|
Нелли Рувинова
Нелли Рувинова

Почему реформа кашрута в Израиле — важное событие, и кто от этого выиграет

Почему реформа кашрута в Израиле — важное событие, и кто от этого выиграет

Новый план правительства по пересмотру надзора за кашрутом в Израиле может положить конец монополии Главного раввината. Владельцы бизнесов приветствуют этот шаг, который может привести к появлению большего количества кошерных ресторанов, сообщает Haaretz.

Закусочная братьев-близнецов Дамари, в которой вот уже 43 года готовят и продают фалафель, лишилась сертификата кошерности прошлым летом.

С тех пор, как они себя помнят, Рахамим и Исраэль Дамари — владельцы закусочной Twins 'Falafel в Гиватаиме, граничащем с Тель-Авивом, — выплачивали ежемесячные платежи в местный офис Главного раввината в обмен на услуги по надзору за кашрутом и сертификации.

Контролер кошерности (машгиах), назначенный им раввинатом, приходил три или четыре раза в неделю, чтобы убедиться, что они соблюдают еврейские диетарные законы — в их случае это было несложно, учитывая, что они не продавали мясо и их меню было ограничено одним блюдом. «Если бы я сказал, что он каждый раз проводил здесь более трех минут, я бы преувеличил», — говорит Рахамим, старший брат.

2352284054.jpg

Как и многие другие владельцы предприятий общепита в Израиле, близнецы были вынуждены закрыть свою закусочную, когда разразилась пандемия коронавируса. «Фалафель нельзя доставлять, — объясняет Рахамим, — его нужно есть горячим». Поскольку не было ни доходов, ни лишних денег на оплату услуги, они перестали платить раввинату.

Когда они, наконец, открылись вновь в мае 2020 года, после первого локдауна, представитель раввината приехал, чтобы забрать деньги, причитающиеся за те месяцы, когда закусочная была закрыта. Когда Дамари отказались платить, их сертификат кашрута был буквально сорван со стены. Но и этого оказалось недостаточно: раввинат развесил по городу плакаты, призывающие посетителей избегать этого места.

«Можно было подумать, что мы совершили какое-то ужасное преступление, — говорит Рахамим, — но, когда вы являетесь монополистом, вы можете избежать наказания за такое поведение».

На прошлой неделе министр по делам религии Матан Кахана объявил о планах по изменению системы сертификации кошерности в Израиле, призвав создать конкуренцию, снизить затраты и предоставить предприятиям больше возможностей.

«Конкуренция — это здорово, поэтому я считаю, что это верный шаг», — сказал Рахамим, когда его попросили оценить план правительства.

1776791335 (1).jpg

Израильская индустрия кашрута объемом в несколько миллиардов шекелей на протяжении десятилетий страдала от обвинений в коррупции и кумовстве. Предприятия часто жалуются на высокую стоимость сертификации, необоснованные требования машгиахов, отсутствие единых национальных стандартов и каких-либо средств правовой защиты для предприятий, которые утверждают, что с ними обращались несправедливо.

По разным оценкам, около 2/3 израильтян-евреев в той или иной степени соблюдают кашрут. Если, как обещает Кахана, реформа в конечном итоге снизит затраты на надзор и сертификацию кашрута, тысячи кошерных предприятий и потребителей, которые им покровительствуют, от этого выиграют.

В настоящее время любой бизнес в Израиле, который хочет быть признан кошерным, должен получить сертификат в офисе раввината в городе, где он находится. По этой причине стандарты кашрута в Израиле часто меняются от места к месту. Предприятия, желающие получить сертификацию, должны платить ежегодный фиксированный сбор, который варьируется, в зависимости от типа бизнеса, и его размера (от 500 шекелей — около 150 долларов США — за крошечный киоск до десятков тысяч шекелей за большой отель), а также в качестве ежемесячных платежей (от 500 шекелей в месяц за киоск до 8000-9000 шекелей за большую гостиницу) машгиаху, назначаемому местным отделением раввината.

Но на сегодняшний день раввинат — не единственный игрок в городе, когда дело касается сертификации кашрута.

Для предприятий, обслуживающих ультраортодоксальное сообщество, сертификата кошерности от раввината часто недостаточно. Такие предприятия доплачивают за частные свидетельства определенных раввинских судов. Они известны как сертификаты «Бадац». Иногда, в зависимости от клиентов, требуется несколько таких сертификатов.

В последние годы появилась еще одна возможность для предприятий, которые придерживаются кошерного образа жизни, но не хотят иметь дело с раввинатом: сертификация «Цохар».

«Цохар» — это ассоциация современных ортодоксальных раввинов (считается более снисходительной, чем официальный раввинат), которая предоставляет свою собственную сертификацию, но с одной оговоркой: согласно израильскому законодательству, только предприятия, имеющие сертификацию раввината, могут называть себя «кошерными». Таким образом, компаниям, находящимся под надзором «Цохар», запрещено использовать слово «кошерный» в своих сертификатах.

По условиям реформы раввинат потеряет не только монополию на слово «кошерный», но и право выдавать сертификаты кашрута.

Так как это будет работать? Вместо того, чтобы подавать заявку на сертификацию кашрута в местное отделение раввината, предприятия смогут выбирать между двумя альтернативными вариантами: первый — использующий правила кашрута от раввината, или второй — устанавливающий свои собственные правила. Вместо того чтобы раздавать свои собственные сертификаты, раввинат будет выполнять роль регулирующего органа и следить за соблюдением выбранных принципов.

Те предприятия, которые предпочитают полагаться на раввинат в своих правилах кашрута, получат сертификаты от частных организаций. Эти организации будут уполномочены сертифицировать три разных уровня кашрута — базовый, затем очень строгий (также известный как «меадрин») и что-то среднее между ними.

