«Белый лебедь» – новая постановка Израильского балета

Идея объединить то, что поначалу казалось не сочетаемым, а именно классическое «Лебединое озеро» Чайковского с авангардной хореографией грека Адониса Фониадакиса, последователя Марты Грэм, на музыку Жюльена Террида была уже выпестована в руководстве Израильского балета к началу сезона.

И вот – под конец сезона – обрела черты на сцене. 5 и 6 июня в Израильской Опере в Тель-Авиве пройдут два премьерных спектакля «Белый лебедь».

В постановке заняты 30 танцовщиков труппы.

Интригующий спектакль, где знакомая всем, размеренная, выверенная по нотам и жестам, торжественная постановка Льва Иванова комбинируется (причем без малейшего перерыва или перехода) с бешеной энергий и скоростью Фониадакиса, облачившего танцовщиков в облегающие цвета терракоты трико, так что они становятся похожими на фигуры атлетов с росписи старинных греческих ваз. И такое сочетание образов лебедей – то порхающих танцовщиц в белых воздушных пачках, то стремительных гибких атлетов оказывается интригующим, аллегоричным и запоминающим. Два хореографа в одном балетном пространстве – Иванов и Фониадакис – создали новый балетный ландшафт, поместив белого лебедя в пластическую интерпретацию античных мифов.

Адонис мало того, что использует во второй части балета электронную музыку, в которую Террида затейливо превратил партитуру Чайковского, но еще и запись некого найденного на просторах Интернета текста, в котором танцовщики некой труппы повествуют о своих виденьях этого балета. И знакомая всем драма обретает некую новую глубину, новые черты. Фониадакис показывает иную драму, иную проекции этого балета, естественно опираясь и отталкиваясь от великой классики, которую точно и бережно перенесла на сцену Нина Гершман – со-руководитель Израильского балета.

Сочетание выверенной, размеренной классики и безумного темпа Фониадакиса (подсчитать количество движений в секунду можно только при замедленной прокрутке видео) обещает нечто еще невиданное и еще не слышанное, в то время как за чистой и всегда прекрасной музыкой Чайковского в первой части нового спектакля (причем это будет второй акт классического балета), во второй части «Белого лебедя» последует музыка Чайковского в аранжировке Жюльена Террида, не пожалевшего электронных битов.

Балеты Фониадакиса – минималистичны и всегда сочетают классическую технику танца с современными и авангардными тенденциями хореографии. В них много убыстренного темпа, динамики, ритма. Хореограф, танцор, режиссер Андонис Фониадакис родился в Греции. С сентября 2016 года он возглавит Греческий Национальный балет. Фониадакис – весьма известный европейский хореограф, ниспровергатель прежних канонов. Он занимался классическим балетом и различными техниками современного танца, а также изучал импровизационный танец, вокал, актерское мастерство и боевые искусства (кэндо). Он родился на Крите, начал учиться балету в Афинах, затем, в начале 1990-х в течение двух лет совершенствовал свое профессиональное образование в Школе Рудра в Лозанне (1990-1992) благодаря полученной им престижной стипендии Марии Каллас. Позже в течение двух лет танцевал в труппе Мориса Бежара, где исполнял основные танцевальные партии, после чего перешел в Лионскую оперу. Поставив хореографию нескольких постановок «на заказ», в 2003-м году Фониадакис создал в Лионе собственную труппу под названием Apotosoma.

Андонис Фониадакис танцевал также в Cedar Lake Contemporary Ballet, в труппе Марты Грэхем, в балетных труппах Люцерна и Женевы, Сан-Паулу и Вашингтона и в десятках других. Он сотрудничал с известнейшими хореографами - Уильямом Форсайтом, Иржи Киллианом, Охадом Нагариным, Начо Дуато, Терро Саариненом, Матсом Эком, Биллом Ти Джонсоном, Сабуро Тешигауара и другими. И сейчас его имя по праву продолжает этот ряд, а сам Фониадакис продолжает активно участвовать в различных танцевальных проектах по всему миру, один из которых – новый «Белый лебедь» в Израиле.

В 2012 году Фониадакис был удостоен приза Danza Award в Италии как «лучший хореограф 2012 года» за балет Les Noces – «Свадебка» на музыку Стравинского. В Израиле, в том же 2012 году, Фониадакис представлял в Иерусалиме на Фестивале Израиля балет «Glory» на музыку Генделя. Сценография того спектакля базировалась на игре света и теней, белого и черного, на игре контрастов – так что в своем «Лебедином озере» Фониадакис развивает найденную им линию противостояния противоположностей, буквально накручивая ее на сумасшедший темп. И еще Фониадакис разработал свою собственную технику танца – иначе как достичь такого сумасшедшего темпа?– и преподает эту технику по всему миру. Тем, кто хочет понять, как достигается такой темп в движении танца, для начала рекомендуем посмотреть новый спектакль Израильского балета «Белый лебедь».

«Лебединое озеро» – один из самых известных классических балетов с завораживающей музыкой Чайковского, – говорит Адонис Фониадакис. В привычном варианте – это два «белых» действия, когда балерины в воздушных пачках создают на сцене волшебное захватывающее действие. Но в самом либретто, помимо волшебства, заложены идеи естественного и сверхъестественного света и тьмы, душераздирающей глубокой истории, затрагивающей сердца зрителей. Создавая хореографию для нового спектакля Израильского балета, я черпал вдохновение в контрасте светлого и темного, «белой» и «черной» тем. Я исследую «темную» сторону этой сказки и «высвечиваю» ее красоту и энергию, дополняющую противоположную сторону. Ведь именно эти противоположности идеально подходят для создания увлекательного романтического балета. Принц мечется между белым и черным лебедем. Белый – это женщина, о которой он мечтает, но которая так и остается недосягаемой. А черный лебедь — женщина, без которой он не может жить. Для меня искусство танца эфемерно, в нем нет постоянства, – продолжает Фониадакис, – ведь балет (от итал. baletto, уменьшительное от ballo – танцую) – это искусство тонких, изящных, производных от внутренних, движений. В моей хореографии много сконцентрированной энергии, она перетекает из одной формы в другую. Я не борюсь с физическими преломлениями, но пытаюсь их принять и оформить, стараясь перевести на язык, понятный не только самим танцорам, но и публике, которая находится в зале».

Публикуется по материалам PR-агентства

Источник: NEWSru.co.il

Похожие статьи