|
Сергей Константинов

Уганда: зачем нам чужая земля?

Уганда: зачем нам чужая земля?
Теодор Герцль

— Собственно говоря, я не понимаю, дорогой реб Нухим, почему вы так крепко восстаёте против этой Уганды, которую любезно предлагает вашему народу Англия, если только она вас не надует?.. — такой вопрос задавал пожилому раввину известный в России журналист Амфитеатров.

В конце XIX начале XX века Восточную Европу и Российскую Империю потрясла волна еврейских погромов. Сионисты во главе с Герцлем искали место, где евреи могли бы получить хоть краткий отдых от антисемитизма.


Джозеф Чемберлен, поблёскивая своим знаменитым моноклем, решал вопросы окупаемости территории Восточной Африки, где за счёт британских налогоплательщиков построили железную дорогу. Дорога обошлась больше чем в 5 миллионов фунтов стерлингов, а отдачи было мало. Министерство иностранных дел считало, что эмиграция работящего населения на территорию Уганды могла бы спасти положение. И Чемберлен, побывав с инспекцией в Уганде, решил: «Вот та самая земля, которую ищет доктор Герцль»! Если евреи поедут в Уганду, если привлечь средства сионистов, если они начнут строительство и развитие территории... От планов дух захватывало! Вот только это маленькое словечко «если»...

Чемберлен и Герцль были знакомы. Наведя справки на Острове, выяснив мнение королевской семьи и влиятельных людей, сэр Джозеф сделал осторожное предложение, которое было принято с оговорками:

— Я уведомлю о нём сионистский конгресс, — ответил Герцль, — будут дебаты и голосование...

VI Сионистский конгресс проходил традиционно в Базеле 120 лет назад, в 20-ых числах августа 1903 года. Никто не ожидал, что разразится настоящая буря!

Реакцией на сообщение председателя об Угандийском проекте стал неконтролируемый выброс эмоций. Люди кидались на шею друг другу и рыдали, почтенные делегаты, размахивая руками, ругались, проклинали Герцля и его сподвижников, обвиняя их в предательстве самой идеи Сиона, предательстве евреев и дела всей их жизни. Нервы некоторых настолько сдали, что случились обмороки. Представители из Восточной Европы театрально покинули конгресс!


— Господа, господа, спокойнее — призывал Герцль, — Никто никого не заставляет никуда ехать немедленно! Вы же знаете, что твориться в мире: евреев преследуют повсюду. Можно сказать, у вас верёвка на шее, вам предлагают спасение, а вы кочевряжитесь!

Макс Нордау кричал с места:

— Что вы цепляетесь к Уганде? Уганда будет лишь ночлежкой для гонимых евреев...

Макса освистали.

Наконец страсти улеглись, однако чувствовалось: в казавшемся единым сионистском движении произошёл раскол.


Тем не менее делегаты приняли участие в голосовании по поводу отправки в Уганду комиссии: пусть выяснит, что да как. Идея с комиссией прошла большинством голосов: 295 «за» и 178 «против». Воздержались 98 человек. «Покинувшие» конгресс делегаты вернулись для голосования по личной просьбе Герцля.  Прежние его соратники — достопочтенный доктор Мозес Гастер и Люсьен Вольф голосовали «против», считая, что «угандийский вариант» подрывает самые основы сионизма и являет собой пример опасного эксперимента с еврейским самоуправлением.

В Британии далеко не все обрадовались возможным еврейским переселенцам в Уганду. Политическая оппозиция подняла крик в прессе:

— Дайте землю Уганды «Джонни», а не «Абраму»! Доколе английскую бедноту, жаждущую применить себя в фермерстве, будут задвигать на десятый план! Во всём виноваты евреи!

Мнением «Джонни» — низов английского общества, — никто не интересовался. Единицы были готовы переезжать. Но статьи вещали:

— Евреи не умеют обрабатывать землю. Их «естественное» занятие — торговля, ростовщичество! Да и как отнесётся к этим переселенцам «местное негритянское население»?

Тогда, в далёком уже 1903, эта фраза был вершиной толерантности.



Так или иначе, а комиссия Сионистского конгресса, состоявшая из трёх человек, отправилась в Восточную Африку. В неё вошли ветеран бурской войны и исследователь Африки, майор Альфред Гиббонс, известный востоковед Альфред Кайзер, и Нахум Вилбуш, инженер и ярый сторонник движения сионизма. Разногласия в комиссии имелись — главным образом по поводу климата и возможности вести хозяйство. Единство обозначилось в заявлении: евреям будут не рады местные белые фермеры! Приехавшие попадут из огня да в полымя!

Проект «зарубили» на корню.

Это, впрочем, всё внешнее...

Вот что сказал пожилой российский раввин журналисту, донимавшему его вопросами об Уганде:

— Земля Гесем носит у нас название плена египетского. Г-дь вывел нас из египетского плена; зачем же нам возвращаться в египетский плен?

 

P.S.

Теодор Герцль был настолько обескуражен реакцией конгресса на своё предложение, что заявил:

— Я дал им Уганду, — они чуть не побили меня камнями. Когда я дам им Сион, они разорвут меня в куски!

После конгресса Герцль прожил лишь год: не выдержало сердце. 

Среди других обсуждавшихся на конгрессе вопросов был доклад Франца Оппенхаймера о возможности создания в Эрец-Исраэль кооперативных поселений — мошавов и киббуцев; эта программа сыграла важную роль в дальнейшем возрождении Израиля. 

Похожие статьи