Авраам-коэн и рабби Моше бен Авраам Агароновы

Авраам-коэн и рабби Моше бен Авраам Агароновы

Семья Агароновых очень известная в городе Буйнакске, но там они жили не всегда.

Предки моей мамы Ирины (Евфрат), прадеды и деды, - из селения Дашляхар, которое теперь именуется Серго-Кала. Этот город находится близ Дербента, большой промежуток времени там жили евреи, а потом, когда они переселились в города, на их места пришли даргинцы, которые прежде жили в аулах. 

Коэны - еврейское сословие священнослужителей в иудаизме из рода потомков Аарона. Коэны исполняли священнослужение сначала в Скинии, а впоследствии в Иерусалимском храме. Статус коэна передаётся по наследству по отцовской линии, при условии соблюдения ряда определённых ограничений. (Википедия) 

Моше бен Авраам был сыном Авраама-коэна и Сары Агароновых. Авраам-коэн родился примерно в 1835 году. У него было свое дело, и работать ему приходилось много, потому что семья была большой по современным меркам, а по меркам того времени это было не редкостью, когда в семье росло много детей. 

Семья была религиозной и детей они воспитывали тоже согласно религиозным традициям. У них родилось восемнадцать детей, но выжили только десять: шесть сыновей и четыре дочери. Младший сын Ээру поехал учиться в ешиву в Вильнюс, он очень много учился и получил «дестюр» (диплом раввина) уже к 22 годам, а когда должен был уже приступить к работе раввина, умер в синагоге во время чтения молитвы. 

В 1922 году паромом через Батуми Авраам-коэн уехал из Дагестана в Палестину, забрав с собой старшего сына Хаима и предпоследнего - Ихануна. О них нашей семье известно только то, что они получили образование и обосновались в Израиле, и стали достаточно состоятельными людьми. Позже эту дорогу из Дагестана в Палестину закрыли, и остальная часть детей осталась жить в Дагестане: в Буйнакске и Махачкале. 

Авраам-коэн умер в 1932 году. Его портрет сохранился до сегодняшних дней, он находится в Центральной синагоге Тель-Авива, что на ул. Алленби.
Рабби Моше бен Авраам-коэн родился в 1894 году, и большую часть жизни отдал синагоге и служению своему народу в г. Буйнакске. Кроме исполнения обязанностей раввина, он ещё работал каменщиком, тесал из камня памятники, делал надписи на могилах, этим заработком и кормилась его семья. 

У Моше бен Авраама был сын Гуршум и две дочери, Юдифь и Эстер. Прадед Моше, или как его еще называли «Миши-киин», пользовался уважением не только у евреев, но и у представителей других общин - мусульманской и православной. 

Мусульмане называли его Магомед, и неоднократно ему после войны приходилось делать «Маслахат» - то есть мирить между собой кровно враждующие семьи.
Во время Великой Отечественной войны много еврейских мальчиков и девочек попадали в детские дома и Моше, будучи как раз в это время раввином в Буйнакской синагоге, взял на себя обязательство делать обрезание мальчикам, оставшимся без родителей. 

Он приглашал домой «миньян» и в соответствии с еврейскими обычаями делал мальчику обрезание, потом ухаживал за ребенком после этого, а когда все уже было хорошо, возвращал детей в интернат. Эти люди остались в иудаизме и создали еврейские семьи, и сейчас они имеют уже внуков и правнуков, которые проживают на территории России и Израиля. 

Рав Моше давал детям еврейские имена по Торе, потому что считал, что если ребенку дать неподходящее имя, то и судьба у него может сложиться неблагополучно. Моше умер в 1964 году, в Буйнакске. Провести его в последний путь собралось около тысячи человек, люди ехали со всех городов Кавказа и Закавказья. 

На его могилу до сих пор приходят люди, считая его праведником и святым человеком, чтобы попросить помощи и помолиться, и люди не только нашей веры.
Рядом с ним похоронена его жена - Сапиро. Моше и Цадок были родными братьями и поженили своих детей, Сару и Гуршума. У них родилось четверо детей: сын Олег (его назвали в честь Авраама-коэна) и три дочери: Мила, Софа-Сапиро (зихрона ле-враха), которая носила имя жены рабби Моше - Ципоры, и Ирина. 

Все дети получили высшее образование и на сегодняшний день проживают в Пятигорске, они чтят память предков и всегда поступают так, как их учили родители. Олега часто приглашают, когда делают «пидьон а бен» (выкуп первенца), как представителя рода коэнов.

Подготовила Диана Эльдарова


Прадедушка Миши (рабби Моше аКоэн)


Дедушка Гуршум уходит на фронт


Бабушка Сарра

Похожие статьи