи и «шотрим» обязаны уважать права и достоинство каждого человека, запрещено оскорблять и унижать даже самых злостных преступников. И даже тело казнённого преступника требует уважение, нельзя оставлять его незахороненным.

Еврейский суд не должен судить по косвенным свидетельствам, по письменным свидетельствам (за исключением свидетельства о смерти), по показаниям только одного свидетеля или по личному признанию в совершённом преступлении, как это практикуется в Израиле.

На еврейском суде должны свидетельствовать перед судьями не менее двух свидетелей, которые соблюдают шабат, кашрут и другие заповеди Торы. Существует тщательно разработанная система опроса свидетелей, исключающая ошибку. Если же они солгали, а суд поймал их на этом, и пока преступник жив, они получают то наказание, что полагается за преступление, о котором они свидетельствовали.

Суд, расследующий неумышленное убийство, даёт убийце право уйти в изгнание в город-убежище. Жители города обязаны содержать и защищать его от мстителей. В случае, когда убийца неизвестен, вступал в силу закон «эгла аруфа».

О том, что нашли убитого на дороге Эрец Исраэль сообщали в Великий Санhэдрин. Пятеро судей прибывали на место и решали, какой город должен нести ответственность. Приводили к роднику или речке, годовалую корову, которую никогда не использовали в работе, убивали и на её крови старейшины города, ближайшего к месту гибели человека, давали клятву в своей невиновности.

В Эрец Исраэль учитель даёт своим достойным ученикам благословение, «смиху», право быть раввинами и судьями народа Израиля. Когда римляне захватили страну, под угрозой смертной казни запретили передачу «смихи», они убивали нарушителей запрета и разрушали город, где это происходило (Бавли, «Санhэдрин» 14).

Раби Иеhуда бен Бава боялся, что с его смертью прервётся передача «смихи» в Израиле. Он привёл пять своих учеников, рабби Меира, рабби Иеhуду, рабби Шимона (автора книги «Зоhар»), рабби Йоси и рабби Элазара в лощину меж двух гор, между поселениями Уша и Шэфарам, и благословил их. Предатели донесли об этом римскому офицеру. Раби увидел, что к ним направляются солдаты, дал своим ученикам возможность скрыться, а сам погиб.

Со времени Моше рабену до наших дней передача Устной Торы от Учителя к ученику никогда не прерывалась.

Во время исхода евреев из Египта в районе Двуречья действовали жестокие законы Хаммурапи. Например, человеку, пойманному на воровстве, отрубали правую руку и левую ногу. Так же жестоко наказывают сегодня в некоторых странах ислама.

В древней Греции вора укравшего овощи предавали смертной казни, а должника, не расплатившегося с кредиторами, расчленяли на части и каждый кредитор брал себе большую или меньшую часть тела, в зависимости от суммы долга.

Суд великого Рима с его знаменитым «Римским правом» и законами, которые стали основой для всех европейских кодексов, приговаривал к жертвенному убийству во «благо общества своих свободных граждан».

Суды инквизиции во имя христианской любви пытали, сожгли в кострах и убили 13 миллионов (!) человек, из них 5 миллионов женщин. Зёрна ненависти взошли в благодатной почве, так в кодексе христианской морали: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Евангелие от Луки, 14:26).

Практика христианского судопроизводства потом была восстановлена коммунистами в СССР.

Суд ислама, шариат, разделяет всех людей на две основные категории, на «мусульман» и на «неверных». Все «неверные», в том числе евреи и христиане, считаются нечистыми, поэтому им запрещено появляться в святых местах, их можно обманывать и убивать, их жизнь не имеет ценности. (Г.М.Керимов. "Шариат" гл.4).

Шейх Абдур-Рахман аль-Баррак в «Мууалятуль-куффар» сказал: «Ненависть и непричастность по отношению к неверным является основой религии, которая связана с верой в Аллаха и неверием в тагъута».

Но и единоверцев они жестоко преследуют. Только за последние 20 лет в войнах между различными исламскими группировками погибло более 6 миллионов человек.

Любая власть от Творца, и даже такие властители, как Навухаднэцар, Тит, папа Иннокентий III (1198-1216), Гитлер, Сталин, Мао, Хаменеи марионетки, которым Он дал возможность действовать.

Справедливость торжествует, если приходят в мир праведные цари, подобные Хизкияhу. Всесильный сказал ему: «И буду Я защищать город этот (Йерушалим), чтобы спасти его, ради Себя и ради Давида, раба Моего» (Малахим II, 19:34).

Только там, где власть не зависит от влияния отдельных общественных групп и личных интересов, может существовать справедливая судебная система.

