|
Ирина Михайлова

Один из 1732. История одного солдата

Один из 1732. История одного солдата

В июле 2016 года в Дербенте был торжественно открыт мемориал «Бессмертный полк», посвященный памяти участников Великой Отечественной войны. На мемориале выбито 1732 имени. Среди них – Лазарь Рахамимович Абрамов, в память о котором недавно состоялся траурный митинг. Подробный репортаж с мероприятия опубликован на сайте STMEGI в разделе «Новости общины».

Многие захотели подробнее узнать о том, как были найдены останки Лазаря Рахамимовича, как их транспортировали на родную землю. Сегодня попытаюсь поделиться теми фактами, что мне известны.

В 60 км от Киева расположено тихое и живописное украинское село Марьяновка, которое входит в состав Васильковского района. Однако в 1941 и 1943 годах на окраинах этого села разыгрывались страшные трагедии, шли ожесточенные бои: разрывались снаряды и свистели пули, отбирая жизни сотен и тысяч солдат.

Красная Армия несла большие потери в июле 1941 года. Погибших боевые товарищи наспех предавали земле, отмечая могилы крестами или солдатскими пирамидками. Имена погибших писать было некогда, да и знали не всех. Иногда в одной могиле, которыми порой служили обычные стрелковые ячейки и блиндажи, хоронили 2-3, а зачастую и больше бойцов.

Так как линия обороны проходила по самой окраине села, большинство могил было в частных дворах и огородах, в зарослях кустарников. Одни из них были заброшены, за другими десятилетиями ухаживали добрые и совестливые люди.

Ежегодно 9 мая жители села Марьяновка возлагали цветы к могилам под солдатскими пирамидками и крестами, разбросанными по всему населенному пункту. Больше 70-ти лет временные могилы неизвестных солдат так и оставались последним постоянным пристанищем героев.

Затем администрация села Марьяновка приняла решение перенести одиночные могилы в одно братское захоронение. Представители администрации связались с поисковиками ВОО «Союз «Народная Память». Больше 5-ти лет изучались архивы, проводились разведки, обобщалась информация о боях на территории села.

Планировалось начать работу еще в 2014, но в связи с началом боевых действий на востоке Украины команда поисковиков вынуждена была заняться другими волонтерскими проектами

И вот появилась возможность осуществить давно запланированное. В марте 2017-го поисковики АМПО «Обелиск», входящей в состав ВОО «Союз «Народная Память», наконец-то отправились в экспедицию. В течение 10-ти дней они двигались от двора ко двору, от огорода к огороду – в поисках могил солдат.

Иногда местные жители просили проверить другие огороды на наличие ВОП (взрывоопасных предметов), так как при обработке земли они не раз выкапывали предметы времен Второй Мировой войны, в том числе патроны, фрагменты амуниции. Люди вместе с проявляемым любопытством делились и ценной информацией, которая помогала работе поисковиков. Каково было их удивление, когда на участках, где годами выращивалась картошка, были обнаружены неизвестные захоронения павших защитников Родины.

Поисковиками АМПО «Обелиск» были обнаружены останки 23-х красноармейцев. При солдатах оказались 9 ЛОЗов (личных опознавательных знаков), которые волонтеры сдали на экспертизу. К сожалению, только 5 из них удалось прочесть. По одному ЛОЗу были идентифицированы останки бойца Абрамова Лазаря Рахамимовича, 1908 года рождения, призванного Дербентским военным комиссариатом 29 июня 1941 года.

1 апреля 2017 года во всех соцсетях было опубликовано сообщение, что разыскиваются родственники солдата Абрамова. Информацию опубликовал на своей странице в Facebook и Ярослав Жилкин, глава правления «Народной памяти».

Информацией со мной поделилась корреспондентка из Махачкалы Анна Гаджиева, зная, что я, конечно, не оставлю без внимания такой удивительный случай.

Нужно было наладить связь с ребятами из организации «Обелиск». Я написала им в соцсети, но ответа не последовало. У нас не было и общих друзей, мои сообщения они не могли открыть (как выяснилось позже).

Начались поиски родственников Абрамова в Дербенте. Мать солдата звали Сарой, она безуспешно разыскивала сына много лет. Об этом было написано на сайте погибших www.obd-memorial.ru. О том, что имя матери Лазаря – Рахамимова Сара Беньяминовна, говорилось и в личном опознавательном знаке. Но эту женщину ни в городе, ни в общине никто не знал или не мог узнать. Мне пришла в голову мысль позвонить одной женщине – по двум причинам: она проживала по улице 3-го Интернационала, 13, откуда призывался Лазарь Абрамов, кроме того, ее звали Сара Рахамимова.

Найти номер телефона оказалось несложно. В разговоре с ней выяснила, что ее дочери Розе Рахамимовой позвонила женщина, которая также вела поиск родственников Лазаря. Я уточнила ее имя. Оказалось, что параллельно со мной поиском занималась Виктория Нестратенко. Я связалась с ней, и Виктория помогла мне наладить связь с Евгением Куковеровым, волонтером АМПО «Обелиск».

