Иудеи в историческом пространстве Дербента и его округи. Часть 8

Иудеи в историческом пространстве Дербента и его округи. Часть 8

Иудеи в историческом пространстве дербента и его округи
(из опыта каталогизации еврейских надгробных памятников Южного Дагестана).
Статья 8

Хели-Пенджик

Как мы писали ранее, к XIX веку еврейское население в Дагестане было по-прежнему сосредоточено в основном в сельской местности. В Кюре еврейские кварталы имелись в селениях Имам-кули-кент, Мамрач, Хош-Мемзиль, Араг, Ханджалкала. В Кайтаге - Маджалис и Янгикент, в Тарковском владении - Эндирей, Аксай, Костек и Тарки, в Дербентском владении - Рукель и Аглаби, а селения Абасава, Селах, что рядом с Хучни, и Нюгди-Мюшкюр были чисто еврейскими. В Табасаране Корчаг и Хели-Пенджик наряду с другими еврейскими селениями Араг, Джерах и Гимейди, находились в горных областях и непосредственно примыкали к Дербентскому ханству с юго-запада. Исследователи отмечают, что диалект жителей этих селений очень близок к дербентскому и практически неотличим от него. Возможно, что, именно, сосредоточенность их в сельской местности сохраняла эту устойчивость языка.

Заселение этих горных долин связывают со второй волной миграций иранских евреев на Восточный Кавказ, которая была связана с тем, что в XVI веке этот регион был подчинен Ираном. Шах Аббас I (1587-1629) для того, чтобы усилить свои позиции, переселил туда несколько тысяч человек из Ирана, в том числе и евреев. Часть евреев была поселена им на востоке Грузии, часть - в Дербенте и в некоторых селах, расположенных к югу и юго-западу от него.

После того как горские евреи покинули свои прежние места проживания, прошло немало времени, но топонимика сохранилась. Так, например, в селении Хели-Пенджи, покинутом горскими евреями в начале XX века есть места, названные местными жителями «Еврейская скала» и «Джууд-куче» (букв. «Еврейская улица»), что напоминает о живших здесь когда-то горских евреях.

Старое кладбище в современном селении не сразу удалось найти (Рис.1). Оно расположено при въезде в селение, слева у трассы, в 500 м. от указателя населенного пункта. Кладбище занимает площадь около 200 кв. м., в каждом ряду по 4, иногда 5 надгробий, приблизительно, в 9 рядов. Жилые дома, подходящие вплотную к кладбищу, и разрушения не позволяют восстановить прежние его границы. Уцелело 44 памятника, между ними еще 12 просевших могильных ям без надгробных стел.

Все надгробия представляют собой стелы, без какого-либо орнамента, только на некоторых были вырезаны экраны, в которых были вырезанные поминальные тексты (Рис. 2-4). Хронологические рамки некрополя: 50-ые годы XIX в. - самое начало XX в., что позволяет судить о кратковременности поселения: в одно-два поколения. Представлены несколько видов почерков, ходивших, практически, в одно и то же время, два из них находят параллели с эпитафиями из Нюгди этого же времени, причем они и стилистически очень близки. Сами эпитафии довольно однообразны: вступительная формула только одна: «по никбар» «здесь покоится» - полная и аббревиатурная запись (פ''נ). Способом передачи даты - здесь всегда была запись по Малому счислению (לפ''ק), - а также редко употребляемыми эпитетами, кладбище селения Хели-Пенджик сближает с соседней общиной Корчага.

Рисунки
Рис. 1 общий вид на кладбище Хели-Пенджик; фото Кашовской Н.В.
Рис. 2 надгробие Исраэля, сына Товита, 1892 г.; фото Кашовской Н.В.
Рис. 3 надгробие Авраама, сына Манасии, 1891 г.; фото Кашовской Н.В.
Рис. 4 надгробие Шмуэля, сына Иг`онатана, 1883 г.; фото Кашовской Н.В.

Автор: Наталья Кашовская

Похожие статьи