|
Ирина Михайлова
Ирина Михайлова

Они прошли муки ада: горские евреи, выжившие в Маутхаузене

Они прошли муки ада: горские евреи, выжившие в Маутхаузене
Освобождение Маутхаузена

На войне никому не было легко. Но тяжелее всего приходилось пленным. Особенно, тем, кто, пережив ужасы концлагерей, потеряв здоровье, все-таки выстояли.

Хорошо известно, что многим военнопленным еще долгие годы приходилось доказывать свою невиновность, разные сроки находиться в фильтрационных лагерях, подвергаться многочасовым допросам. Маршал Георгий Константинович Жуков через 11 лет после окончания  войны вступился за бывших пленных. В мае 1956 года он,  будучи министром обороны, предложил  восстановить справедливость: «В силу тяжелой обстановки, сложившейся в первый период войны, — писал Жуков в ЦК, — значительное количество советских военнослужащих, находясь в окружении, и исчерпав все имеющиеся возможности к сопротивлению, оказались в плену у противника. Многие военнослужащие попали в плен ранеными, контуженными, сбитыми во время воздушных боев или при выполнении боевых заданий по разведке в тылу  врага. Советские воины,  оказавшиеся в плену, сохранили верность Родине, вели себя мужественно и стойко переносили тяготы плена и издевательства гитлеровцев. Многие из  них, рискуя жизнью, бежали из плена и сражались с  врагом в партизанских отрядах или пробивались через линию фронта к советским войскам».

Выживших в Маутхаузене было не очень много. Одним из этих людей был Адам Изьягуевич Ашуров. Он родился в 1905 году в с. Джарах (ныне Табасаранский район Дагестана). В предвоенные годы жил и работал в Дербенте. В середине 30-х годов женился. В 1937 г. у него родилась дочь Яфа, в январе 1941 г. — сын Симха. Сыновья Арон, Сергей и Лев были уже послевоенными детьми.

3. Ашуров Адам.jpg
Адам Ашуров

Адам Ашуров служил командиром отделения связи ППС 803, с весны 1942 г. семья ничего о нём не знала, пока в ответ на запрос жены не было получено письмо: «…пропал без вести в июне 1942 г.». В большинстве случаев на этом можно было бы ставить точку: многие солдаты, в чьи семьи приходила такая бумага, так и не вернулись домой. Но Адам Ашуров был очень сильным человеком. И он вернулся. Вернулись и несколько его закадычных друзей, прошедших вместе с ним все ужасы тех лет и выживших только благодаря своему мужеству и настоящей дружбе.

В мае 1942-го, когда подразделение Ашурова попало в окружение, оставшиеся в живых были взяты в плен и отправлены в Освенцим. Выжил Адам Изьягуевич благодаря нескольким факторам: друзьям, собственному мужеству, а ещё и тому, что знал несколько языков: лезгинский, табасаранский и азербайджанский. Адам Изьягуевич выдал себя за лезгина, назвался Адилем, а настоящий лезгин, Манаф, родом из азербайджанского города Кусары, это подтвердил. Манаф был очень убедителен, выдавая горского еврея за своего односельчанина, и немцы поверили. Присвоили Адаму Ашурову шестизначный номер (этот знак остался у него на всю жизнь), по которому, он попал в «общую» очередь на уничтожение. Так уж получилось, что очередь на сожжение до них не дошла, так как вначале уничтожали евреев, цыган, коммунистов и немощных. Остальных оставляли работать. Когда советские войска перешли в наступление и приблизились к Польше, нацисты решили самых крепких заключённых перегнать в другие лагеря. Так наш Адам Изьягуевич попал в Австрию, в концлагерь Маутхаузен, «славившийся» особо изощрёнными издевательствами над заключёнными.

