|
Мария Якубович
Мария Якубович

Как британский полковник символом Еврейского легиона стал

«Еврейский легион» — пять батальонов еврейских добровольцев в составе Королевских стрелков британской армии. В его создании огромную роль сыграл удивительный ирландец Джон Паттерсон.

Джон Генри Паттерсон родился в 1867 году в Форгни в семье протестанта и католички. Поступил на службу в армию в возрасте 17 лет и дослужился до подполковника в Королевском Йоменском полку Эссекса.


Конник Йоменского полка

В 1898 году британская Восточноафриканская компания уполномочила его наблюдать за строительством моста через реку Цаво в Кении. Проект буквально парализовали львы-людоеды, убившие полторы сотни рабочих. Паттерсон их уничтожил и между делом открыл новый вид антилоп, названный в его честь. Все это он в 1907 году описал в книге «Людоеды Цаво». По ней сняты фильмы «Бвана дьявол» (1953), «Убийцы Килиманджаро» (1959) и «Призрак и тьма» с Майклом Дугласом и Вэлом Килмером в роли Паттерсона (1996).


Антилопа Taurotragus oryx pattersonianus. Рисунок1907 года

Репутацию Паттерсона в 1909 году подорвала гибель аристократа Одли Блайта от огнестрельного ранения, хотя полковник и не был обвинен официально. Паттерсон участвовал в сафари с Блайтом и его женой Этель; его заподозрили в убийстве Блайта и романе с его женой. Знаменитый рассказ Хемингуэя «Недолгое счастье Фрэнсиса Макомбера» (1936) и снятый по рассказу фильм «Дело Макомбера» (1947) основаны на этом случае.

Не имея из-за «пятна» возможности продвинуться, Паттерсон с началом Первой мировой войны отправился в Египет — получить назначение через командующего, генерала сэра Джона Максвелла, которого он знал со времен англо-бурской войны. К счастью, он прибыл в Александрию именно тогда, когда Владимир (Зеев) Жаботинский, озабоченный созданием еврейского военного формирования, приехал туда с запада, а Иосиф Трумпельдор — с востока.


Иосиф Трумпельдор и Зеев Жаботинский в британской военной форме


Значительную часть евреев Палестины, принадлежавшей тогда Османской империи, во время войны изгнали в Египет. В 1914 году Зеев Жаботинский и Иосиф Трумпельдор выдвинули идею создания еврейского воинского соединения для вытеснения османов из Палестины.

Через год генерал Максвелл сообщил Жаботинскому, что, согласно Закону об армии, он не имеет права принимать иностранцев на военную службу, но может создать добровольческий «Сионский корпус погонщиков мулов» (Zion Mule Corps). Оскорбленный этим Жаботинский вернулся в Европу, чтобы начать свое долгое одинокое подвижничество создания настоящего Еврейского легиона, а Трумпельдор начал в Египте набирать добровольцев.


Так в музее Еврейского легиона показан солдат из Корпуса погонщиков мулов

Отчаянно нуждавшийся в опытных офицерах Максвелл предложил Паттерсону командование корпусом. Отчаянно нуждавшийся в назначении Паттерсон принял его: «Странно, что я прибыл в Египет в тот момент, когда генерал Максвелл искал подходящего офицера. ...Странно, что генерал Максвелл выбрал меня, хотя ничего не знал о моих знании еврейской истории и сочувствии к еврейской нации. Когда я в детстве пожирал книги о славных делах еврейских военачальников — Иешуа, Иоава, Гедеона, Иегуды Маккаби, мне и не снилось, что я возглавлю детей Израиля».

Паттерсон во время Первой мировой войны

Для Паттерсона Zion Mule Corps был отмечен библейскими и пророческими подтекстами. Для Трумпельдора, ставшего его заместителем, он стал первой реализацией еврейских усилий. Корпус отплыл на турецкий полуостров Галлиполи.

Совместная британо-французская операция в Галлиполи, начатая в апреле 1915 года и занявшая 10 месяцев, была организована для захвата Стамбула и обеспечения морского пути в Россию. Попытка не удалась; обе стороны понесли тяжелые потери. Zion Mule Corps выполнил свои обязанности с отвагой и честью. Лишь небольшой процент его личного состава вернулся в Александрию в целости. Тяжело больной Паттерсон уехал в Великобританию; Трумпельдор принял командование; корпус расформировали, но 120 человек сплотились вокруг Трумпельдора в ожидании создания легиона.

