|
Сергей Константинов

Бойкот — оружие антисемита

Бойкот — оружие антисемита

90 лет назад, в День дурака, 1 апреля 1933 года нацисты провели первую пробу сил в масштабе не только Германии, но и на международной арене. Доктор Геббельс провозгласил акцию небывалого размаха: всеобщий бойкот еврейских товаров — Judenboykott.

Бойко́т (англ. boycott) — форма политической и экономической борьбы, а также любое прекращение отношений с кем-либо в знак протеста против чего-либо. Название происходит от фамилии английского управляющего Чарльза Бойкотта, в отношении которого ирландскими арендаторами была применена эта мера в 1880 году.

Бойкоты еврейских предприятий и предпринимателей появились в арсенале антисемитов издревле. Слова «бойкот» ещё не возникло, однако было другое понятие: отлучение. Есть у него сакральный оттенок: отлучают младенца от материнской груди, когда он взрослеет; отлучают неисправимого нарушителя Б-их заповедей от общины. Но можно отлучить и от средств к существованию! Иногда в форме прямого запрета на какую-нибудь деятельность, как в средние века, когда евреям запретили земледелие, ремёсла, кроме некоторых видов.

С приходом «эмансипации иудейского населения» подобная мера не исчезла, а преобразовалась. Скажем, в 1897 году отец Арнольда Цвейга был вынужден отказаться от своего шорно-седельного дела, поскольку военное министерство Пруссии запретило комендантам крепостей покупать товары у еврейских торговцев.

Не отстала и Веймарская республика. Проигранная война дала антисемитам прекрасно удобренную почву для взращивания в обществе идей ненависти. В 1921 году немецкий пастор, Фридрих Вильгельм Ауэр из Баварской поместной церкви, которому полагалось бы «смирять гневные сердца», публикует исследование «Еврейская проблема», где звучит призыв к бойкоту еврейских предприятий.


С 1925 года одетые в коричневую, «африканскую» униформу, оказавшуюся невостребованной со складов (о, где вы, колонии в Африке?!), отряды СА нацистской партии все чаще проявляют насилие в отношении евреев, их имущества, предприятий, домов и учреждений. Всё чаще слышны их угрозы еврейским врачам, юристам и представителям культуры и искусства.

В 1927 году межрегиональный евангелический еженедельник «Свет и жизнь» призвал к внедрению общественных обычаев, запрещающих «арийцам» покупать у евреев. Уже тогда менее крепкие на нервы владельцы магазинчиков, забегаловок, лавчонок и мастерских стали закрываться, в надежде перевести своё дело в более спокойные места.

Всё усугубила Великая Депрессия. Во избежание конкуренции владельцев успешных универсальных магазинов средней руки подвергали бойкотированию и преследованиям. В Эссене гауляйтер Йозеф Тербовен и его «Национальная газета» с 1929 года призывали к бойкоту еврейских магазинов.

А призывы к общенациональному бойкоту в нацистской прессе звучали с 1931-ого.

Центральное объединение граждан Германии еврейской веры попыталось юридически противостоять таким призывам к бойкоту как «объявим евреям деловую войну».

Из судебного иска еврейской общины Берлина:

«Общим местом судебной практики является то, что бойкот не должен иметь целью уничтожение противника. Последнее, однако, является открыто признанной целью всенародного бойкота евреев. Евреи подвергаются преследованиям и угрозам из-за факта, выходящего за рамки экономической жизни. И этого факта евреи никогда не смогут изменить».


30 января 1933 года Гинденбург назначает Гитлера рейхсканцлером Германии. Тут же обстановка накалилась, и начались новые нападения на еврейские магазины и предприятия. Особенно «богатым» на насилие и вандализм по отношению к евреям стал март месяц. В Магдебурге штурмовики громили лавки, универсальные магазины и гостиницы, принадлежавшие евреям, и подвергали издевательствам покупателей и постояльцев. В Брауншвейге начальство СА организовало «штурм складов с еврейскими товарами». Дело дошло и до убийств: погибли адвокат Вильгельм Шпигель и торговец Отто Зельц.

На запросы юристов и иностранных корреспондентов министр внутренних дел Вильгельм Фрик, не моргнув глазом, ответил: «Все преступления совершены коммунистами, одетыми в форму СА».


Руководство европейских стран и США старалось ничего не замечать. Однако полностью замять события не удалось. 18 марта американские ветераны-евреи решили бойкотировать немецкие товары и услуги; другие сионистские организации в США и Великобритании последовали их примеру. Велись переговоры с торговцами в Палестине о возможности бойкота немецких товаров. И тут в процесс вмешался британский таблоид «Daily Express», вызвав скандал своей передовицей: «Иудея объявляет войну Германии»!

