Изучая еврейское наследие Кавказа, автор этих строк добрался до земель бывшего Губинского ханства, где расположена Красная Слобода, известная также как Гырмызы Гасаба, считающаяся единственным в мире полностью еврейским городом за пределами Израиля. Это поселение горских евреев, также известных как Даг Йегудилери на азербайджанском языке, группы евреев из Персии, которые исторически проживали на востоке и севере Кавказе, в основном в Азербайджане, а также в нескольких республиках Российской Федерации: Чечне, Дагестане, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии.
Добравшись из Баку до Кубы, автор сразу же направился в Красную Слободу, спрашивая по дороге у прохожих точное местонахождение этого еврейского поселения. Среди шиитского населения, составляющего большинство в этом регионе, ощутимо отсутствие ненависти к своим еврейским соседям, которые решили остаться в этом регионе. Это неудивительно, когда геополитическая напряженность между самопровозглашенным лидером шиитского мира Ираном и Израилем достигла своего апогея, а лозунги «Смерть Израилю!» легко заметить на улицах Тегерана. Но тот факт, что в Губе нет ненависти к евреям — должны оценить все. Одной из важных причин отсутствия ненависти является тюркско-персидская вражда, которая уходит корнями в историю. Тюрки и иранцы были давними врагами, и эту пропасть вражды не смогла преодолеть даже общая религия. Азербайджанцы имеют тюркское происхождение, поэтому вражда между Ираном и Израилем не имеет для них никакого значения.
Красная Слобода
Добравшись до еврейского поселения, автор решил много ходить пешком, чтобы полюбоваться архитектурой этого района и впитать в себя эстетику этого еврейского поселения. Всегда лучше посетить местный этнографический музей или центр знаний любого другого рода, чтобы получить углубленную информацию о регионе, что автор и сделал.
Он дошел до древней недавно отреставрированной синагоги «Карчоги», которая была закрыта в советское время и теперь превращена в Музей горских евреев благодаря усилиям ее уроженцев — Года Нисанова, Зараха Илиева и Германа Захарьяева. Созданием общей концепции и сбором экспонатов занимался Международный благотворительный фонд СТМЭГИ — крупнейшая организация, объединяющая горских евреев по всему миру.
Праведный раввин Реувен бен Шмуэль
Здешним евреям, как и евреям других регионов мира, приходилось бороться за свое существование против захватчиков, желавших стереть их с лица земли. Автор наткнулся на сагу о чуде «Разрезанной книги» в музее горских евреев. Давным-давно, в 18 веке, евреи мирно жили со своими соседями в Губинском ханстве, но на горизонте замаячили темные тучи. Армия иранского завоевателя Надир-шаха вторглась в ханство и дошла до города Гусары, где жило много евреев, а их лидером был праведный раввин Реувен бен Шмуэль.
Командующий войсками Надир-шаха дошел до местной синагоги и напал на евреев, но храбрый раввин Реувен бен Шмуэль противостоял ему, иранский командующий напал на раввина с мечом, но ударил Тору в руке раввина, а не в него самого. Полководец был потрясен и ошеломлен, он понял, какой грех совершил, ударив по священной книге, он решил покаяться по совету раввина и спас жизни всех евреев в округе, это стало называться сагой о чуде «Очищенной книги», и горские евреи до сих пор помнят храбрый поступок раввина. Вскоре губинский хан Хусейн Али разгромил армию Надир-шаха, и евреи сообщили ему о своем намерении переехать из Гусары в бывшую столицу Губинского ханства на левом берегу реки Гудиялчай, где сейчас находится Гырмызы Гасаба.
Жизнь горских евреев
Горские евреи говорят на языке джуури. Около 2% лексики джуури имеет ивритское или арамейское происхождение. Эти слова относятся к религиозной стороне жизни горских евреев: «благословение», «обрезание», «святой», «суббота» и т.д. После установления советской власти в джуури в большом количестве вошли новые заимствования из русского, а горские евреи, проживающие на территории Азербайджана, привнесли в свой язык множество азербайджанских слов. Что касается экономики горских евреев, то многие из них были земледельцами, на Кавказе горские евреи с древних времен выращивали в окрестностях Губы и Тарки марену. Также исторически сложилось, что выращивание табака является одним из основных занятий горских евреев, а во второй половине 19 века горские евреи преуспели в виноградарстве.
Доблесть горских евреев в борьбе с нацистами
Многие горско-еврейские женщины сражались на фронте с первых дней Второй мировой войны, среди них были участницы партизанского движения, разведчицы, медсестры, няни, радистки, связистки и операторы локаторов. В тылу они самоотверженно трудились на производстве. В 1942 году, когда нацисты стремились захватить Баку, при подходе к Дагестану горско-еврейские женщины рыли окопы.
Среди горских евреев, храбро сражавшихся на фронтах: офицер Александр Семендуев, прошедший от Москвы до Праги в составе гвардейского минометного дивизиона (всемирно известного дивизиона «катюш»), поэты Шауль Симанду, Дубия Бахшиев, Данил Атнилов, Манувах Дадашев, драматург Юно Семенов, писатели Миши Бахшиев, Хизгил Авшалумов. Марк Шамаев и Йонатан Соломонов принимали участие в Сталинградской битве. Связистки Вера Ханукаева и Ася Абрамова были награждены орденами и медалями. Журналист Борис Михайлов был убит в Восточной Пруссии. Мугдаши Хизгилов был активным участником партизанского движения.
Сионизм горских евреев
Сионистская деятельность среди горских евреев началась сразу после Первого сионистского конгресса, состоявшегося в 1897 году в Базеле. Два делегата от горских евреев, Мататьягу Богатырев и Шломо Мардехаев, приняли участие в Четвертом и Шестом сионистских конгрессах, состоявшихся в Лондоне в 1900 и 1903 годах соответственно. 20 августа 1901 года в Тифлисе (Тбилиси) открылся Первый сионистский конгресс Кавказа, на котором присутствовали 25 делегатов, в том числе ашкеназы, грузинские и горские евреи. 21 августа 1917 года в Баку состоялся Второй сионистский конгресс Кавказа. Среди делегатов было пять представителей горских евреев. В июле 1919 года был созван Третий сионистский конгресс Кавказа с участием горских евреев, на котором был поднят вопрос о желании 12 000, в основном горских евреев, немедленно выехать в Палестину. Но условия того времени не позволяли этого сделать. В 1970 году началась первая волна репатриации в Израиль, в ходе которой 12 000 горских евреев переехали в Израиль.
Прекрасный визит
Автор чувствовал себя по-настоящему счастливым, наблюдая за мирной и процветающей жизнью евреев в стране с шиитским большинством в современном мире, который становится все более геополитически раздробленным. Автор хотел бы отметить доброжелательное отношение всего персонала музея горских евреев, особенно г-на Камрана, который прошел лишнюю милю, чтобы автор и его отец чувствовали себя комфортно на земле горских евреев. Евреи и сочувствующие еврейскому народу во всем мире должны принять решение посетить как можно больше мест еврейского наследия в мире, насколько это возможно и посильно для них, чтобы эти места могли быть сохранены для потомков, давайте примем решение сохранять и продвигать еврейское наследие во всем мире, где бы оно ни находилось.
Times of Israel, перевод Ильи Амигуда