|
Стелла Давыдова
Стелла Давыдова

Эхо войны и память сердца в жизни Михаила Нисимова

Эхо войны и память сердца в жизни Михаила Нисимова

Михаил Анатольевич Нисимов — человек с Большим Сердцем. Несмотря на серьезный бизнес, на занятость он находит время и силы для поиска захоронений участников Великой Отечественной войны.

- Михаил, давно ли вы занимаетесь поиском захоронений солдат? По велению сердца или по чьей-то просьбе?

- Я с гордостью ношу имя родного брата моего деда по отцовской линии: его звали Муной Гашумович Нисимов. С детства я знал, что он был летчиком: об этом рассказывали старшие в семье. На могиле его брата на еврейском кладбище в Грозном была табличка с его именем, но я всегда хотел узнать, где он погиб. Когда в нашу жизнь пришел интернет, поиск информации облегчился. Могилу Муноя Гашумовича я, к сожалению, так и не нашел, но в соцсетях мне попались документы о том, откуда он призывался и где служил. Последним известным местом, где он воевал, была Прибалтика. Место его захоронения до сих пор неизвестно.

Именно тогда я понял: если не я, то кто? Так начался мой путь. В процессе поисков я стал находить других однофамильцев и наших соплеменников, пропавших без вести или похороненных вдали от родины. В селе Экономическое близ нашего города Крымска Краснодарского края мы нашли захоронение родственника моего двоюродного брата — Табулова Алексея. Его мама — Ханукаева, по ее линии мы вышли на Георгия Давыдовича Ханукаева, который погиб в Крымске. Место захоронения также установлено.

- Сколько захоронений воинов разных национальностей вы нашли?

- Сколько именно захоронений удалось установить, я точно не скажу. Я не веду подобной статистики, да и суть не в цифрах. У меня есть друзья самых разных национальностей, с которыми мы делимся находками, информацией, помогаем друг другу. Кто-то находит документы, кто-то памятные таблички, кто-то — фотографии. Это общее дело. К сожалению, некоторые могилы находятся за границей. Например, брат моего дедушки по материнской линии, Табулов Магий Азаронович, вероятно захоронен на территории Украины. Место захоронения: Украинская ССР, Запорожская область, с. Прибовье. Информация есть — и это главное. Она ждет своего часа.

- Вы тратите на это поистине богоугодное дело свое время и силы. Будете и дальше продолжать поиски? Ведь прошло более 80 лет…

- Пока есть память — есть и долг. И я считаю, что долг каждого из нас — сделать так, чтобы ни одно имя не было забыто.

- Михаил, расскажите нашим читателям, как вы нашли последнее захоронение нашего соплеменника, горского еврея? Вы сделали всё, чтобы мир спасенный помнил о нем.

- День 9 мая я, как и многие, провожу особенно: просматриваю сайт «Бессмертный полк», где собраны истории и фотографии павших. Особое внимание я всегда уделяю фамилиям моих соплеменников, горских евреев, выходцев из Грозного и из Дагестана. Особое внимание обращаю на фамилию «Нисимов», которая мне по-настоящему близка. Возможно, речь идет даже о родстве.

И вот на одной из страниц я увидел анкеты, размещенные моим другом, Артуром Нисимовым. Один из воинов по фамилии Нисимов погиб в Польше, а у второго, Нисимова Рафаила Гедальевича, погибшего 16 февраля 1943 года, в графе «Место захоронения» значилась станица Азовская Северского района Краснодарского края.

Я буквально остолбенел. Дело в том, что станица Азовская расположена по дороге из Крымска, где я живу, в Краснодар, где живут мои дети, брат и сестра. Уже почти полвека мы ездим этой дорогой несколько раз в месяц. И все это время мы проезжали мимо места, где покоится наш земляк, возможно даже родственник.

Я сразу же позвонил Артуру. Он подтвердил: да, по его сведениям, в станице действительно похоронен его родственник, но никто из семьи никогда не был у его могилы. После этого я дал себе слово найти захоронение и отдать дань памяти лично.

Через несколько дней с женой, дочерью и внучкой мы отправились в путь. В станице оказалось два братских захоронения. Первое — в ее центре, но Рафаил там не числился. Второе расположено на другом конце станицы, на возвышенности, вокруг него образовалось большое станичное христианское кладбище. Именно там я нашел плиту с нужной фамилией. На плите была допущена ошибка: вместо «Нисимов» было написано «Насимов». Однако в базе «Мемориал» и на сайте «Бессмертного полка» было указано, что возможна опечатка. Мы не сомневались: это наш человек.

Я сделал фотографии, снял видео и тут же отправил Артуру в Москву. Позже мне звонили родственники, благодарили: впервые у них появилась возможность увидеть место, где покоится их близкий человек.

- Михаил, вы благородный и милосердный человек, как вы решили увековечить память этого солдата, отдавшего жизнь за наше мирное существование?

- Вернувшись в Крымск, я решил: память должна быть вечной. Я заказал мраморную табличку с фотографией Рафаила Гедальевича, с указанием даты рождения и смерти и надписью: « От благодарных потомков».

Я позвонил нашему краснодарскому раввину Мендлу Лазару, рассказал ему обо всем. Он посоветовал мне добавить на табличку цитату на иврите, по нашей традиции. Так я и сделал.

- Расскажите нам, что вы узнали о Рафаиле Нисимове?

- Рафаил Гедальевич Нисимов, командир отделения, родился в Москве в горско-еврейской семье, но перед войной его родители вернулись на родину в Дербент. Именно оттуда Рафаил был призван на фронт и оказался в Краснодарском крае. 20-летний парень погиб в боях за станицу Азовскую.

- Расскажите об этих боях.

- 17 февраля 1943 года, на следующий день после гибели Рафаила, станица Азовская была освобождена от немецко-фашистских захватчиков. 17 февраля в наступление перешли полки 399-й стрелковой дивизии. Завязались ожесточенные бои: 1137-й стрелковый полк после мощной артподготовки, совместно с 16-й гвардейской стрелковой бригадой, прорывал мощную оборону врага у самой станицы Азовской. В операции участвовали партизанские отряды «Мститель» и «Иль». К концу дня сопротивление врага было сломлено, и станица Азовская была освобождена.

А Рафаил Гедальевич Нисимов погиб за один день до этого. Один-единственный день отделял его от того момента, когда земля, за которую он отдал свою юную 20-летнюю жизнь, стала снова свободной.

- Что бы вы хотели сказать нашим читателям? Ведь такие воины, как наш герой Рафаил Нисимов, шли к любви и милосердию в беспощадной той войне.

- Память о войне сильнее времени. Сколько бы ни прошло лет, она будет жить в сердцах тех, кто помнит. А мы помним и будем помнить. Всегда.

Если кто-то из близких родственников захочет навестить место захоронения, то двери моего дома всегда открыты: встречу, отвезу и все покажу.

3 июня 2025 года Михаил Анатольевич Нисимов с семьей снова поехал в станицу Азовскую с новой памятной табличкой и установил ее на братской могиле, завершив начатое им дело. Он увековечил память о Рафаиле Нисимове.

Похожие статьи