|
Пресс-служба СТМЭГИ

Внучка рабби Гершона: «У меня был необыкновенный дедушка»

Внучка рабби Гершона: «У меня был необыкновенный дедушка»

«Многие задавали мне вопрос, почему же мои дедушка и бабушка не уехали в Израиль? Когда в СССР настали трудные времена, им предлагали совершить алию. Приглашали и в Москву, но он сказал, что никуда не поедет».

Об этом в беседе с нашим корреспондентом рассказала Мира Афзали, внучка рабби Гершона бен рабби Ицхака Мизрахи, лидера горских евреев Кавказа в 1956-1973 годах.

По ее словам, дедушка неоднократно повторял, что в Азербайджане живет его народ: «Он говорил, что евреев осталось здесь мало, но я должен проводить праздники и обряды. Поэтому он никуда не уехал. Его потомки, в том числе мой отец, уехали в Израиль, но их родители не захотели покинуть Азербайджан и похоронены здесь. Я тоже осталась в Азербайджане, так как вышла здесь замуж.

Мой дедушка жил на улице Мирзы Агалиева, сейчас, кажется, этих домов уже нет. Мы с двоюродным братом по праздникам навешали дедушку с бабушкой. Ее все называли тетя Марго. У нее были красивые волосы. Она была добрая, но мне все время казалось, что все же прадедушка добрее. Может быть, потому, что бабушка была строга. Я помню, как в праздники у дедушки мы ели мацу. Помню, что у деда была белая борода. Он сажал меня на колени и очень много со мной шутил. Я видела, что дедушка у меня какой-то необыкновенный. Я даже спрашивала его:

— Ты Бог?

Он отвечал:

— Нет, я не Бог. Бог наверху. Он один для всех.  

— Как для всех? Нас так много, а он всего один.

— Да, он всего один, но он слышит все, что мы говорим.

А я не унималась:

— Он услышит даже то, что я говорю?

— Обязательно услышит».

Мира Афзали отмечает, что помнит величие своего дедушки: «Когда он умер, на похороны пришло много людей. На улице даже движение транспорта остановили. Даже из Москвы приехали люди, чтобы его проводить в последний путь. Тогда я подумала, что, наверное, мой прадедушка что-то сделал для людей необыкновенное, раз столько народа пришло на его похороны. Мой дед провел всю свою жизнь в местной синагоге. Он очень много сделал для азербайджанского народа, не только для местных евреев. Он родился в Губе, у него было очень много друзей азербайджанцев. Поэтому он не соглашался уезжать, когда его приглашали в Израиль. Я горжусь тем, что я внучка рабби Гершона бен рабби Ицхака Мизрахи».

Похожие статьи