| Жак Бенделак
Жак Бенделак

Как поживает израильская экономика год спустя?

Как поживает израильская экономика год спустя?
Фото: Hadar Youavian/Flash90

От инфляции до рецессии — последствия самой долгой и дорогостоящей войны в истории страны множатся. Страна погружается в экономический кризис, один из худших за последние двадцать лет; короче говоря, израильская экономика находится в плохом состоянии.

Продолжительность, масштаб и интенсивность конфликта имеют значительные экономические последствия, которые усугубляются геополитическими рисками и неопределенностью. Нарушения, вызванные ситуацией в сфере безопасности, негативно сказываются на занятости, производстве, инвестициях и экспорте.

В последние недели израильтяне открыли для себя новый термин, который широко используется в СМИ: стагфляция — сочетание экономического застоя и инфляции. На самом деле, этот термин не совсем точен, поскольку израильская экономика не находится в состоянии застоя, она переживает спад.

Значительные последствия

Непомерная стоимость этой войны ложится тяжелым бременем на государственный бюджет: год войны обошелся примерно в 220 миллиардов шекелей (55 миллиардов евро), что эквивалентно 12% годового ВВП Израиля. Чтобы справиться с этой проблемой, оборонный бюджет удвоили, а ведь эти деньги так необходимы государству для покрытия текущих гражданских расходов.

Кроме того, страна страдает от нехватки рабочей силы, связанной с ситуацией в сфере безопасности: сокращение численности гражданской рабочей силы обусловлено, в частности, мобилизацией ЦАХАЛом большого количества резервистов, перемещением населения, жившего вблизи границ, отъездом иностранных гастарбайтеров и отсутствием палестинских рабочих. В разгар войны без работы оставалось почти 20% трудоспособного населения страны.

Хотя ни одна сфера экономики не выйдет невредимой из этого конфликта, некоторые из них пострадали особенно сильно: туризм, сельское хозяйство и строительство значительно замедлились или даже остановились, и их возобновление после войны будет долгим и дорогостоящим. Даже высокие технологии, двигатель израильской экономики, замедляются из-за нехватки рабочей силы и капитала.

Согласно основным экономическим показателям, публикуемым иерусалимским Институтом статистики, итоги этого года войны мрачны: двигатели роста потушены, производство сокращается, а падение покупательной способности делает повседневную жизнь многих израильтян трудной.

Барометры на красной отметке

После катастрофического четвертого квартала 2023 года (внутренний продукт упал на 21% по сравнению с предыдущим годом) небольшое восстановление ВВП в первом квартале 2024 года (+17%) было лишь временным. Во втором квартале 2024 года израильская экономика вновь погрузилась в рецессию: при небольшом росте внутреннего продукта (на 0,7%) ВВП на душу населения упал на 0,9%.

Если сравнить первую половину 2024 года с первой половиной 2023 года, то можно увидеть, что большинство текущих показателей все еще значительно ниже довоенного уровня: экспорт упал на 7%, импорт — на 6%, инвестиции — на 17%; потребление на душу населения в домашних хозяйствах все еще на 2,2% ниже довоенного уровня.

Временная оценка двенадцати месяцев войны предполагает падение ВВП на душу населения на 3%, чего страна не испытывала уже двадцать лет. Другими словами, средний израильтянин стал на 3% беднее, в то время как национальное богатство сократилось на такую же величину.

Падение уровня жизни ощущается и в повседневной жизни: израильтяне расплачиваются за войну ухудшением качества государственных услуг и ростом цен. В годовом исчислении инфляция выросла до 3,6%, увеличивая стоимость потребительской корзины и снижая уровень жизни.

Устойчивость подвергается испытанию

Финансируя войну с чрезмерным дефицитом (более 8% ВВП), израильское правительство рисковало лишить экономику довоенной финансовой стабильности, которая характеризовалась умеренным внешним долгом, сбалансированным бюджетом, твердой валютой и диверсифицированными внешними рынками.

Очень быстро риск экономического кризиса стал реальностью: доверие инвесторов и бизнеса было подорвано, что привело к ослаблению шекеля и утечке капитала на более благоприятные горизонты. Опасаясь риска для финансовой состоятельности страны, три американских рейтинговых агентства (Moody's, Standard and Poor's, Fitch) за последние двенадцать месяцев несколько раз снижали кредитный рейтинг Израиля и будут снижать его до тех пор, пока продолжается война.

Мы знаем, что израильская экономика устойчива, и ее способность противостоять потрясениям оправдана множеством преимуществ: специализированная рабочая сила, технологические ноу-хау, привлекательность для иностранных инвесторов, динамичная демография и т. д.

В условиях длительной, дорогостоящей и разрушительной войны устойчивость израильской экономики подвергается серьезному испытанию; она не может предотвратить погружение страны в рецессию.

В лучшем случае устойчивость позволит быстро восстановиться после войны, при условии, что экономика не потеряет слишком много перьев в этом бесконечном конфликте.

Times of Israel française, перевод Якова Скворцова

Похожие статьи