|
Виктор Шапиро
Виктор Шапиро

Как израильские караимы празднуют Песах

Как израильские караимы празднуют Песах

Караимизм — древнее религиозное течение, близкое к иудаизму, но отвергающем «устную Тору» и авторитет раввинов, полагаясь в религиозном законодательстве исключительно на Танах (еврейскую Библию).

Пресный хлеб, состоящий из муки, семян кориандра, масла канолы и соли, — это «фирменное» блюдо караимов, известное как «маса», которое готовится каждый год на праздник Песах. По вкусу он совершенно отличается от традиционной мацы, которую большинство евреев едят во время праздника.

У этой крошечной общины Песах и история освобождения древних израильтян из египетского рабства отличаются от всех остальных иудеев. Караимы — это древнее религиозное течение, которое восходит к синайскому откровению. «Караимы идут своим путем от откровения на горе Синай, когда Тора была дана сынам Израиля, — сказал член общины Ави Йефет. — С тех пор мы не изменились. Иудеи-раввинисты, или фарисеи, — это те, кто изменил и добавил религиозные законы».

В отличие от евреев, караимы отвергают авторитет раввинов и признают святость только 24-х книг Священного Писания, составляющих еврейскую Библию. Они не верят, что Моисей также получил устный закон, и считают Талмуд или Мишну, первый крупный письменный сборник еврейского устного закона, скорее культурным наследием, чем авторитетными религиозными текстами.

Как рассказывает Ошра Гезер, заместитель председателя организации «Универсальный караимский иудаизм», у караимов нет раввинов, только газзаны, ведущие общественную молитву, и караимы следуют иному религиозному календарю, чем раввинисты.

«Самое большое различие между караимами и последователями раввинистического иудаизма заключается в том, что караимы ставят человека во главу угла; другими словами, каждый человек обязан знать Библию, читать ее, изучать и интерпретировать в соответствии со своим пониманием, — сказала Гезер. — Как человек понимает, так он и должен поступать, и нет никакой зависимости от наставлений кого-то другого. Есть личная ответственность», — добавила Гезер.

В Центре караимского наследия в Иерусалиме ведущие члены общины стремятся познакомить широкую израильскую общественность со своим уникальным образом жизни. Одной из достопримечательностей центра является кенасса (караимский дом молитвы) XIII века — одна из старейших в Старом городе, — в день входа в которую от посетителей требуют принять душ. Женщинам в «критические дни» запрещено входить туда, исходя из библейского понятия «нидда» (ритуальной нечистоты).

Скромное помещение покрыто коврами, а молитвы совершаются в основном без скамей, как в мечетях. «Кенасса — это храм, и караимы охраняют его святость и чистоту, — объяснил смотритель синагоги Йефет. — Посетители должны быть чистыми и входить без обуви».

Во время праздника Песах евреи собираются, чтобы рассказать и передать из поколения в поколение историю Песаха, читая Агаду — текст, повествующий об исходе из Египта. Как и во многих других случаях, караимская Агада отличается от других. «Пасхальный седер у караимов проходит по-другому, начиная с текста, который мы читаем, и заканчивая тем, как он проводится, — объясняет Гезер. — Мы обязаны сесть за стол и рассказать нашим детям историю исхода из Египта. Мы рассказываем ее нашим детям так, как она изложена в Книге Бемидбар. Она намного короче, чем традиционная Агада. Кроме того, она написана на иврите, а не на арамейском языке».

В настоящее время в мире насчитывается 50 тысяч караимов, подавляющее большинство которых проживает в Израиле. По словам Гезера, хотя община немногочисленна, в последние годы интерес к ее практикам и верованиям возрос благодаря эгалитарному отношению к женщинам и отказу от раввинского надзора. Например, караимы — единственное течение иудаизма в Израиле, приверженцы которого мокут законно вступать в брак вне раввината. Они также сами проводят разводы, обрезания и погребения. Караимские женщины имеют равные права и могут выполнять любую религиозную функцию, которую выполняют караимские мужчины: она может быть кантором, моэлем, шойхетом или даже возглавлять общину. В заключение Ошра Гезер сказала: «Я не уверена, что число караимов растет, однако в последнее время интерес к ним возродился на фоне нынешней политической ситуацией в стране».

Похожие статьи