Еврейский царь или правитель в еврейской стране обязан написать для себя свиток Торы и постоянно иметь его при себе и ещё один свиток должен хранить дома (Раши).

Раз в семь лет царь сам должен читать Тору своему народу. Он должен быть мудрым и справедливым и следить за исполнением законов в стране.

У царя больше обязанностей и ограничений, чем у простого человека. Ему запрещено накапливать богатство, иметь много жён (у царя Давида было шесть). Он должен быть бескорыстным и любить свой народ. В войну он вступает с согласия Большого Санhэдрина и под своё знамя призывает только праведных и богобоязненных евреев. В этом существенное отличие еврейской армии от армий других народов.

Тора запрещает быть жестоким к врагу. Тора запрещает захватывать чужие земли. Все войны, которые когда-либо вёл Израиль, были освободительными. Освобождали землю, данную Создателем еврейскому народу.

Однако не каждый еврей имел право участвовать в войне.  Не брали того, кто построил дом, но не успел пожить в нём. Не брали того, кто посадил виноградник, но не успел поесть его плодов. Не брали того, кто засватал невесту, но не успел привести её под хупу. Не брали того, кто робок сердцем. Не брали на войну того, кто не исполняет и нарушает заповеди Торы.

Мы ещё далеки от идеала, однако не станем предаваться унынию и отчаянию. Если мы чувствуем, что больны, прежде чем лечить болезнь, поставим диагноз, найдём причину болезни, а потом методы лечения и лекарство. Сказал пророк: «Сион правосудием будет искуплен, а раскаявшиеся жители его – праведностью» (Йешияhу 1:27) И тогда «Будет исправлен мир, ибо все будут служить Б-гу...» (Рамбам, «Законы царей» 11:4)

«Всегда судите человека по его заслугам. Ищите не обвинение ему, а оправдание, ведь Небеса внимают вашему суду» (Тана дэве Элияhу, «Шофтим»).

Однажды раби Йеhошуа шёл с учениками по городу и увидел распутную женщину возле её дома. Раби остановился, снял тэфилин (в давние времена учителя Торы возлагали тэфилин с восходом солнца и не снимали до заката), вручил ученикам, вошёл за ней и закрыл двери. Через некоторое время он вышел и направился к воде, искупался, взял свой тэфилин и возложил, как прежде.

Спросил раби своих учеников:

– Что вы подумали, когда я вошёл в дом той женщины?

Ответили ему:

– Что ты хотел увещевать её.

– Верно. Что вы подумали, когда я закрыл за собой двери.

– Чтобы мы не видели её стыда, когда ты говорил с ней.

– Верно. Что вы подумали, когда я пошёл к воде и искупался?

– Что она плюнула и на тебя попала ей слюна.

Ответил им раби:

– Верно. Как вы справедливо судили, пусть справедливо судят вас Небеса!

(Бавли, «Шабат» 127б).

Всевышний Судья судит и использует для наказания одну из четырёх казней: смерть от меча (саиф, херев), от удушения (хенек), от ушиба (скила) и от огня (сэрефа). Священный меч Суда обоюдоострый, у него два лезвия – два hей (ה - ה). Меч – Его грозное Имя. Суд покоится в ножнах, а когда читаем «Шма Исраэль», выходит меч и возносится над миром охранять жизнь (хай) в справедливости за 18 благословений. После того, как мы произнесли: «Г-сподь, открой уста мои восславлять Тебя», меч возвращается в ножны и завершается справедливый суд. (Зоhар, «Шофтим»).

В главе «Шофтим» 34 заповеди

Повелевающие:

– назначать судей и судебных исполнителей,

– добиваться правды,

– исполнять решение суда,

– поставить царя,

– отделять для левитов и коhенов от своего урожая и скота,

– слушать слова еврейских пророков,

– создавать города-убежища,

– наказывать лжесвидетелей,

– призывать к миру перед войной,

– искупать вину за погибшего в дороге человека кровью молодой коровы.

Запрещающие заповеди:

– сажать деревья (подобно идолопоклонникам) во дворе Храма,

– возносить жертвы тому, у кого есть какое-то увечье,

– царю – ненасытность в желаниях имущества и женщин,

– гадать,

– вызывать души умерших,

– прорицать,

– заниматься магией и колдовать,

– клясться ложной клятвой,

– пользоваться вещами, которые служат для идолопоклонников,

– прощать убийцу,

– передвигать межу, границы своего участка,

– напрасно рубить деревья.

Если ты жаждешь справедливости, прими и исполняй заповеди Торы. Так сказано: «Я, Г-сподь, призвал тебя к правде, и возьму тебя за руку, и буду хранить тебя, и сделаю тебя народом завета, светом народов…» (Йешаяhу 42:6).

Похожие статьи