|
Мария Якубович
Мария Якубович

Разлученная в Освенциме семья воссоединилась благодаря тесту ДНК

Разлученная в Освенциме семья воссоединилась благодаря тесту ДНК
Клэр с родителями, Эвой и Эдвардом

Благодаря этому тесту внучка узницы Освенцима смогла обнаружить, что у ее матери было две сестры.

Клэр Рей выросла на северо-востоке Англии и мало знала о своих еврейских корнях. Ей было известно лишь, что ее мать Эвелин звали при рождении Хава и что она родилась в концлагере Освенцим в 1945 году, и подозревала, что эта история была намного сложнее, чем она когда-либо могла выяснить.

Но теперь генетический тест открыл необычную и совершенно фантастическую семейную историю — и воссоединил г-жу Рей с близкими родственниками, о которых она никогда не знала, пишет Jewish Chronicle. Это вдохновляющее путешествие к открытиям произошло после того, как в 2014 году умерла Эвелин, мать четверых детей.

Эвелин умерла, не подозревая, что ее мать Дора Рапапорт пережила войну и Освенцим, а после войны оказалась в Австрии. Там она встретила мужчину-еврея, тоже пережившего Холокост. Они поженились и переехали в США со своими двумя дочерьми, Деной Моррис, которой сейчас 73 года, и Джин Гирхарт, 74 лет.

Дора умерла в 1998 году. Она рассказывала своим дочерям, что по прибытии в Освенцим ее разлучили с Эвелин. Но она сохранила детское фото старшей дочери как память.

Дена и Джин потратили более 50 лет, пытаясь найти свою сестру. Затем в прошлом году тест ДНК, сделанный через MyHeritage, все изменил. Хотя они прошли тест раньше, в 2019 году.

MyHeritage («Мое наследие») — семейно-ориентированная социальная сеть и генеалогический сайт, который позволяет зарегистрированным участникам создавать собственные семейные профили, обмениваться фотографиями и видео, организовывать семейные праздники, создавать родовые древа и искать предков, производить генеалогические ДНК-тесты. Создал его израильтянин Гилад Яфет, сервер расположен в Бней-Браке. На MyHeritage зарегистрировано более 71 млн пользователей, он является одним из крупнейших сайтов в сегментах социальных сетей и генеалогии. Кстати, MyHeritage была генеральным спонсором Евровидения в Израиле.

Для того, чтобы пазл сложился, потребовался еще один тест. 53-летняя Клэр получила набор ДНК в подарок на день рождения от своего сына в 2020 году.

Она рассчитывала увидеть генеалогическое древо своей небольшой семьи и ничего больше. Она и представить себе не могла, что у ее покойной матери есть живые родственники.

«Когда одна из моих неизвестных теток впервые вышла со мной на связь, я была полностью дезориентирована и, честно говоря, настроена очень скептически», — рассказала она. Но когда выяснилось, что Дора потеряла дочь в концлагере в конце войны, Клэр сразу поняла, что это не может быть просто совпадением. По мере того как они продолжали обмениваться сообщениями через Атлантику, сходство между Эвелин и Дорой стало очевидным. Они заметили сходство не только во внешности, но и в «гламурном» чувстве стиля, в их яркости и характерах. «У них обеих тоже были свои демоны. У них обеих тоже были мужья, которые были без ума от них. Обе они тоже не особо интересовались работой по дому или готовкой, имели много блестящих украшений и светлые волосы», — смеется Клэр.

comparison_left_dora_right_chava.jpg
Дора слева, Хава справа

В прошлом месяце Клэр прилетела в США, чтобы удивить своих теток визитом, чудом осуществившимся из-за трудностей международных перелетов во время пандемии. Она надеется, что тетки вскоре смогут посетить Великобританию. Она вспоминает: «Мы просто сделали вид, что у них интервью MyHeritage. Потом мы с мужем пришли в середине интервью. Это было действительно фантастично. Мы провели две прекрасные недели с ними обеими и познакомились со всей семьей».

После генетического совпадения исследователи MyHeritage изучили записи и нашли список пассажиров корабля, на котором маленькую Эвелин в 1948 году перевезли из французского портового города Марсель в Израиль, в приют.

Маленькую еврейскую сиротку удочерила еврейская семья, проживавшая в Великобритании. Исследовательская группа нашла детские письма на иврите и английском, которые Эвелин отправляла из Англии в свой старый приют.

Клэр сказала: «Моя мать была бы в восторге от этого. Мы не представляли, что такие вещи существуют». Первые два десятилетия своей жизни Эвелин провела в поисках ответов, «но это всегда была закрытая дверь. Ей сказали, что все было разрушено в конце войны», — объясняет Клэр. По словам Клэр, недавние открытия были «невероятно горько-сладкими». «Замечательно знать, что у мамы есть семья, но очень грустно осознавать, что она не успела узнать о ней».

Обстоятельства рождения Эвелин остаются неясными, включая ее точную дату рождения и место, где она родилась. «У меня есть официальный документ, в котором говорится, что она родилась в Берген-Бельзене, — говорит Клэр. — У меня также есть документ, в котором говорится, что она родилась в Бухенвальде в 1945 году. Один из исследователей объяснил это тем, что в конце войны, особенно в отношении детей, фальсифицировали многие документы, чтобы вывезти их из Германии».

Но у Клэр есть главное сообщение для тех, кто читает ее историю: не стесняйтесь исследовать историю своей семьи.

«Тебе нечего терять. Никогда не знаешь, что сможешь узнать. Я никогда не думала, что это может произойти».

Нитай Эльбойм, исследователь из Израиля, который работал в тесном сотрудничестве с семьей, сказал: «Холокост считается черной дырой для многих, когда дело доходит до исследования их семейной истории».

Но он добавил, что технологии и инструменты платформы означают, что люди во всем мире имеют возможность преодолеть то, что когда-то было критической нехваткой информации.

«Подобные счастливые истории — вот почему мы делаем то, что делаем».

Похожие статьи