| Цвика Кляйн
Цвика Кляйн

Лидер израильских харедим поддерживает законопроект о призыве?

Лидер израильских харедим поддерживает законопроект о призыве?

Переполненные залы ешивы «Мир» застыли в ожидании. Студенты заполнили все свободные места, от учебных аудиторий до лестниц, выходящих во внутренние дворы. Раввин Дов Ландо, один из духовных лидеров мира харедим, занял свое место на трибуне для ежегодного обращения в честь Десяти дней трепета. Как глава престижной ешивы «Слободка», раввин Ландо имеет огромное влияние, и этот вечер не стал исключением. Он начал, как и полагается, с твердого и привычного заявления: «Ни один студент ешивы, ни один аврех (женатый мужчина, изучающий Тору) не пойдет в армию, ни при каких обстоятельствах».

Но тем, кто внимательно слушал, показалось, что что-то в обращении изменилось. Хотя смысл речи раввина казался неизменным, невозможно было не заметить некоторые нюансы. Речь шла не только о том, чтобы не допустить студентов ешив в армию, но и о том, что под их ногами может сдвинуться с места. Молчание раввина Ландо о тех, кто находится за пределами ешивы — тех, кто работает нелегально или просто бездельничает, — было весьма показательным. Не говоря прямо, он ясно дал понять: если ты не в ешиве, возможно, тебе пришло время служить.

Источники в сообществе харедим слышали подобные высказывания от других высокопоставленных раввинов. Все еще осторожничая, эти лидеры потихоньку признают реальность, которой многие долго сопротивлялись: те, кто не занят целиком лишь изучением Торы, могут играть иную роль в израильском обществе. Это не громкое заявление, а тонкий и значительный сдвиг в мышлении.

На протяжении десятилетий лидеры хареди решительно выступало против службы в армии молодых людей из их общины, настаивая на том, что изучение Торы — их высший долг. Однако в своей речи раввин Ландо решил не обращаться к тем, кто находится вне рамок ешивы, что свидетельствует об изменении его позиции. Этот тихий пропуск может означать начало исторического сдвига, признание того, что те, кто не погружен в постоянное изучение Торы, могут «тянуть лямку» службы в ЦАХАЛе или вносить вклад в благо государства каким-либо другим способом.

«Мы молимся и надеемся, что Вс-вышний не поставит препятствий на нашем пути... но никто не пойдет [в армию]», — сказал раввин Ландо. Его слова были обращены к преданным своему делу учащимся ешив. Однако, умолчав о тех, кто находится за пределами ешив, раввин оставил открытой дверь для новых возможностей. Мысль о том, что не каждому хареди суждено бесконечно оставаться в ешиве и что некоторые из них могут быть призваны на службу, знаменует собой тонкое, но глубокое изменение.

Это не революция, но начало эволюции. Высокопоставленные представители харедим начинают переосмысливать давно устоявшиеся позиции, позволяя переменам происходить тихо и органично. Наблюдая за происходящим в израильском обществе, важно понимать, что эти перемены не сопровождаются громкими заявлениями или немедленными результатами. Но они уже происходят.

Вместо того чтобы отталкивать или форсировать эти изменения, разумнее позволить им развиваться в своем собственном темпе. Община харедим приспосабливается к новым реалиям, и ее отношения с государством вступают на неизведанную территорию. То, что мы услышали в речи раввина Ландо, может быть первым признаком этого нового направления.

Jerusalem Post, перевод Ильи Амигуда

Похожие статьи