В 1926 году чернокожий американский историк и журналист Картер Вудсон учредил «Неделю негритянской истории» ("Negro History Week"), выбрав для ее проведения вторую неделю февраля, поскольку на неё приходился день рождения президента Авраама Линкольна. Со временем неделя была расширена до месяца, и весь февраль превратился в «Black History Month» — «Месяц чёрной истории».
В этом году, когда 12 февраля отмечалось 210-летие президента Авраама Линкольна, Стивен Дж. Кесслер, являющийся казначеем Фонда памяти жертв Холокоста в Филадельфии, поделился на сайте «Еврейского телеграфного агентства» (JTA) своими мыслями о том, что влияние идей и поступков общепризнанного морального эталона и борца за свободу выходит далеко за рамки конкретных событий, из которых он наиболее известен.
Во времена Линкольна, как и сегодня, проблема равенства была актуальна для многих меньшинств. При том, что евреи жили в Америке на протяжении веков, ко времени президентства Линкольна, антисемитизм был широко распространен даже среди аболиционистов. В конце 1862 года, в разгар Гражданской войны генерал Союза (северных штатов, воевавших с Конфедерацией — рабовладельческими южными штатами, вышедшими из состава США) Улисс Грант хотел пресечь торговлю южным хлопком. Многие евреи занимались торговлей хлопком, а некоторые из них — контрабандой. И вот, 17 декабря был издан шокирующий приказ, предписывавший изгнать всех евреев из целого ряда южных штатов. К счастью, приказ не возымел действия из-за плохой армейской связи, и — благодаря президенту Линкольну. Когда Линкольн услышал о попытках изгнать евреев, он тотчас отменил приказ. «Осуждать целый класс — это, мягко говоря, путать добро и зло», — сказал Линкольн. «Мне неприятно слышать, как класс общества или национальность осуждают из-за нескольких злоумышленников».
Для Линкольна предрассудки были отвратительны, и преследование одного меньшинства во время борьбы за права другого было немыслимо. Примечательно, что Грант, издавший приказ о изгнании евреев из региона, который он контролировал, в дальнейшем пожалел о своих действиях. Фактически он, когда стал президентом, активно участвовал в продвижении еврейских интересов в Соединенных Штатах и за рубежом.
Если вдуматься поглубже, мы должны именно Линкольну поставить в заслугу понимание того, что «все люди созданы равными». Хотя Томас Джефферсон впервые сформулировал этот принцип в Декларации независимости в 1776 году, в течение примерно 90 лет этот принцип в лучшем случае применялся выборочно. Но Линкольн не просто декларировал этот принцип, он практиковал его.
В знаменитых дебатах Линкольна—Дугласа в 1858 году Линкольн подчеркивал, что применение исключений к постулату «все люди созданы равными» является логической ошибкой.
«Если один человек говорит, что этот постулат не относится к негру, то почему другой не может сказать, что это не относится какому-то еще человеку? Если этот постулат не является истиной, давайте исключим его из свода законов, в котором он находится!», — говорил он. Ограничение понятия «равны» было, по Линкольну, явным отклонением от ключевого слова фразы: “все”.
Провозглашение равенства, за которое боролся Линкольн, способствовало отмене рабства. Но это было также основным фактором для превращения Америки в страну, обладавшую свободой, за которую стоило бороться. И в последующие десятилетия поколения американцев впитывали в себя моральную максиму, которую Линкольн отстаивал, а Грант пусть и не сразу, но принял: недопустимо угнетение какого бы то ни было меньшинства.
Битву за победу над державами гитлеровской оси часто называют «справедливой войной» из-за зверств, совершенных нацистами, и общего понимания того, что это была битва за справедливость. Хотя верно и то, что Америка 1940-х годов была далека от основополагающих ценностей истинного равенства. Вспомним историю Леона Басса, афроамериканца, уроженца Филадельфии, который служил в боевых частях во время Второй мировой войны. Он столкнулся с тем, что его призвали рисковать своей жизнью ради страны, где он был гражданином второго сорта. Но когда Басс в составе американских войск освободил концентрационный лагерь Бухенвальд, он почувствовал сострадание к заключенным, с которыми соприкоснулся. «Я стал понимать, — сказал позже Басс, — что человеческие страдания не только мой удел. Страдание может постигнуть каждого».
Соприкосновение с жертвами нацизма превратило Леона Басса из человека угнетённого в лидера! боровшегося за социальную справедливость для всех угнетаемых людей. После войны Басс посвятил десятилетия чтению лекций о своём опыте войны и о важности победы над тиранией и ненавистью. Когда несколько лет назад в Филадельфии открылась Мемориальная площадь Холокоста Хорвица-Вассермана — новая городская площадь, посвященная памяти жертв Холокоста, история Басса была включена в «Шесть колонн», на которых события Холокоста противопоставляются примерам защиты гуманистических ценностей американской конституцией. В нескольких шагах от колонны, посвященной Леону Бассу и «Освобождению», стоит еще одна колонна, на которой нанесены чеканные слова Декларации независимости о том, что «все люди созданы равными». В 1850-60-е годы президент Линкольн проложил мост между Декларацией и американцами, которые воевали с нацистами в 1940-х. В 19-м веке Линкольн воплотил в жизнь призыв к равенству 18-го века, дав американским солдатам 20-го века мотивацию для борьбы за освобождение угнетенных. Хотя многие пережившие Холокост, могли не вспоминать о президенте Линкольне в 1945 году, когда закончилась война, но нет сомнения, что они были бенефициарами великих деяний, которые он совершил ради идеалов свободы.
Линкольн уже занимает свое место на горе Рашмор, но мы должны обязательно включить его в пантеон мировых лидеров. Потому что, если мы будем следовать духу Линкольна, мы можем надеяться, что в мире не исчезнут правительства людей, избранные людьми для блага всех людей.
Перевод с английского Виктора Шапиро