Был ли царь Давид кочевником?

Был ли царь Давид кочевником?
«Царь Давид, играющий на арфе». Картина Геррита ванн Хонтхорста

Ведущий израильский археолог утверждает: причина, по которой мы не нашли следов объединенной монархии Давида и Соломона, заключается в том, что они правили царством кочевников. Но эта теория вызвала бурю: многие его коллеги в ярости.

Один из краеугольных камней лагеря «Не было Объединенного царства» — крайне небольшое количество и неточная датировка исторических памятников того времени. Поэтому общепринятая теория гласит: если эти правители и существовали, они были «монархами» крошечного надела. Но согласно спорному утверждению профессора Тель-Авивского университета Эреза Бен-Йосефа, великая израильская монархия, управляемая Давидом и Соломоном, существовала на самом деле. Но она была кочевой.

Его статьи разят убийственными для оппонентов аргументами. С ним спорят, он возражает. Он предполагает, что около 3000 лет назад, во времена царя Давида, большая часть Леванта была занята могущественными политическими образованиями кочевых племен. Давид и Соломон могли править огромными территориями, а их подданные — не вести оседлый образ жизни.

2432832958.jpg
Печать Ахиава бен Менахема из Иерусалима периода Первого Храма
Критики обвиняют Бен-Йосефа в том, что он ворвался в тему, как слон в посудную лавку, отвергнув десятилетия кропотливых исследований в области археологии и библеистики, не имея соответствующего опыта в этих областях.

Главный среди оппонентов Бен-Йосефа — Исраэль Финкельштейн, один из ведущих библейских археологов мира, лидирующий по критическому подходу к историчности священных текстов.

Споры о том, насколько исторично содержание Торы, бушевали веками, но в последние десятилетия они сузились в основном вокруг существования Объединенного царства Давида и Соломона. Предлагаемая новая парадигма Бен-Йосефа подлила масла в огонь этой дискуссии.

248277579.jpg
Селение Хирбет-Кейяфа, основанное, по ряду версий, Давидом
Большинство ученых признает, что книги Судей и Царств содержат элементы исторической достоверности (хотя и пропитаны религиозной идеологией): взлет и падение двух израильских царств — Израиля на севере и Иудеи в Иерусалиме — хорошо задокументированы во внебиблейских источниках.

Но были ли эти два царства ранее объединены в великую монархию Давида и Соломона, описанную в Библии? Раскопки Финкельштейна в 1990-х годах показали, что впечатляющие артефакты по всему Леванту, ранее приписывавшиеся строительному мастерству Соломона, датируются IX веком до н.э., то есть периодом существования отколовшегося Израильского царства; а если Давид и Соломон действительно правили Иудеей, то она была лишь маленьким, маргинальным царством.

Консервативные археологи изо всех сил пытаются доказать ошибочность этих утверждений, разыскивая архитектуру времен Давида и Соломона. Но достоверность этих находок тоже вызывает большие споры.

387307673.jpg
Медные рудники в Тимне
Бен-Йосеф утверждает, что его коллеги-археологи страдают от «архитектурной предвзятости»: «И критические, и консервативные археологи думают одинаково: если мы находим большую стену, то царство Давида было большим, а если мы не находим большую стену, то царство Давида было очень маленьким. И все имеют огромное предубеждение против кочевников, сравнивая их с современными бедуинами и считая неспособными создавать сложные кочевые государства».

Теория Бен-Йосефа возникла после исследования медных рудников в пустынях долины Арава вдоль границы Израиля и Иордании. Он и его коллеги обнаружили признаки технологически продвинутых добычи и выплавки меди в раннем железном веке (XII—IX вв. до н.э., во времена правления царя Давида) и экспорта ее в Египет и Грецию.

4153448098.jpg
Статуя Давида работы Николаса Кордье в часовне Боргезе базилики Санта - Мария-Маджоре
Это процветание не сопровождалось строительством впечатляющих поселений в долине Арава: археологи обнаружили лишь укрепления, защищающие производство. Что и заставило Бен-Йосефа предположить, что южные пустыни Леванта и их драгоценные ресурсы тогда находились под контролем кочевого царства, нации обитателей шатров, которым удалось объединиться и контролировать огромную территорию.

893005134.jpg
Керамика периода Первого Храма из Кейяфы, в Музее Библейских Земель
Бен-Йосеф идентифицирует государство в долине Арава как анклав библейских эдомитян, тем самым косвенно подтверждая библейское утверждение о том, что были «цари, царствовавшие в земле Едома, прежде царствования царей у сынов Израилевых» (Бытие 36:31). Но каким бы ни было название «протоэдомитского» государства, реальный вопрос в другом. «Если бы эти кочевники не занимались добычей полезных ископаемых, не создавали плавильных печей и шахтных стволов, не производили тысячи тонн промышленных отходов, мы бы ничего о них не знали», — говорит Бен-Йосеф. Он уверен: израильтяне, которые жили в то время дальше на север и не занимались добычей полезных ископаемых, точно так же могли создать сильное политическое образование, подобное эдомитянам, а Давид и Соломон могли править царством со значительным кочевым населением.

3898732924.jpg
«Давид и Соломон» Фреска Микеланджело в Сикстинской капелле в Ватикане

В конце концов, говорит он, кочевое происхождение израильтян отражено в Торе. И во времена Объединенного царства израильтяне описываются как жители шатров: например, когда северные племена восстали против Ровоама, наследника Соломона, и образовали отколовшееся царство Израиль: «Отвечал народ царю и сказал: какая нам часть в Давиде? нет нам доли в сыне Иессеевом; по шатрам своим, Израиль! теперь знай свой дом, Давид! И разошелся Израиль по шатрам своим» (3 Царств 12:16)

В конце концов, никто не спорит об империи номада Чингисхана, хотя археологических свидетельств о раннем кочевом периоде ее существования почти нет. «Дело не в том, что Давид был похож на Чингисхана, – но в том, что археология не является адекватным инструментом для изучения кочевых форм правления, и мы должны полагаться в основном на текстовые свидетельства», – заключает Бен-Йосеф. И когда дело доходит до ранней истории израильтян, единственный настоящий текст, доступный нам, – это Тора.

Но десятилетия исследований Финкельштейна показали, что деятельность писцов и грамотность стали относительно широко распространены в Иерусалиме и Иудее только в конце железного века (или в конце периода Первого Храма), то есть самые ранние тексты Торы могли быть записаны только через сотни лет после того, как жили Давид и Соломон. Поэтому маловероятно, что Тора точно отражает факты о раннем железном веке.

Кроме того, профессор археологии Университета Бар-Илан Арен Маейр считает: «Кроме архитектуры есть много других факторов, могущих помочь нам доказать существование централизованного государства – указы правителей, упоминания царства в записях соседних государств, признаки торговли, такие как импортная керамика. Но когда дело касается Объединенного царства Давида и Соломона, ничего из этого не было найдено».

И без каких-либо конкретных доказательств существования этого кочевого царства мы можем остаться с красивой, дразнящей, но ничем не подтвержденной теорией.

Ариэль Давид, Haaretz, перевод Марии Якубович 

Похожие статьи