После неудачи в Египте Жаботинский потерпел также фиаско в Италии и Париже и отправился в Лондон, где натолкнулся на противодействие британского военного секретаря лорда Китченера.

В начале июня 1916 года Жаботинский получил записку от выздоравливающего Паттерсона, начавшего писать третью книгу — «С сионистами в Галлиполи». Он надеялся, что книга вызовет общественную поддержку еврейского боевого подразделения в британской армии. «Ничто не даст мне большего удовлетворения, — писал Паттерсон, — чем обучать еврейскую боевую единицу и командовать ею».

Жаботинский, приехав в больницу, встретил «высокого, худого человека среднего возраста, с умными и жизнерадостными глазами, с олицетворением того, что англичане называли ирландским шармом».

Вмешалась рука провидения: лорд Китченер погиб. Секретарь премьер-министра Ллойда Джорджа Леопольд Эмери — знавший Паттерсона, еврей по матери, будущий разработчик Декларации Бальфура — поддержал их начинание.

В июле 1916 года остатки Zion Mule Corps вместе с Трумпельдором достигли Лондона. В апреле 1917 года военный министр Эдвард Стенли, граф Дерби, одобрил создание легиона.

Жаботинский уверил назначенного организатором Окленда Кэмпбелла, графа Геддеса, что стать командиром еврейской бригады достоин единственный человек, обладающий тактом, преданностью и упрямством.

В июле 1917 года Паттерсон принял командование и стал набирать людей, но столкнулся с яростным и неожиданным противодействием со стороны лидеров британской еврейской общины, опасавшихся сионистских устремлений легиона. Под их давлением граф Дерби не упразднил легион, но согласился изменить название, символику и территорию его будущего действия — Палестину.

Паттерсон направил прошение об отставке.

Казармы Коронхилл, Плимут

6 сентября 1917 г.

Сэр:

Генеральный адъютант сообщил мне, что военный министр решил переименовать еврейский полк, отменить его еврейский значок (Звезду Давида) и относиться к нему как к обычному британскому подразделению.

Евреи будут считать это бесчестным.

Они с радостью получили в конце июля официальное заявление военного ведомства об этом полку и считали, что название «Еврейский полк» и значок («Звезда Давида») превосходны во всех отношениях и отражают чувства каждого настоящего еврея.

...Теперь выясняется, что данное этим людям обещание не более чем клочок бумаги.

Я считаю действия, которые будут предприняты, ненадлежащими, и не могу идентифицировать себя с этим внезапным изменением политики.

Поэтому прошу освободить меня от команды.

Ваш покорный слуга

Дж. Х. Паттерсон

На следующий день с подачи Жаботинского The Times обвинила военное министерство в саботаже и предложила аннулировать отставку Паттерсона. Дерби склонился к компромиссу: подразделение будет отправлено в Палестину, но его солдаты должны будут на поле боя заслужить название и символику.

Это требование было выполнено.

В феврале 1918 года одно из подразделений легиона, 38-й батальон, со сверкающими под зимним солнцем штыками прошло через Лондон. Возглавлявший его на коне Паттерсон улыбался и махал, в его петлицу была вставлена роза, брошенная с балкона еврейской девушкой.


Он умер в Лос-Анджелесе в 1947 году, за год до создания Израиля. Его последним желанием было, чтобы его и жену Фрэнсис похоронили на военном кладбище в мошаве Авигайль, где лежат многие бойцы «Еврейского легиона». В 2014 году его мечта сбылась.

Церемония перезахоронения


Израильская могила Паттерсонов

«Паттерсон был одним из основателей первого со времен восстания Бар-Кохбы военного еврейского подразделения, послужившего основой для создания Армии обороны Израиля», сказал премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, упомянув, что его родители были знакомы с Паттерсоном, а старший брат Йонатан, руководитель отряда «Сайерет Маткаль» в операции по освобождению израильских заложников в аэропорту Энтеббе, был назван в честь Джона Паттерсона.

Зеев Жаботинский писал: «За всю еврейскую историю не было у нас таких понимающих и преданных друзей-христиан, как Джон Паттерсон».






Похожие статьи