| Сами Перец
Сами Перец

Израиль — «чемпион» по стоимости жизни в ОЭСР

Израиль — «чемпион» по стоимости жизни в ОЭСР
Фото: Rami Shllush

Согласно данным, опубликованным на прошлой неделе Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Израиль занял первое место в рейтинге стоимости жизни за 2022 год. И хотя эти данные относятся к тому году, когда у власти находилось правительство Беннета-Лапида, они отражают гораздо более долгосрочную тенденцию.

Индекс сопоставляет стоимость жизни и покупательную способность в каждой стране-участнице. Согласно индексу, уровень цен в Израиле на 38% выше, чем в среднем по ОЭСР. По сравнению с такими популярными среди израильтян туристическими направлениями, как Греция, Португалия и Турция, разрыв еще больше: он достигает (а иногда и превышает) 60%. Разница в ценах, возможно, объясняет, почему в период с января по июль за границу выехало 5,75 млн израильтян, а в Израиль приехало только 2,24 млн туристов.

Резкий рост стоимости жизни в Израиле начался в 2009 году, когда уровень цен еще не отличался от других стран ОЭСР. В тот год Нетаньяху во второй раз стал премьер-министром.

Резкий рост цен с тех пор объясняется несколькими факторами, среди которых можно назвать высокую степень централизации израильской экономики, особенно в таких секторах, как пищевая промышленность и сельское хозяйство, государственные услуги и ряд других, например, гостиницы и рестораны. Кроме того, из-за наличия множества эксклюзивных импортеров импортные товары в Израиле также стоят дорого.

Еще одним фактором стало укрепление шекеля, хотя оно было вызвано позитивными событиями, а именно массовым притоком иностранных инвестиций в страну.

Резкий рост стоимости жизни привел к социальным протестам в 2011 году. В связи с этим была создана комиссия Трахтенберга, которая дала ряд рекомендаций по снижению стоимости жизни. Некоторые из этих рекомендаций были реализованы. Например, отделились от банков компании, выпускающие кредитные карты, появился цифровой банкинг, упростилась процедура смены банка в банковском секторе; были ослаблены ограничения на попадание продукции мелких поставщиков в крупные сети супермаркетов, ограничено влияние крупных конгломератов в пищевой промышленности. Также были снижены импортные пошлины и таможенные издержки. Однако ни одна из этих мер не привела к существенным изменениям, и Израиль продолжал подниматься вверх по рейтингу стоимости жизни.

За последние полтора года израильтянам пришлось столкнуться не только с постоянно растущей стоимостью жизни, но и с еще одним ударом: рост процентных ставок Банка Израиля привел к увеличению ипотечных платежей. Больше всего пострадали малообеспеченные израильтяне, которые тратят большую часть своих доходов на личное потребление. Представители верхних децилей могут компенсировать это за счет покупок за рубежом, что недоступно для социальных низов.

Согласно отчету исследовательской комиссии Кнессета за декабрь 2022 года, в Израиле особенно дороги самые необходимые потребительские товары. Например, молоко, сыр и яйца стоят примерно на 70% дороже, чем в среднем по ОЭСР; хлеб и крупы — на 54%; безалкогольные напитки — на 49%; мясо — на 43%; медицинские услуги — на 31%. Фактически, единственное, что в Израиле дешевле при международных сравнениях, — это услуги связи. Это и неудивительно, ведь отрасль связи — единственная, где правительство решилось на серьезную реформу, направленную на введение конкуренции.

Даже в жилищной сфере, где государство могло бы предпринять радикальные меры, поскольку большая часть земли находится в государственной собственности, ему не удалось снизить цены. В последние месяцы мы наблюдали снижение цен, но это было следствием повышения процентных ставок и увеличения ипотечных платежей. За неудачное управление рынком жилья расплачиваются и арендаторы: арендная плата резко возросла.

Шокирующий рост стоимости жизни заставляет задуматься о том, почему общественность молчит, особенно ее слабые слои. Во многих странах резкий рост цен в последние два года привел к бурным протестам, но в Израиле кризис не привел к выходу населения на улицы.

Этому есть два возможных объяснения. Одно из них заключается в том, что внимание общественности было сосредоточено на реформе судебной системы, и протестное движение воспринималось многими как противостояние истеблишмента и власти. Поэтому низшие слои, среди которых поддержка правительства высока, не присоединились к попыткам давления на него.

Второе возможное объяснение заключается в том, что меры, предпринимаемые правительством для компенсации ущерба своим избирателям, такие как раздача продовольственных талонов, перестановка национальных приоритетов, увеличение пособий ультраортодоксам и льгот жителям Иудеи и Самарии, привели к подавлению масс.

Однако за продвижение судебной реформы пришлось заплатить в виде ослабления курса шекеля, что, в свою очередь, привело к росту цен на импортные товары и усилению инфляции. Согласно исследованиям Банка Израиля, девальвация шекеля на 10% приводит к росту инфляции на 1,5%. С момента создания правительства шекель девальвировался на 11% по отношению к доллару, и в пятницу его курс достиг 3,8 шекеля за доллар.

Обменный курс может изменить положение Израиля в рейтинге самых дорогих стран ОЭСР, но все расчеты показывают, что Израиль — ужасающе дорогое государство, которое не смогло произвести необходимых фундаментальных изменений в своей экономике и довольствуется компенсациями для представленных в правительстве секторов населения.

Haaretz, перевод Якова Скворцова

 

Похожие статьи