Бывшие пленные после войны вспоминали и поминали погибших. Вспоминали тех, кто, не выдержав издевательств, сам бросался на электрическую проволоку, окружавшую лагерь. Вспоминали замёрзшую речку, протекавшую неподалёку, и прорубь, в которой эсэсовцы заставляли купаться измождённых людей, а тех, кто сопротивлялся, били по головам палками. А ещё они вспоминали те дни, когда начались мощные бомбардировки: освободители были уже совсем близко. И вот в один из таких дней, в мае 1945 года, пленные собрали последние силы и напали на охранников. Многие погибли в этой бойне, но выжившие сами себя освободили. Немногословный Ашуров рассказывал, что бомбы сыпались градом с неба, а они стояли, прижавшись друг к другу, и не прятались. Укрыться от бомб было невозможно. Когда в лагерь вошли американцы, они привезли с собой много еды: хлеб, консервы, колбасу. И тут началось самое страшное: люди, сумевшие преодолеть невероятные лишения и мучения, вмиг лишились рассудка и набросились на еду. Но у Ашурова всю жизнь была железная воля. Он сам не стал есть, и тех, кого успел, спас, буквально, выбивая у них из рук куски. Тогда они готовы были его убить, а потом всю жизнь благодарили, потому что на их глазах, корчась от страшных болей, умирали люди.

Адам Ашуров через некоторое вернулся на родину. Ему и после войны приходилось отвечать на вопросы следователей. Но бывший узник Маутхаузена выстоял.

Адам Изьягуевич Ашуров скончался в 1978 году.

Еще один выживший в Маутхаузене — Иосиф Пинхасович Ильясов. Он родился в 1909 году в станице Исправная Кубанской области. Иосиф привык трудиться с детства, у Ильясовых было крупное хозяйство. В 1926 году Иосиф окончил 10 классов. В сентябре 1931 года был призван в ряды Красной Армии, а в 1934 году его отправили во владикавказское общевойсковое училище. В 1938-м молодой офицер был направлен в инженерный дивизион, дислоцированный в городе Белая Церковь. К тому времени лейтенант Ильясов уже был женат, у него родилась дочь. Впереди была финская война. На хорошо укрепленной и оборудованной по последнему слову техники линии Маннергейма погибли десятки тысяч советских солдат и офицеров. Война с Финляндией длилась более ста дней, по ее окончанию Иосифа наградили орденом и двумя медалями, затем командировали вместе с семьей на границу Украины и Польши. 

Ильясов Иосиф.jpg
Иосиф Ильясов

Через 50 дней тяжелых боев и отступлений, войсковые подразделения оказались в окружении. В одной из бомбардировок немецкой авиации Иосиф с боевыми товарищами попал в зону массированного обстрела, был ранен в левое плечо, от потери крови потерял сознание. Очнулся в каком-то огромном полусарае или помещении для скота, лежал на соломе, левую руку дергало, невозможно было ее поднять. Плечо оказалось перевязано белой тканью от порванного нижнего белья. Рядом он увидел других раненых русских бойцов, солдат и офицеров. Иосиф насчитал вокруг человек триста, если не больше. Каждое утро, команда из пленных русских солдат выносила трупы умерших бойцов. Один раз в день им давали кашу, вареную свеклу и кружку кипятка. Недели через две в этом госпитале не осталось и трети тяжело раненых, а еще через два месяца Иосифа перевели в польский лагерь Замостье, где пленные офицеры проживали в отдельном бараке. В мае 1942 года офицеров из лагеря этапировали в лагерь Хаммельбург в Баварии. Офицер Иосиф Ильясов был среди них. После Сталинградской битвы, когда произошел коренной перелом в ходе войны, фашисты лишь усилили кровавый режим в концлагерях. Количество пленных офицеров только в этом лагере достигло 18 тысяч человек. Люди сотнями умирали от голода, болезней и издевательств. Многие не выдерживали и переходили на сторону немцев, создавших все условия для группы инженеров, занятых разработками и чертежами на военных заводах вермахта.