Это дало нацистам крупный козырь в их политических играх: «За что же нас?! Мы ничего такого не делали»!

Одновременно «Штюрмер» и «Фёлькишер беобахтер» кинулись подготавливать общественное мнение рядом подстрекательских статей.

24 марта в кабинете министров широко обсуждалась критика иностранных СМИ, которая и была использована как предлог для организации ответного бойкота. Его проведение поручили Юлиусу Штрайхеру, редактору «Штюрмера» и Геббельсу.


Корифей пропаганды, брызгая слюной, в голос орал со страниц всех нацистских изданий и из всех радиоточек:

— Мы выступим против иностранной травли! Да, выступим! Но сначала надо схватить тех, кто направляет ее изнутри Германии! Говорю прямо: схватить евреев, проживающих в Германии, которые до сих пор оставались безнаказанными. Поэтому мы переводим к широкомасштабному бойкоту всех еврейских предприятий!

Это происходило в стране, где в 1933 году в Германии проживало около 600 000 евреев, что составляло менее 1% от общей численности населения. Большинство евреев в Германии гордились тем, что они немцы, граждане страны, которая произвела на свет многих великих поэтов, писателей, музыкантов и художников. Более 100 000 немецких евреев служили в немецкой армии во время Первой мировой войны, и многие были награждены за храбрость.


Евреи занимали важные посты в правительстве и преподавали в известных университетах Германии. Из 38 Нобелевских премий, полученных немецкими писателями и учеными в период с 1905 по 1936 год, 14 достались евреям. Браки между евреями и неевреями становились все более распространенными. Хотя немецкие евреи продолжали сталкиваться с некоторой дискриминацией в своей социальной жизни и профессиональной карьере, многие были уверены в своем будущем как немцев. Они говорили на немецком языке и считали Германию своим домом.

1 апреля 1933 года, в Шаббат, нацисты провели свою первую общенациональную акцию против евреев Германии: бойкот еврейских предприятий, магазинов и специалистов. Может показаться, что не очень-то умно было назначать бойкот на праздничный день иудаизма, когда соблюдающие заповеди Торы евреи радовались приходу Субботы и сидели за семейным Седером. Но акция была направлена на всех, в ком «истинные арийцы» замечали еврейскую кровь. Настоящей целью её был не бойкот и нанесение материального ущерба потомкам Израиля. Цель заключалась в подготовке изменения настроя общества и в проверке: насколько управляем немецкий народ, и как далеко он позволит зайти гитлеровцам? Кроме того, бойкот должен был посеять ненависть и страх в душах людей, и тогда их станет легче контролировать.

Всё подготовили заранее: краску, кисти, плакаты, распределили места пикетов. Рано утром ко всем кафе, магазинам и предприятиям, которыми владели, по мнению нацистов, евреи, подошли группы штурмовиков. Заработали кисти. На стенах, витринах, окнах, входных дверях появились надписи: «еврейский магазин», «тут заправляют жиды», «евреи — прочь!», «Немец, проснись, защити себя – не покупай у еврея»!... Длинные транспаранты развесили над улицами. Ражие детины в коричневых рубахах блокировали входы, отпугивая покупателей. Не все, впрочем, боялись. Многие немцы в тот день из принципа заходили в еврейские заведения, отпихивая штурмовиков в сторону. Молодец из СА заступил путь пожилому человеку с образцовой осанкой. Оказалось, что он попытался не пустить в любимую кофейню отставного полковника, героя минувшей войны. Тот холодно глянул штурмовику прямо в глаза, брезгливо отстранил его рукой и произнёс:

— Пшёл вон, мерзавец! — весь пикет мгновенно покинул улицу.

А доктор Геббельс провёл многочасовой митинг в поддержку бойкота. Бесновалась переполненная ненавистью толпа, подхлёстываемая выступлениями ораторов. Надрывные голоса по всему миру разносили радиоволны. А через неделю евреев Германии ждал ещё один сюрприз от нацистской партии — вступил в действие «Закон о восстановлении профессиональной гражданской службы», согласно которому увольнению подлежали все госслужащие не арийского происхождения, и прежде всего — евреи.

Так общенациональный бойкот стал шагом по пути, который привёл к печам Освенцима.

До сих пор не смолкают призывы бойкотировать Государство Израиль и его граждан. Мотив для бойкота — поддержка палестинцев. Но в итоге вместо политической борьбы всё сводится к взращиванию ненависти по отношению к евреям.


P.S.

Вслед за нацистами Германии польские политики из Национально-Демократической Партии в 1934 и 1937 годах призывали бойкотировать по всей стране еврейские предприятия в надежде стимулировать эмиграцию евреев. Вместе с призывами к бойкотам в обоих случаях участились сообщения о вандализме и насилии в отношении еврейских предприятий и семей.

Похожие статьи