Те, кто выберет альтернативный путь, в обход раввината, получат свидетельство совета, состоящего из трех известных ортодоксальных раввинов, по крайней мере один из которых имеет квалификацию муниципального религиозного лидера. Эти раввины также будут устанавливать правила кашрута для своих клиентов — очень похоже на то, что делает «Цохар» сегодня, но согласно новой системе этим раввинам будет разрешено использовать термин «кошерный» в сертификатах, которые они выдают.

Одним из ключевых преимуществ новой системы является то, что предприятиям больше не нужно будет оплачивать более одного типа сертификации. Те, кто заинтересован в конкретном типе сертификации, например, от «Бадаца», больше не должны получать дополнительный сертификат в местном отделении раввината, как это происходит сейчас. Теоретически, это значительно снизит операционные расходы.

Все детали реформы еще не согласованы, но цель состоит в том, чтобы представить ее на утверждение кабинета министров в следующем месяце вместе с государственным бюджетом. Но вопрос пока до конца не решен. Раввинат, чье сотрудничество необходимо для продвижения вперед в данном вопросе, ополчился. В заявлении, опубликованном через несколько часов после его обнародования, раввинат назвал реформу «опасной инициативой по уничтожению кашрута в Израиле», предупредив, что она создаст «рынок» групп с нечистыми мотивами, которые начнут раздавать сертификаты».

«Неэманей Тора ва-Авода», прогрессивное современное ортодоксальное движение, на протяжении многих лет выступает за открытие индустрии сертификации кашрута для конкуренции. Хотя для них это большая победа, Тани Франк, директор департамента движения по делам религии и государства, говорит, что не понимает, почему раввинат поднимает такой шум.

«Конечно, это существенное изменение в законодательстве, поскольку оно создает конкуренцию и способствует плюрализму, — говорит он, — но, если подумать, все не так уж и драматично. Я имею в виду, что здесь никто не говорит о том, чтобы покончить с авторитетом раввината или позволить неортодоксальным участвовать в сертификации кашрута».

Среди основных бенефициаров будут отели Израиля, которые ежегодно тратят состояния на сертификацию кашрута. «Что такого особенного в этой реформе, так это то, что она позволяет нам выбирать вариант, основанный на потребностях нашей клиентуры, — говорит Ишай Барнеа, управляющий директор находящегося в Иерусалиме отеля Yehuda, специализирующегося на проведении конференций.

Барнеа, который заявляет, что он современный ортодокс, говорит, что большинство его клиентов — принадлежат к этому же направлению. «Нам не нужна такая же сертификация кашрута, как отелю, обслуживающему ультраортодоксальную публику, — говорит он. — Даже базового уровня кашрута, который требует сегодня раввинат в Иерусалиме, более чем достаточно. Но поскольку я не могу выбирать, я должен брать то, что они дают».

1776791335 (2).jpg

Для такого большого отеля, как Yehuda, стоимость сертификации кашрута может достигать миллиона шекелей в год. «Отчасти это связано с тем, что машгиах вынуждает нас покупать одни продукты и не покупать другие, или мы вынуждены покупать только у определенных поставщиков по неясным причинам, — говорит Барнеа, который недавно ушел с поста председателя Гостиничной ассоциации Иерусалима после шестилетнего пребывания в должности. — Часто мы просто вынуждены подчиняться их прихотям».

По его словам, возможность приобретения сертификата кашрута принесет пользу не только отелям, но и гостям. «Если я буду платить меньше, я смогу и меньше брать с клиентов».

Шай Берман, глава Ассоциации ресторанов и баров Израиля, прогнозирует, что реформа, если она будет реализована, увеличит количество кошерных закусочных в стране. «Я знаю много мест, которые хотели бы получить сертификат кашрута, но не сделали этого, либо потому, что это слишком дорого для них, либо потому, что они не хотят иметь дело с раввинатом, — говорит он. — Эта реформа даст им стимул стать кошерными».

Из примерно 1000 ресторанов и баров, входящих в его ассоциацию, около 10 процентов, по словам Бермана, являются кошерными. Он также считает, что реформа повысит надежность сертификации кашрута: «Сейчас существует проблемная ситуация, в которой машгиахи, являющиеся регулирующим органом, также получают от нас деньги, — отмечает он. — Иногда они пользуются ситуацией, зная, что мы в их власти. Как только они будут наняты и станут получать зарплату от внешних советов директоров и корпораций — что и должно произойти в рамках новой реформы — им придется быть более сознательными».

Еще одним очевидным бенефициаром станет «Цохар», который также участвовал в разработке проекта реформы. Но раввин Давид Став, председатель организации и главный раввин израильского города Шохам, говорит, что, если реформа увенчается успехом, она может в конечном итоге вывести «Цохар» из сферы сертификации: «Мы никогда не участвовали в этом из-за денег, — говорит он. — Нашей целью всегда было ввести конкуренцию на рынок. Как только это произойдет, у нас может не быть причин оставаться на нем».

Рахамим Дамари, владелец закусочной, еще не решил, будет ли он повторно подавать заявку на сертификацию кашрута, если и когда рынок откроется для конкуренции. «По правде говоря, если бы я потерял своих клиентов после того, как раввинат лишил меня сертификата, я бы серьезно обдумал это, — говорит он. — Но этого не произошло. Даже некоторые из моих религиозных клиентов остались со мной, потому что они знают, что здесь все кошерное».

Однако он доволен реформой, потому что другие организации, испытывающие трудности, обязательно выиграют от нее. «Есть много небольших закусочных, которые не могут себе позволить отказаться от сертификации кашрута, — говорит он. — Если бы они это сделали, они потеряли бы своих клиентов. Для них это прекрасная новость».

Похожие статьи