Ильясов вспоминал, как однажды, на утренней поверке, заместитель коменданта лагеря заявил, что Москва сдана, коммунистический режим пал, Восточная Европа полностью оккупирована германской армией и предложил всем бывшим офицерам вступать в ряды Русской освободительной армии (РОА). В этот момент один и узников закричал: «Все вы врете, фашисты, скоро наступит ваш крах!». Немец выхватил оружие и тремя выстрелами в голову убил смельчака.

В лагере проводились постоянные допросы и проверки. На одном из них Иосифа допрашивали, интересовались, к какой он принадлежит национальности, он ответил, что принадлежит к одной из народностей Дагестана и работал сапожником. Через некоторое время его определили сапожником в хозяйственный взвод лагеря. Это спасло Иосифа от голодной смерти. Осенью 1944 года в лагере пошли слухи, что боевые действия ведутся уже в Германии, на территорию лагеря начали падать артиллерийские снаряды. По ночам слышалась канонада зенитных орудий. К концу 1944 года заговорили о падении третьего рейха, в бараках вспыхивали бунты, но они заканчивались расстрелами пленных. Разговаривать можно было только по двое, если надзиратели видели группу из трех человек, расстреливали всех на месте. Морозным утром января 1945-го по неизвестной причине не была объявлена утренняя поверка и построение, прекратился вывод на работы. Прошел слух, что автобус с лагерным начальством подорвался на мине, и многие немецкие офицеры были арестованы американской разведкой. Через некоторое время с воздуха сбросили листовки, в них заключенные прочитали призывы не бежать из лагеря, сохранять терпение, так как округа заминирована. Однако лагерь охранялся, немецкие надзиратели, вдребезги пьяные, продолжали свою службу. Вечером в барак, где жил Иосиф, пришел его бывший начальник, полковник Воронков, и сообщил, что Бавария оккупирована американской армией, подкрепления лагерному надзору уже не будет, и пока мы ждем американцев, необходимо покончить с теми, кто еще нас сторожит. Воронков разъяснил план захвата комендатуры, оружейной комнаты и склада. Утром в лагере началось восстание, были захвачены все смотровые вышки, комендатура и арсенал, полицаи из «бывших советских» вместе с фашистами получили по заслугам. К полудню в лагерь въехали американские бронетранспортеры, и радости пленных не было предела. Бывших узников переодели в американскую военную форму без знаков отличия, а горы лохмотьев и изодранной обуви сожгли. Еду давали пять раз в день маленькими порциями, так как после голода малейшее переедание приводило к смерти.

После карантина всех, кто мог работать, разобрали по местам подразделений, где занимались складскими и восстановительными работами для армии союзников. В сентябре 1945 года американское военное командование сообщило, что желающие остаться и продолжить службу в американской армии должны написать рапорт с соответствующей просьбой, остальных предупредили, что пытающихся вернуться назад в СССР, ждет трибунал и лагеря. Несмотря на предупреждения, Иосиф решил вернуться на родину к жене и двум детям. Он не знал, что еще в 1941 году жена получила извещение о смерти мужа.

Семьи из всех дислоцированных частей собрали и выслали в эвакуацию, эшелоны эвакуированных людей часто попадали под мощные бомбардировки. Тот вагон, где находились Фира Меликовна Ильясова с детьми, фактически оторвался от поезда, самоходом проехал как минимум 10 километров. Молодая женщина и дети вышли на неизвестной станции и потом с огромным трудом, целый месяц добирались до Баку, где проживали родственники Фиры. К счастью, жена Иосифа с детьми все-таки нашли близких в азербайджанской столице и находились там до конца войны.

По возвращении домой Ильясова вызывали в органы безопасности, провели специальную проверку и через некоторое время оправдали. Иосиф Пинхасович начал работать в транспортном управлении, где трудился до выхода на пенсию.

Несмотря на все, что выпало им на долю, бывшие военнопленные ни на минуту не пожалели, что вернулись на Родину, к своим семьям. Честно и добросовестно трудились.

P.S. В статье использованы воспоминания детей Ашурова А.И. и Ильясова И.П.

Похожие статьи