Мостик был перекинут. Время шло. 7 апреля на страничке Ярослава Жилкина уже появилось сообщение, что удалось идентифицировать останки еще 3-х солдат:

«Прочитаны и идентифицированы еще три ЛОЗа. Все уроженцы Чечено-Ингушской АССР.
Дмитриев Петр Иванович, 1913 г.р., Сунженский р-н, ст. Орджоникидзевская
Пропал без вести 08.1941.
Логачев Петр Елисеевич, 1908 г.р., проживание там же.
Пропал без вести 10.1941.
Есин Иван Иванович, 1914 г.р., р-н тот же, ст. Ассиновская.
Пропал без вести по документам 02.1942. Связь прекратилась в 1941-м».

У погибших Логачева и Дмитриева остались дочери Мила Браташова и Таисия Шайдарова, которые проживают в городе Новопавловске Ставропольского края на соседних улицах. Решено было привезти останки бойцов в Ставропольский край и захоронить их 19 апреля.

Волонтеры поискового отряда «Обелиск» согласны были привезти и останки Лазаря Абрамова. Братья Александр и Евгений Куковеровы принимали участие в поднятии останков. Александр сопровождал «груз».

Времени до выезда группы с Украины оставалось очень мало. Я обратилась к председателю еврейской общины Дербента Роберту Илишаеву с просьбой поговорить с членами общины, чтобы найти возможность привезти останки погибшего в бою солдата Абрамова на родную землю.

Община приняла решение привезти останки из Новопавловска в Дербент. За очень короткое время и украинская сторона, и председатель синагоги «Келе-Нумаз» подготовили необходимые сопроводительные документы.

Доставил останки в Дербент Станислав Юхананов. Уже 20 апреля в торжественной обстановке останки были захоронены на иудейском кладбище с воинскими почестями и в соответствии с еврейской традицией.

Вместе с тем мы продолжили поиск родственников. Мы с мужем обратились к служителям кладбища с просьбой помочь разыскать могилу матери Лазаря Рахамимовича. С их помощью удалось найти могилу, на которой было написано «Рахамимова Сара Беньяминовна. 1883-1966». Значит, она все-таки была. Жила в Дербенте, хотя и скончалась более 50 лет назад.

Была еще надежда, что, возможно, на надгробии будет фотография женщины, это облегчит поиски. Но, увы…

Поиски продолжались во всех направлениях. Я обратилась за помощью и к жителям Израиля. Миша Ханукаев опросил своих родственников и знакомых. Он подсказал, что у матери Абрамова было двойное имя. Ее называли Берериё-Сара. После гибели сына она усыновила и вырастила ребенка. Его потомки живут в Израиле. А единственным родственником в Дербенте оказался Шурик Левиев. Погибший приходился двоюродным братом его отцу.

Вот такая история. На митинге присутствовала супруга Шурика – Елена Левиева. К сожалению, сам он не мог присутствовать по состоянию здоровья.

Пока проходили мероприятия по перезахоронению Абрамова, Дмитриева и Логачёва, от экспертов пришла расшифровка еще одного вкладыша ЛОЗа. Идентифицированным оказался Скапоущенко Антон Афасасьевич, 1920 г.р., уроженец села Бырловка, Бершадского района, Винницкой области. Уже найдены родственники Скапоущенко, и, по стечению обстоятельств, один из них проживает сейчас в селе Марьяновка. В связи с этим решено провести перезахоронение Скапоущенко рядом с его боевыми товарищами.

Пока найденные останки 18 бойцов, чьи имена не удалось установить, будут находиться на депонировании (временное хранение останков) в местной церкви. Торжественное перезахоронение погибших планируется на 6 мая 2017 года на территории центрального мемориала села Марьяновка.

Все эти солдаты служили в 165-й стрелковой дивизии, которая была сформирована согласно приказу Народного Комиссариата обороны СССР от 8 июля 1940 года в Грозном и Владикавказе. 17 июля её командиром был назначен полковник Иван Васильевич Захаревич. Сразу же после начала войны дивизия пополнилась до штатного расписания и насчитывала около 14 тыс. человек. В 165-ю дивизию было зачислено около 5 тыс. призывников, в основном уроженцев Осетии. В последних числах июня дивизия по железной дороге отбыла на фронт, и к концу первой недели июля части дивизии начали выгружаться под Киевом.

Одним из первых сражений 165-й стрелковой дивизии с гитлеровцами стал бой у г. Фастов 20 июля 1941 года.

К 25 июля 165-й дивизия держала оборону в районе села Марьяновка, сдерживая наступление немецких частей на Киев. На рассвете следующего дня противник обрушил удар артиллерии и авиации по дивизии, затем атаковал её передний край крупными силами танков и пехоты.

Атака противника с трудом была отбита, но дивизия понесла большие потери. Следовательно, работа поисковых групп еще не закончена…

В заключение хотелось бы поблагодарить волонтеров поискового отряда за их нелегкий, но очень нужный людям труд. Один из 1732 человек захоронен у мемориала «Бессмертный полк». Это стало возможным через 76 лет – благодаря тому, что живут еще на свете неравнодушные люди.


Похожие статьи