Горские евреи и другие народы Северного Кавказа до 1917 года

Горские евреи и другие народы Северного Кавказа до 1917 года

После победы в Кавказской войне Российская империя взяла курс на разрушение прежней системы существовавших в Дагестане и Чечне небольших ханств. В связи с этим горские евреи были выведены из юрисдикции шариатских судов и стали подчиняться только русским законам. Это вызвало большое сопротивление местной знати, одним из источников финансов которой были поборы с «неверных».

Отношения между горскими евреями и соседями-мусульманами, не принадлежавшими к привилегированным сословиям, складывались добрососедские. И.Ш. Анисимов, один из выдающихся исследователей культуры и быта горских евреев, указывает даже на случаи браков между евреями и мусульманами, в результате которых супруг менял вероисповедание. Более того, обе стороны оказывали культурное влияние друг на друга. В некоторых аварских, андийских и других семьях наблюдается такая традиция, как зажигание женщинами свечей в канун субботы. Смысл данного обряда неизвестен этим народам, однако он явно указывает на сильное влияние еврейской традиции, которую не смог полностью вытеснить ислам. В то же время у горских евреев наблюдались некоторые обычаи, свойственные этому региону, например, кровная месть и некоторые брачные обряды, включая похищение невесты.

Иногда между горскими евреями и их мусульманскими соседями иногда возникали конфликты. Например, конфликт мог возникнуть во время нахождения горского еврея в гостях у мусульманина, где тот не мог разделить мясную трапезу, так как мясо не соответствовало требованиям кашрута, чем очень задевал хозяина дома. Если же серьёзный конфликт происходил между представителями еврейской и мусульманской общины, то зачастую он перерастал из межличностного в межобщинный. И.Ш. Анисимов пишет о том, что иногда только вмешательство администрации позволяло разрешить конфликт.

Часто конфликты возникали по вопросу владения землёй и источниками воды. В силу малого количества пригодных для обработки земель конфликт за пригодные земли приобретал насильственные формы. Пользуясь относительной слабостью еврейских соседей, отряды, подконтрольные племенной знати, изгоняли еврейских земледельцев с обрабатываемых земель, однако сами эти земли не возделывали. Таким образом, многие изгнанные евреи были обречены на жалкое существование на окраинах городов. Только установление российской власти на Северном Кавказе позволило евреям не опасаться за сохранность своего имущества, хотя отдельные конфликты происходили вплоть до 1920-х гг.

Если же евреи и мусульмане занимались разными видами труда, конфликтов между ними не возникало. Особую роль в жизни дагестанских аулов играли еврейские торговцы, обеспечивавшие связь высокогорных поселений с городами на равнине. Горско-еврейские ремесленники обеспечивали предметами быта своих мусульманских соседей, чем завоевали у них уважение.

Большим уважением у мусульманских соседей пользовались и некоторые горско-еврейские старейшины, которых они считали мудрецами. Они приходили к ним за советом и помощью; здесь же стоит отметить, что могилы горско-еврейских мудрецов до сих пор считаются святыми местами в Дагестане даже среди мусульманских народов.

Таким образом отношения между горскими евреями и их мусульманскими соседями являлись добрососедскими; в то же время нельзя не отметить, что из-за нехватки пригодных для обработки земель возникали конфликты. Однако основным источником конфликтов была мусульманская племенная верхушка, занимавшаяся грабежом и поборами с евреев; представляется, что эта ситуация стала одной из главных причин того, что большинство горских евреев поддержало установление советской власти в Дагестане в ходе Гражданской войны.

Геннадий Богданов

Похожие статьи